Лариса Ефимовна Шепитько – известная советская кинорежиссёр, сценаристка и актриса, которая сняла такие фильмы, как «Зной», «Крылья» и «Восхождение». Она также была замужем за кинорежиссёром Элемом Климовым.
Лариса Шепитько стала одной из первых женщин-режиссёров в советском кинематографе, которой подверглась просьба поработать в Голливуде. Её выбор профессии, традиционно считавшейся мужской, не был напрасным. По своему характеру Шепитько превосходила многих представителей сильного пола.
Детство
Лариса Шепитько пришла в этот мир 6 января 1938 года в городе Артёмовске, который сейчас называется Бахмут и находится в Донецкой области Украины. Её родители были учителями, их семья была скромной и трудолюбивой. Лариса была украинкой по национальности, но не проявляла особого интереса к украинской культуре, за исключением её кухни. Её отец, Ефим Анисимович, бросил семью, ушедший вскоре после этого так далеко, что Лариса больше никогда не видела его и попросту забыла о его существовании. Её мать, Ефросинья Яновна, воспитывала троих детей одна, переезжая из города в город в поисках лучшей жизни.
Лариса закончила школу в Львове в 1954 году. Однажды она случайно оказалась на съёмках фильма «Овод», который снимался в этом городе, и в отличие от других зрителей, она не обращала внимания на актёров, а следила за работой режиссёра. В этот момент она почувствовала внезапное вдохновение и взгорела желанием освоить именно эту профессию.
В 1955 году, сразу после окончания школы, Лариса Шепитько была принята на режиссерский факультет ВГИКа с первой попытки. На прослушиваниях ей посоветовали попробовать свои силы в актерском искусстве из-за ее необычной внешности, однако она отказалась, заявив, что для нее быть актером – это слишком подчиненная роль. Независимость всегда была главным качеством Ларисы.
Лариса была очень удачливой, что попала в мастерскую Александра Петровича Довженко, став его студенткой. Великий режиссер делился со своими учениками не только профессиональными знаниями, но и жизненными уроками, считая, что у художников должна быть гармония во всем («В человеке всё должно быть прекрасно…»). Будучи самой младшей на курсе, Лариса особенно попечительно относилась к ней. Даже в своем последнем фильме «Поэма о море» Довженко дал ей эпизод, но увы, не успел закончить работу. После его ухода в 1956 году мастером курса стал Михаил Чиаурели. Но Лариса всегда оставалась ученицей Довженко.
Пока училась, будущая режиссер сняла несколько короткометражных фильмов, а её дипломной работой был полнометражный фильм «Зной» (1963 год) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм был снят в Казахстане. Сам автор повести несколько раз посещал съемочную группу и впоследствии удивлялся преданности искусству молодых создателей картины. Небольшой группе только-только возникшей Киргизской киностудии и студентам-дипломникам ВГИКа приходилось работать в условиях сорокаградусной жары. Кроме того, в группе началась эпидемия болезни Боткина. Однокурсница и соавтор Ларисы Ирина Поволоцкая спешно улетела в Москву на самолете, Шепитько отказалась лететь, вернулась на съемочную площадку и продолжила работать. Ей организовали отдельный барак, куда в конце каждого съемочного дня буквально относили на носилках. Но в конце такого сложного первого опыта Шапитько ждал подарок от судьбы. На монтажном этапе подготовки «Зноя» в студии Горького в Москве Лариса познакомилась со студентом мастерской Ефима Дзигана Элемом Климовым, который придумал название для её фильма и вскоре стал её мужем.
Первая работа Ларисы Шепитько была высоко оценена кинокритиками. Молодая режиссерша получила награды на первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1964 год).
Актёрский опыт
Часто кинорежиссеры посещали ВГИК с целью подыскать для своих фильмов привлекательных студенток для второстепенных ролей. Одной из первых красавиц института была стройная зеленоглазая Шепитько. На неё просто невозможно было не обратить внимание.
Таким образом, её дебютным фильмом стало участие в картине «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова (1956 год), где она исполнила небольшую эпизодическую роль. В 1960 году она приняла участие в съемках фильмов «Обыкновенная история» и «Таврия», где также сыграла небольшие роли. Впоследствии Лариса отказывалась от предложений о съемках.
Новое творение художницы Шепитько принесло ей ещё большую известность, чем фильм «Зной». Она стала известной как талантливая индивидуальность в мире искусства. В своем фильме «Крылья» она продемонстрировала поэтический взгляд на человеческую натуру, который она унаследовала от Довженко.
Для главной роли в этом фильме Шепитько выбрала свою землячку, малоизвестную актрису Майю Булгакову. Она всегда предпочитала сотрудничать с неизвестными актерами, и только Шепитько увидела потенциал в Булгаковой. Для Булгаковой роль бывшей летчицы в фильме «Крылья» стала самой важной в ее жизни. Перед съемками Шепитько провела почти месяц репетируя с Майей Григорьевной, чтобы помочь ей полностью погрузиться в образ и достичь необходимого выразительного взгляда. Режиссер всегда стремилась к совершенству и требовала максимальной отдачи от своих сотрудников.
После выпуска фильма в 1966 году Булгакова получила престижное звание «Лучшая актриса года», а Ларису Шепитько после его показа на Неделе молодых режиссеров национальных республик СССР в Париже оценили не только как режиссера, но и как красавицу, прозвав её новой Гретой Гарбо.
Отвергнутые фильмы
Короткометражка под названием «Родина электричества» стала следующим фильмом, созданным Ларисой Шепитько. Она снята по мотивам рассказа Андрея Платонова и была снята в 1968 году в деревне Сероглазка Астраханской области. Сценарий для фильма Лариса написала сама, а актёров для большей части ролей она нашла среди местных жителей. В итоге получилась целая галерея натуральных народных образов. Во время съёмок режиссёр стала настолько близка к женщинам из Сероглазки, что они часто садились рядом с ней, когда у Ларисы были свободные минуты, чтобы поболтать и поделиться секретами.
Следующий фильм, снятый Шепитько, оказался неудачным. Это был новогодний телевизионный мюзикл «В тринадцатом часу ночи», в котором сыграли знаменитые актеры Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и другие. Режиссёра охватило беспокойство, ведь это уже второй фильм, который оказался неудачей. Она жила с ощущением «надвигающегося крушения». Казалось, что к тридцати годам человек должен достигнуть вершины своей жизни, а у неё одни разочарования.
Размышления о поколении тридцатилетних занимали не только Ларису Шепитько, но и Геннадия Шпаликова, автора сценария «А я шагаю по Москве». У него было недоработанное произведение о двух врачах, пожертвовавших своим талантом в обмен на материальные блага. Лариса почувствовала драматизм сюжета и настояла на его доработке, даже ограничив контакты с Шпаликовым, известным своими распутствами. Они оба осознавали, что современное поколение тридцатилетних не может быть идилличным, как в фильме Данелии. Теперь жизнь героев в их сценарии имела свои рутины, но внутреннее желание жить по-настоящему вносило смятение в их души.
Фильм с названием «Ты и я» был долго согласован различными организациями, и только в 1970 году картина была включена в производственный план. Главные роли в ней сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова, хотя изначально роль была предложена Белле Ахмадулиной (но её не одобрил художественный совет). Ларисе Шепитько удалось создать серьёзный и поэтичный фильм, но после монтажа чиновники потребовали внести изменения. Шепитько, сожалея о решении, которое она приняла под влиянием М.И.Ромма из художественного совета, переделала самую важную сцену. Однако на Венецианском кинофестивале в 1972 году фильм имел огромный успех, и Шепитько получила Серебряный приз в конкурсной программе «Венеция – молодёжь». Зрители из Запада увидели в этом фильме разрушение стереотипов о молодых людях в советских фильмах, которые ищут смысл «в загадках тайги» и участвуют в различных строительных проектах, создавая иллюзию благополучия. Однако на родине фильм «Ты и я» был недостаточно понят и принят.
Восхождение
После завершения работы над фильмом «Ты и я», Лариса Шепитько оказалась в истощённом состоянии, как физически, так и психически, из-за давления цензуры. К тому же она ожидала ребёнка и нуждалась в восстановлении сил. Во время пребывания в сочинском санатории она несчастно упала, получила сильное сотрясение мозга и серьезно повредила позвоночник, что привело к полугодичному пребыванию в постели. Эти события заставили её задуматься о своей жизни, она представляла, как её ребёнок будет судить о ней по её работа в кино, и осознала, что ей до сих пор не удалось настоящим образом выразить себя и передать духовную энергию. Именно в этот момент Ларисе пришла идея снять фильм по повести Василя Быкова «Сотников», которая лучше всего отражала её представление о жизни, смерти и духовном бессмертии.
Кинолента «Поднимание» (1976) представляет собой последнюю завершенную работу Шепитько в качестве режиссера. В течение четырех лет она боролась за разрешение на съемки. Главную роль в фильме она предложила актеру Борису Плотникову из Свердловского ТЮЗа. В Госкино критически отнеслись к ее выбору: «Зачем вы предлагаете нам играть роль партизанского героя Исусика?». Однако после того, как режиссер с помощью гримёров добилась героического образа, приемная комиссия одобрила Плотникова. Шепитько удивила чиновников еще больше, когда привела реквизитора театра Советской Армии Владимира Гостюхина на роль второго главного героя. Она не ошиблась в своем выборе. Оба актера настолько глубоко вжились в свои роли, что присутствующий на просмотре первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Петр Машеров, бывший фронтовик, не мог оторваться от экрана. Позже он отстаивал фильм, который оказался под угрозой запрета.
Съемки прошли зимой в Муроме и его окрестностях. Мороз был сорокаградусный, но никто не собирался уходить, потому что Шепитько сумела заразить всех своим энтузиазмом. Все понимали важность происходящего; каждый знал, что нет ничего дороже тех вещей, которым посвящается фильм о совести, долге, героизме и о родине. Поэтому все участники фильма предъявляли к себе те же критерии. Никто не жаловался, даже если примерзали руки к приборам. Несколько раз Шепитько после съемки Гостюхин относил на руках от машины до гостиничного номера из-за ее слабого здоровья. Она работала на пределе своих возможностей. Все справились, съемочный период был закончен на месяц раньше срока.
Этот фильм был одобрен зрителями и критиками. В 1977 году он был награжден главными наградами на Всесоюзном кинофестивале в Риге, получил Гран-при «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале, премию ФИПРЕССИ и приз «Статуя Свободы» на кинофестивале в Сопоте.
Для Ларисы Ефимовны самым важным критерием успеха фильма стала реакция зрителей. Она заметила, что многие воспринимали его очень лично, даже плакали во время просмотра.
После этого Шепитько начала получать огромное количество писем из самых отдалённых уголков страны. Люди не только делились своими впечатлениями от фильма, но и открывали свои душевные истории. Из этих писем было видно, как сильна потребность людей в духовной жизни. Именно эти письма вдохновили Шепитько на идею снять фильм о бессмертной русской духовности. Эту идею она нашла в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
Попав на завод мечтаний, советская режиссерша быстро завоевала симпатию многих известных Голливудских деятелей и была вынуждена рассматривать не только предложение, ради которого приехала, но и многие другие. Её талант оценили Мартин Скорсезе, Милош Форман и Бернардо Бертолуччи. Как-то Фрэнсис Форд Коппола пригласил её к себе, чтобы посоветоваться, какой из вариантов финала «Апокалипсиса» выбрать. Некоторое время режиссерша гостила у Лайзы Минелли и была несколько потрясена тем, как Лайза гуляет по дому с бутылкой коньяка в одной руке и «косяком» в другой.
Шепитько поразило, как прекрасно работают американские кинематографисты, как чётко организован съёмочный процесс в Голливуде, но все это было для неё чужим.
Последний фильм
В летний период 1978 года Шепитько объединила практически всю свою команду «Восхождения» и готовилась к началу съемок ее нового произведения. Она встретилась с Распутиным, получила его благословение и приступила к созданию сценария предстоящего фильма «Матёра».
Для съемок выбрали местности возле озера Селигер. За день до отъезда к Ларисе Ефимовны пришел автор, который хотел написать о ней книгу. Они беседовали полдня. Когда Распутин спросил Шепитько, почему она решила назвать фильм «Матёра», а не «Прощание с Матёрой», она ответила, что фильм будет не о прощании, а о сохранении прошлого. Она начала съемки, но не успела их закончить. После смерти Ларисы Шепитько, картину дополнил Элем Климов и все-таки назвал ее «Прощание».
Личная жизнь
Элем Климов и Лариса Шепитько были яркой парой. Оба были преданны своему искусству, но без друг друга им было невыносимо.
Познакомившись на монтажной киностудии имени А.П. Горького в 1963 году, они поженились. Десять лет спустя у них родился сын Антон. Лариса родила его в 35 лет, но мальчик родился здоровым.
Иногда их творческие успехи и неудачи не совпадали, но это никогда не вызывало ссор. Наоборот, они поддерживали друг друга в трудные дни и искренне радовались успехам друг друга.
Однажды Лариса заменила Климова на съемках фильма «Агония». Актер Алексей Петренко признался в одном из своих интервью, что очень ее боялся, потому что от нее исходила сила. Играя Распутина, его герой должен был выдавать мощь, но находясь рядом с Шепитько, он всю ее потерял.
Лариса была удивительным человеком — с одной стороны она была верующей, а с другой — мистиком, она верила в приметы и знамения, и в переселение душ. Климов вспоминал странный случай, когда они были в Чехословакии и она узнала старинный замок, как будто она уже была здесь раньше и даже указала, что на столе играли в покер. Под скатертью оказалось зеленое сукно, а в галерее висел портрет Ларисы в старинном одеянии, удивляя всех. Позже «хозяйка» портрета, предваряя экскурсовода, описала расположение всех комнат замка и находящихся в них предметах.
Вместе с подругой Лариса ездила на встречу с Вангой и слышала предсказание о своей скорой смерти.
Несмотря на все загадочное, Шепитько была веселым человеком с отличным чувством юмора. Из-за гепатита она не могла пить алкоголь, но всегда поднимала настроение другим в компании. Лариса была отличным собеседником, умела рассказывать забавные истории, танцевать и петь (она могла легко исполнить «Аве Мария» на одном дыхании).
Высокая и стройная красавица Лариса всегда привлекала внимание отечественного модельера Вячеслава Зайцева. Он любил наряжать Ларису в своем Доме моделей и устраивать забавные показы мод. Его модель с удовольствием принимала роль манекенщицы, слегка карикатуря манеры и походку.
Лариса Шепитько всегда побуждала своих друзей и коллег жить полной жизнью, что она и сама делала, потому что раскрывала свой уникальный талант и человеческие возможности на полную катушку.
Смерть
В утро 2 июля 1979 года Лариса Шепитько и пять членов её съёмочной группы отправились искать локацию для будущего фильма на студийной «Волге». На пустом шоссе водитель, возможно, уснул за рулем, и «Волга» попала на полосу встречного движения. Водитель грузовика, ехавшего навстречу, свернул к обочине, но из-за прицепа, набитого кирпичами, «Волга» врезалась в него. Пассажиры могли бы выжить, если бы не кирпичи, которые высыпались и покрыли их как общую могилу. Рядом с местом гибели Ларисы и её коллег находилась автобусная остановка с металлической табличкой, где значилось – то ли «Меткино», то ли «Владыкино». Почти все буквы были съедены ржавчиной, отчетливо виднелось только окончание: «…кино». Вот такая уж ирония судьбы.
На территории Московского Кунцевского кладбища состоялась похоронка Ларисы Шепитько.
В память о этом замечательном человеке, нежной матери, преданной жене и талантливом художнике, Элем Климов снял фильм «Лариса» в 1980 году.
- 1956 — Рождение гения
- 1963 — Под палящим солнцем
- 1966 — Первый полет
- 1969 — Мистический час
- 1971 — Два в одном
- 1976 — Подъем к вершине
- 1981 — Окончательное прощание
- 1970 — Беларусский вокзал
- 1960 — Путешествие по Тавриде