Кузебай Герд – известный литератор и общественный деятель Удмуртии, который занимался писательской деятельностью, а также изучением и сохранением культурного наследия удмуртского народа. Он создал первую хрестоматию для удмуртских детей, которая была признана лучшей книгой для обучения детей всех национальностей Поволжья. Многие школьники изучали литературу по его книге, благодаря чему его труды стали широко известны и популярны.
После того, как Кузебай Герд ушел из жизни, прошло уже 84 года, но его потомки всё ещё чтят его память. Удмурты, которым он служил в молодости, благодарны ему за это. Он видел в Октябрьской революции возможность для своих соотечественников выбраться из "темной ямы", в которую они попали несколько веков назад. Однако ему была чужда классовая борьба, которая разразилась в обществе.
В своих стихах Кузебай воспевал Владимира Ленина, хотя коммунисты не считали его своим. За любовь к родине и своему народу Герд заплатил слишком высокую цену — своей жизнью.
Детство и юность
Кузьма Павлович Чайников (также известный под псевдонимом Кузебай Герд) родился 2-го числа по старому стилю, то есть 14 января 1898 года, в поселке Покчивуко, который расположен в Вавожском районе, ныне именующемся Большая Докья. Его семья была обычной удмуртской крестьянской многодетной семьей, и Кузьма был пятым ребенком в ней. Всего у родителей было семеро детей.
Отец ушел из жизни, когда мальчику было всего семь лет. После этого мать отправила его учиться в начальную земскую школу. Благодаря учителю, который заметил его способности, мальчик продолжил обучение в Вавожской школе. Кузьма был очень любознательным мальчиком, который увлекался чтением.
В 1912 году он поступил студентом Кукарской учительской семинарии и сумел завоевать авторитет у товарищей и преподавателей. Он учился за счет государства, так как был самым бедным среди всех студентов. Все предметы он знал на "отлично", кроме математики, которую не любил.
Еще в двенадцать лет Кузьма начал собирать и записывать удмуртские народные песни, а также стал писать свои собственные стихи, подражая им. Во время учебы он продолжал заниматься литературной деятельностью, издавая журнал под названием "Семинарское дело", который был написан от руки. Большую часть материалов в этом журнале предоставил сам Кузебай, подписываясь псевдонимами, такими как "Ни кто иной", "Такой-сякой", "Один из многих" и другие.
В мае 1916 года он получил свидетельство об окончании семинарии и осенью того же года начал работать заведующим Большеучинской двухклассной школы. Он занимал эту должность до момента перевода в удмуртский отдел Малмыжского УОНО в марте 1918 года, опять же на руководящую должность.
Через два года, в марте 1920 года, Кузебай стал руководителем издательского отдела Удмуртского комиссариата. Он также инициировал создание первого удмуртского детского журнала под названием «Муш» (в переводе на русский язык – «Пчела») и стал его редактором. В 1921 году он активно участвовал в открытии детских домов в городе Ижевске для детей-сирот.
С 1922-го по 1925-й годы Герд учился в Высшем литературно-художественном институте имени Брюсова, где познакомился с многими талантливыми людьми, посещал лекции знаменитых ученых и увлекся научной работой, особенно интересовали его фольклорные семинары академика Соколова.
В 1926 году он основал и возглавил удмуртскую писательскую организацию ВУАРП, а также стал директором Удмуртского областного краеведческого музея.
Получив диплом, Герд поступил в аспирантуру Института народов Востока РАНИОН, где он изучал этнографию и фольклористику. Он написал несколько докладов, которые были высоко оценены специалистами, и занимался литературной деятельностью, принимая участие в литературной жизни Москвы и встречаясь с известными личностями.
Литературная деятельность
Кузебай стал одним из трех писателей, которые создали Всесоюзное объединение литераторов «Кузница». Герд и Валайтис стали авторами первой антологии советской поэзии, их усилиями в 1928 году была опубликована книга под названием «Поэзия народов СССР». Это было время плодотворной работы над прозой и стихами.
За 14 лет творчества, пока он был жив, Герд успел опубликовать 12 поэм, 400 стихов, несколько десятков рассказов, повесть, 5 пьес и более 100 научных работ. Некоторые книги так и не были опубликованы, и, к большому сожалению, их рукописи пропали бесследно. Судьба научных работ Герда под названиями «Удмуртские танцы», «Алнашские песни», «Удмуртский орнамент», «Малмыжские песни», и романа «По жизни» остается неизвестной.
Кузебай стал первым удмуртским автором, который актуализировал социальную тему в своем творчестве. При этом он использовал доступные для читателей образы, чтобы прояснить смысл такого понятия, как "революция".
В его произведениях революция предстает как меч, уничтожающий старое, огонь, разгорающийся на своем пути, звон или солнце, рождающее в человеке желание жить. Писатель убежден в том, что его народ обретет свободу благодаря революции. Он писал стихи о гражданской войне – "У дороги", "В красный бой", которые со временем стали народными песнями.
Стих "У дороги" стал частью советской культуры. Кузебай стал первым удмуртским поэтом, песнями о трудящемся классе. Его произведения описывают индустриальный труд рабочих, среди которых особенно запомнились "Голубой дым" 1920 года, "Завод" 1921 года, "Бригадиры" 1930 года.
Венгерская энциклопедия "Словарь мировой литературы" отмечает, что поэма "Завод" превозносит труд рабочих и является гимном индустриальному труду. Также Герд обращается к индустриализации сельского хозяйства, о которой он пишет в стихах под названием "Новая колыбельная" 1924 года и "Трактор", опубликованный в 1927 году. В 1930 году Кузебай написал стих "Буран в деревне", в котором выражает свое недовольство насильственной коллективизацией деревни. Многие произведения поэта созданы, чтобы привлечь внимание к бедственной ситуации в селе, найти место для нового мировоззрения, которое медленно доходит до удмуртской деревни – "Акулина-секретарь", "Помолодевшие бабы", "Комсомолкой стала".
Кузебай Герд — основоположник удмуртской детской литературы. Он написал более 80 стихов и около 50 рассказов, в которых затрагивает социальные проблемы и знакомит детей с красотой родной природы. Его простой и яркий язык понятен детям всех возрастов. Кузебай владел удмуртским, марийским и русским языками, а также читал на финском, коми и других языках. Многие его произведения написаны на русском.
Библиография Кузебая Герда впечатляет своим разнообразием. Он писал научные работы и статьи по литературоведению, фольклористике, этнографии, лингвистике и педагогике. Эти статьи интересны для тех, кто хочет узнать о жизни народа Удмуртии.
К сожалению, до сих пор не были опубликованы диссертации Герда по фольклористике и этнографии, над которыми он работал во время учебы в аспирантуре. Они просто не были найдены. Некоторые фрагменты этих диссертаций, такие как, например, первая часть работы с названием "Родильные обряды и восточно-финская колыбель", были обнаружены в финских архивах.
Опубликована статья просветителя под названием "Человек и его рождение". Недавно были опубликованы несколько сохранившихся писем Кузебая, в которых четко прослеживается его жизненная позиция, отношение к различным вопросам, мысли о творчестве, литературе и научной работе. Однако многие произведения Герда Кузебая были безвозвратно утрачены.
Никаких сведений о частной жизни Герда не обнаружено в открытом доступе. Из немногих упоминаний в различных источниках можно предположить, что у него была семья. Однако ни имя его супруги, ни ее занятие не упоминаются нигде.
Нет информации о потомстве Герда Кузебая, что означает, что у него, возможно, не было наследников.
Репрессии
Если бы не сталинская машина репрессий, Герд написал бы множество научных и литературных работ. В момент ареста ему было всего 34 года. В 1929 году он закончил аспирантуру и был рекомендован для поступления в докторантуру Академии Наук СССР. Он был зачислен, но его планам на длительную заграничную командировку не суждено было сбыться.
По компрометирующему письму, написанному студентами, его отзывают обратно в Ижевск, где он устраивается на работу в совпартшколу на должность преподавателя. Кузебай Герд, удмурт по национальности, так и не получил места в педагогическом институте, зато те, кто написал на него донос, получили высокие должности и начали травлю удмуртского писателя и просветителя. Многие присоединились к ним в этом.
По мнению С.Ельцова, автора статьи «Критика литературной линии партии в Удмуртии», в литературе этого региона существовало целое направление, получившее название «гердовщина», и его выдающимся представителем был Кузебай Герд. Согласно Ельцову, поэт возвеличивал идеологию национальной буржуазии, что видно из его стихотворения «Я удмурт». Ельцов пишет, что Герд возвеличивал удмуртов, не обращая внимания на их классовую принадлежность. А в поэзии Кузебая «Буран в деревне» по его мнению, пролетариат вообще выглядит очень неблагоприятно, потому что идет в деревню с ружьем, предположительно, для ее перестройки. Ельцов уверяет, что его и единомышленникам удалось нанести едкий удар по «гердовщине».
Эти тексты сделали свою работу. В апреле 1932 года его арестовали и доставили в Нижний Новгород для допроса, после чего скоро отпустили. Однако в начале мая произошел новый арест и отправка в Нижний. Писателя обвинили в организации шпионской контрреволюционной террористической организации под названием «Союз освобождения финских народов», или СОФИН.
За это обвинение писателя приговорили к смертной казни – казни. В течение четырех месяцев его содержали в камере смертников. В этот раз писателя спас Максим Горький, благодаря его ходатайству казнь заменили ссылкой на Соловецкие острова сроком на десять лет. Кузебай был отправлен в Третью трудовую колонию, на завод Йодпрома. Там он познакомился с П.Флоренским.
К к 1936 году на Соловецком лагере произошла реорганизация, он стал тюрьмой особого назначения, куда через год начали массово отправлять заключенных.
Смерть
В это время особые комиссии НКВД проводились очень часто. В октябре 1937 года автора вновь осудила особая комиссия НКВД, и приговорила к расстрелу. Приговор был исполнен 1 ноября 1937 года.
На территории урочища Сандармох было казнено более 1111 человек, включая Кузебая Герда. Это было связано с отмечанием 20-летия Октябрьской революции большевиками. Посмертно писателя реабилитировали только в 1958 году за одно дело и в 1961 году за другое, которое было возбуждено в 1937 году.