Лазарь Моисеевич Коганович – персона государственного и партийного строя в Советском Союзе, тесно связанный с И.В.Сталиным. «Железный» руководитель, последний участник эпохи Сталина.
Врeмя имеет свои лица, и каждый этап истории ассоциируется с заметными политическими деятелями. Лазарь Моисеевич Каганович, советский партийный лидер высшего ранга и преданный союзник вождя, стал одной из наиболее ярких фигур сталинской эпохи. Личность Кагановича привлекает внимание тем, что он не только выжил в период жесточайшего антисемитизма, но и оставался на верхних уровнях власти даже после смерти генералиссимуса. Деятельность и биографические факты "стального" наркома стали предметом споров между историками. Однако существует общее мнение о том, что его спасло отречение от близких и друзей.
Детство
Потомок Сталина появился на свет в 1983 году в деревне Кабаны Киевской губернии. В многодетной семье, относящейся к еврейской нации, проживали 13 детей, из которых только семерым удастся пережить до 18-летнего возраста.
Молодой Каганович получил неполное образование: два класса в своей деревне и несколько классов сельской школы. В возрасте четырнадцати лет Лазарь переехал в Киев, где работал на заводах, обувной фабрике и в сапожных мастерских. После работы на мельнице, где он был грузчиком, он был уволен вместе с товарищами за подстрекательство к протестам.
В конце 1911 года Лазарь Каганович вступил в ряды большевистской партии, через 6 лет после своего старшего брата Михаила.
Революционная деятельность
Начиная с 1914 года, Лазарь, который уже был членом киевского комитета большевистской партии, занимался пропагандой среди молодежи и организацией ячеек. В конце 1917 года молодой революционер был избран председателем местного парткома в Донецке (Юзовка) и получил право замещать главу местных рабочих депутатов.
Призванный на фронт в 1917 году в Саратов, Каганович, благодаря своим отличным агитационным навыкам и врожденным ораторским способностям, стал выдающейся фигурой. Молодого революционера арестовали, но ему удалось сбежать и спрятаться в Припятском регионе в Гомеле, где он возглавил комитет большевиков Полесья. Там же, в Гомеле, Лазарь принял участие в Октябрьских событиях. После успешного вооруженного восстания Каганович переехал в Петроград, где был избран секретарем Центрального комитета большевистской партии.
Политическая борьба
После смерти Владимира Ленина в 1925 году внутри партии началась борьба за власть. Каганович, поддержавший Сталина, был назначен на должность Генерального секретаря ЦК КП(б) Украины. Иосиф Виссарионович сделал верную ставку, и в течение трех лет Каганович проводил жесткую сталинскую линию, борясь с мелкобуржуазным радикализмом и национализмом. Его обвиняли в перегибах и слишком жестких методах борьбы с национализмом, и в 1928 году он был переведен в Москву.
В Москве Лазарь Моисеевич был назначен главой городского комитета партии при поддержке высокого руководства. Каганович получил широкие полномочия в различных областях, включая коллективизацию, сельское хозяйство и реконструкцию Москвы, а также стал членом ЦК Политбюро.
Существуют различные версии о роли Кагановича в разрушении Храма Христа Спасителя. Некоторые историки утверждают, что он выступал за строительство Дома Советов на Воробьевых горах, а не на месте храма.
К его заслугам как куратора столичных объектов также относится строительство московского метрополитена. Лазарь Моисеевич активно участвовал в руководстве работами, и не случайно метро носило его имя целых 20 лет.
Участие в политических репрессиях 1930-х годов навсегда оставило след в жизни наркома. Сотни списков расстрелов, подписанных им лично, стали свидетельством жестоких мер по чистке партийных рядов. Сам Каганович не отрицал своей роли в этом, признавая перегибы, но одновременно ссылаясь на сложное время в стране.
В результате репрессий погиб и старший брат наркома. Михаил Каганович, в то время народный комиссар авиации, покончил с собой, не дожидаясь ареста.
Годы войны
В период с 1935 по 1944 год Лазарь Моисеевич занимал должность наркома путей сообщения. Не каждый решался на такую ответственность в сталинское время, ведь это было связано с огромными рисками. В то время идущий полным ходом подъем промышленности требовал результатов любой ценой, а железнодорожное сообщение играло ключевую роль в обеспечении бесперебойных поставок.
Стоит признать организаторский талант Кагановича: задуманное было не только выполнено, но и превышено. Примером может служить уникальная детская железная дорога, построенная в Кратово, которая до сих пор успешно функционирует.
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием как для всей железнодорожной отрасли, так и лично для Лазаря Моисеевича. Особенно сложными были первые годы, когда приходилось эвакуировать целые предприятия в безопасный тыл на востоке страны в условиях хаоса. Нарком справился с этой задачей, и это его несомненный заслуга.
Закат карьеры
В ноябре 1943 года Каганович получил звание Героя Социалистического Труда. Однако, исследователи называют этот период окончанием карьеры «стального» наркома: Сталин все больше оттеснял своего некогда любимца. Генералиссимус не видел в нем своего наследника.
В жизни Кагановича был последний, заметный взлет: в 1953 году его назначили заместителем Председателя Совета министров. Эта должность была своего рода благодарностью от Хрущева и Маленкова за их коалицию против Берии.
В 1957 году Хрущев организовал показательное разоблачение “антипартийной” группировки, в которую входили Маленков, Молотов и Каганович. Это событие изменило жизнь Лазаря Моисеевича Кагановича. В отличие от других членов группировки, он не был казнен, но был отстранен от руководящей должности из-за своих политических убеждений. В 1961 году Хрущев окончательно избавился от оппонента, исключив его из партии.
Историки еще долго будут обсуждать личность Лазаря Кагановича. Он стал последним свидетелем эпохи правления Сталина, пережив период перестройки. В последние годы своей жизни он был подвергнут не только многочисленным обвинениям, но и различным домыслам о своей деятельности. Его называли сподвижником тирана и обвиняли в репрессиях, в то время как сам Каганович вел очень закрытый образ жизни, не давал интервью и не оправдывался. В конце своей жизни он посвятил себя написанию своих мемуаров.
Каганович не был реабилитирован в партии, но его персональная пенсия была сохранена.
До самого конца он, как старый коммунист, не отрекся от молодежных идеалов и остался верен своим принципам.
Личная жизнь
Супруга и товарищ Кагановича – Мария Марковна Приворотская, присоединилась к рядам рабочей партии в 1909 году. Она активно занималась общественной и профсоюзной работой, управляла детскими домами, и была избрана в Моссовет.
Мария познакомилась с Лазарем Моисеевичем во время агитационной работы. После свадьбы у них появилась дочь Майя, которая после потери отца подготовила и помогла опубликовать книгу его воспоминаний, названную «Памятные записки».
В семье также вырос приемный сын Юрий, который, по мнению многих исследователей личной жизни известных людей, был сыном Рахиль-Розы, племянницы Кагановича, и И.В. Сталина.
Кагановичи прожили в браке до смерти Марии в 1961 году. Овдовев в 68 лет, Лазарь Моисеевич больше не женился.
После ухода в отставку бывший глава наркома жил довольно уединенной жизнью в своем доме на Фрунзенской набережной.
Лазарь Моисеевич Каганович скончался 25 июля 1991 года в возрасте 97 лет, за полгода до распада Союза. Его похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с женой Марией.
Память
- Имя Л.М. Кагановича было присвоено Военно-транспортной академии в Москве.
- С 1938 по 1943 год город Попасная Луганской области носил имя Л.М. Кагановича.
- Район Павлодарской области, известный как Кагановический с 1938 года, был переименован в Ермаковский после 1957 года.
- В Киевской области, входившей в состав УССР, существовали населенные пункты Кагановичи Первые (ныне Полесское) и Кагановичи Вторые (родная деревня Лазаря Моисеевича).
- В Амурской области существует райцентр, который ранее назывался станцией Кагановичи, а теперь носит имя Екатеринославка.
- До 1955 года Московский метрополитен носил имя Л.М. Кагановича.
- Железнодорожный район Новосибирска ранее назывался Кагановичским.
- Днепропетровский железнодорожный институт также некогда носил имя Л.М. Кагановича.