Кузьма Петров-Водкин был художником, графиком, писателем и педагогом. В 1930 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Судьба задумала для него совсем другое – стать сапожником или железнодорожником, как он мечтал в детстве. Но судьба наградила его талантом художника, который прославил его на весь мир. Кузьма Петров-Водкин был не просто художником, а многогранным творческим человеком. Его интересовали живопись и графика, монументальное и театрально-декорационное искусство. Когда ему было запрещено работать с красками из-за здоровья, он начал писать и создал несколько автобиографических повестей.
Детство
5 ноября 1878 года в Хвалынске, маленьком городке под Саратовом, появился на свет будущий знаменитый художник. Его отец был сапожником, а мать работала горничной, поэтому судьба мальчика казалась заранее предопределенной. Однако, благодаря своему восхищению красотой родного края — зелеными садами, лесистыми холмами, берегами Волги, он не стал продолжателем семейного бизнеса. Воспитанный в гармонии с природой, мальчик получал заботу и любовь от своих бабушек и родителей.
Однажды он плавал по Волге, но переоценил свои возможности и начал тонуть. Благодаря соседу Илье Захарову, он выжил, тот спас его, а также многих других смельчаков, которых река почти унесла. Илья спас многих, но сам утонул, и Кузьма запечатлел это грустное событие в своей картине «Погибший за других». Это было первое произведение будущего известного художника.
На куске железа изображена лодка, покачивающаяся на волнах, утопающие люди и их спаситель Захаров. Тайно от всех Кузьма закрепил эту картину на могильном кресте Ильи, которого похоронили на кладбище староверов.
Первое образование Кузьма получил в четырехклассной городской школе. После того, как он ее окончил, он уехал в Самару, чтобы попробовать свои силы в железнодорожном техникуме. Идея заниматься живописью даже не возникала у него. Только после того, как он провалил экзамены, он нашел работу вывесочника. Так началась его трудовая биография.
В то же время парень занимался рисованием у художника Федора Бурова. Со временем Кузьма признается, что это обучение не приносило никакой пользы для его творчества, потому что они ни разу даже не попытались подходить к натуре.
Начало карьеры
Жизнь юноши круто изменилась, когда в его городе появился архитектор из Петербурга Роберт Фридрих Мельцер. Он оценил работы талантливого художника и пообещал помочь ему поступить на обучение. В 1895 году Петров-Водкин сдал экзамен и поступил в Центральное училище технического рисования в Петербурге, которое принадлежало барону Штиглицу. Оплату за обучение Кузьме оплачивали богатые купцы из Хвалынска. Первой работой начинающего художника стал образ Богоматери и младенца, украшавший церковную аспиду в петербургском Александровском парке.
Через два года Петров-Водкин продолжил учебу в Московском училище живописи, зодчества и ваяния под руководством Валентина Серова. В то время было принято усовершенствовать полученные знания за рубежом, поэтому Кузьма вскоре отправился в Грецию, Италию, Францию. Он также посетил Северную Африку, увидел жерло вулкана Везувий и побывал в пустыне Сахара, где его преследовали бедуины. Постепенно он накапливал впечатления и совершенствовал свою технику рисунка. В эти годы он создал свои знаменитые картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников», «Кафе».
В то же время, Кузьма организовал свою личную жизнь. В 1906 году за границей он встретил Марию Иванович. В то время он жил в пригороде Парижа, в пансионе Фонтенэ-о-Роз, и влюбился в дочь хозяйки – Марией. Они поженились и вернулись в Россию, где жили вместе. Мария была очень предана своему мужу, они поселились в Петербурге, где и прожили всю оставшуюся жизнь.
После смерти мужа именно Мария сумела сохранить все его художественное наследие и передать его в музеи.
Мир искусства
В 1909 году Петров-Водкин организовал свою первую персональную выставку. В 1911 году он был принят в «Мир искусства». В это время он создал полотно под названием «Сон», которое прославило его, но стало предметом скандала и горячих споров. Илья Репин написал отрицательную рецензию на эту картину. Александр Бенуа, наоборот, начал ее защищать и назвал настоящим шедевром.
Одной из наиболее важных работ художника в те годы была картина «Купание красного коня», особенно ее второй вариант. Первый набросок сохранился до наших дней только на черно-белой фотографии. В процессе работы над вторым вариантом Кузьма увлекся новгородскими иконами, поэтому изобразил коня в красном цвете, таким же, как под Георгием Победоносцем на полотнах мастеров Древней Руси.
Впервые эту картину выставили в 1912 году на экспозиции «Мира искусства». После знакомства с ней художник Илья Репин изменил свое мнение о Петрове-Водкине и признал, что тот обладает несомненным талантом. В 1914 году полотно было представлено на «Балтийской выставке» в Швеции. Кузьму наградили там медалью и грамотой. Однако из-за начавшейся войны художнику не удалось вернуть картину на родину, и она находилась в Швеции до 1950 года.
Певец революции
После Революции 1917 года Кузма Петров-Водкин начал преподавать и делиться своим мастерством с молодыми художниками. Он не только создавал портреты и натюрморты, которые он называл скрипичными этюдами перед концертом, но и разрабатывал собственную живописную систему, которую передавал ученикам. Его работа под названием "Селедка" стала хорошим примером его творчества, показывая обыденные продукты в сочетании с черным хлебом и картофелем. Для голодающего населения эти обычные продукты стали настоящей роскошью.
Следующую свою работу художник назвал «1918 год в Петрограде», однако она стала известна под иным названием – «Петроградская Мадонна» и стала самой трогательной в творчестве Петрова-Водкина. На картине изображена молодая женщина-труженица, держащая на руках ребенка, будто поднявшаяся над суетой толпы. В ее взгляде чувствуется спокойствие и сосредоточенность, словно у Богоматери на старинной иконе. Она символизирует материнство и надежду на лучшее, несмотря на окружающие волнения и тревоги.
Через десять лет, когда приближался юбилей Красной Армии, художник завершил работу над картины с названием «Смерть комиссара». На заднем плане сурового пейзажа и хаотичного движения солдат изображено бледное лицо комиссара. Его взгляд направлен вдаль, словно отдавая приказ солдатам готовиться к сражению. Образ комиссара художник создал, вдохновляясь поэзией Сергея Спасского, итоговая картина получилась сдержанной и трагичной.
Петрова-Водкина была приглашена на Международную выставку искусств в Венеции в 1928 году. В Москве и Ленинграде в 1936-1937 годах прошли персональные выставки этого художника.
У него было еще множество творческих замыслов, но его силы упали в борьбе с серьезным заболеванием. Кузьма Петров-Водкин скончался 15 февраля 1939 года. Его похоронили на Волково кладбище в Ленинграде.