Леонард Бернштейн – музыкальный гений из Америки, который обладал уникальным талантом в области пианизма, композиторского мастерства и дирижирования. Бернштейн является создателем таких известных мюзиклов, как «Вестсайдская история» и «Увольнение в город», а также оперы «Кандид».
Детство и юность
Летом 1918 года в городе Лоуренс в американском штате Массачусетсе появился на свет Леонард. Его родители были иммигрантами из Украины. Бабушка будущего композитора настаивала, чтобы внука назвали Луи, но родители настояли на Леонарде, и только после ее смерти 15-летний юноша официально изменил свое имя.
Уже в раннем детстве Леонард проявил интерес к музыке. Однажды услышав игру на рояле, он решил научиться играть на этом инструменте. Родители записали его на уроки, а тетя отдала свой старый инструмент. Мальчик усердно занимался, и вскоре его явный музыкальный талант не остался незамеченным. Однако не все родственники поддерживали его стремление стать профессиональным музыкантом.
Отчим Леонарда был предпринимателем и не одобрял его увлечение музыкой, несмотря на то, что родители часто водили сына на концерты классической музыки. Сначала отец отказался оплачивать уроки музыки для Леонарда, но со временем он изменил свое мнение, увидев истинное увлечение и талант сына.
После окончания школы Леонард поступил в Гарвард, где продолжил изучение музыки, присоединившись к университетскому хору и активно выступая с ним. После окончания университета Леонард брал уроки у самых известных музыкантов того времени, и его педагоги отмечали его как невероятно талантливого музыканта.
Музыкальная карьера
После того, как Леонард закончил университет, он переехал в Нью-Йорк, где жил вместе со своим другом, Адольфом Грином. Они часто выступали вместе в комедийной труппе под названием «Революционеры». Молодой композитор арендовал помещение, где занимался составлением музыкальных аранжировок под псевдонимом Ленни Амбер. Ленни было прозвищем, которое дали Бернштейну его друзья. Интересно, что участники актерской труппы помогали создать первую пластинку начинающего композитора.
В ноябре 1943 года молодой выпускник музыкального вуза впервые выступил на большой сцене. Тогда Леонард работал ассистентом дирижера Артура Родзинского в Нью-Йоркском оркестре. Решающее значение в творческой биографии Бернштейна сыграл случай. Приглашенный дирижер заболел гриппом и не смог выступить на концерте. Леонарду пришлось заменить больного.
Без репетиций Бернштейн провел концерт, на котором прозвучали лучшие произведения Шумана, Вагнера, и Штрауса. Начинающий дирижер произвел настолько сильное впечатление, что на следующее утро проснулся знаменитым. Исполнение транслировалось по радио, и о Бернштейне узнала вся Америка, что способствовало его внезапной славе.
Через сутки после концерта появилась статья в газете The New York Times, в которой описывался триумф Бернстайна. Его успех назвали историей американского успеха. Молодой музыкант сразу же привлек внимание общественности, его концерты начали транслироваться по радио во всех уголках США. Вскоре каждый оркестр мечтал видеть Бернстайна своим дирижером.
В 1945 году музыканта пригласили стать музыкальным директором оркестра под названием "Симфония" в Нью-Йорке. Этот оркестр исполнял более современную музыку, и билеты на его концерты были гораздо доступнее, чем в филармонии Нью-Йорка.
Не только создавая мелодии, Бернштейн также занимался преподаванием музыкальной теории в Университете Брандейса. Его влияние на популяризацию симфонической музыки во всем мире было огромным, а также он основал Фестиваль творческих искусств, где постановки различных музыкальных произведений. Среди этих событий были оперы «Беспокойство на Таити» и американизированная версия «Трехпенной оперы» Курта Вайля. В 2005 году, после смерти Бернштейна, фестиваль был переименован в его честь.
В 1959 году Бернстайн отправился в зарубежное турне вместе с артистами Нью-Йоркской филармонии, посетив Советский союз и страны Европы. Одним из самых ярких моментов тура стало выступление дирижера, на котором была исполнена 5-я симфония Шостаковича, причем сам композитор Дмитрий Шостакович присутствовал на концерте.
Бернстайн также известен как выдающийся композитор. Его самым знаменитым произведением считается "Вестсайдская история", которая до сих пор остается популярной. Этот мюзикл представляет собой американизированную версию известной истории о любви Ромео и Джульетты.
Серия телеконцертов, выпущенных композитором, была создана для того, чтобы привлечь внимание молодежи к симфонической музыке. Всего было создано 50 фильмов с концертами, а также множество лекций о теории музыки. Некоторые из фильмов были удостоены премии Грэмми. Интересно, что цикл концертных выступлений из 50 фильмов Бернстайна до сих пор считается лучшим представлением о классической музыке. Эти передачи пользовались популярностью с конца 50-х годов по 1972 год.
В 1960 году был организован фестиваль известного композитора Малера под руководством великого дирижера. Это событие было посвящено столетию Густава Малера. Вдова великого композитора, Алма, посетила несколько репетиций. Также в этом году Бернстайн завершил запись четвертой симфонии Малера.
В течение следующих семи лет он работал над остальными произведениями композитора, которые были исполнены оркестром Нью-Йоркской филармонии. Коммерческая запись имела огромный успех. Культурное сообщество Америки проявило большой интерес к творчеству Густава Малера.
Дирижер считается пионером в раскрытии творчества многих американских композиторов. Леонард впервые исполнил произведения любимых музыкантов, тем самым обеспечив им славу среди меломанов других стран.
Великий Бернстайн также не забывал о своих собственных произведениях. Он активно сотрудничал с компанией Columbia Records, которая выпустила записи композитора. Среди них были балеты, симфонические танцы из "Вестсайдской истории", а также три симфонии. В 1944 году вышел первый музыкальный альбом Бернстайна.
Кроме симфонической музыки и балета, композитор проявлял интерес к другим жанрам. Известно, что он сотрудничал с экспериментальным джазовым композитором и пианистом Дейвом Бубеком.
С 1966 года Бернстайн начал выступать в Венской опере. Он дирижировал исполнением "Фальстафа" Верди. После этого сотрудничество Бернстайна с Венской оперой продолжилось серией концертов.
Через четыре года Леонард участвует в постановке оперы «Фиделио». В 1986 году он дирижировал исполнением своей собственной оперы под названием «Тихое место». С 1970 года американский дирижер руководил оркестром Венской филармонии и перезаписал многие произведения Малера, Бетховена, Шумана и Брамса вместе с венскими музыкантами.
В том же году Бернштейн подготовил и озвучил текст для программы, в которой были представлены знаменитые личности мировой классической музыки, включая Пласидо Доминго.
Через три года Бернштейна приглашают в Гарвардский университет. Дирижер подготовил и прочитал 6 лекций о музыке. Этот цикл назван «Неотвеченный вопрос» и доступен в книжном формате и видео.
В конце 1970-х годов Леонард Бернстайн полностью посвятил себя дирижированию, чему он уделял большую любовь. В начале следующего десятилетия он работал над программой, посвященной жизни и творчеству Бетховена, где выступал как дирижер, так и рассказчик.
Личная жизнь
Личная жизнь Леонарда Бернстайна была заполнена горем и разногласиями. Музыкант был в браке. Осенью 1951 года он вступил в брак с актрисой из Чили по имени Фелиция Монтеалегре. Позже у них родились трое детей. Их дочери получили имена Джейми и Нина, а сын композитора получил имя Александр.
Брак музыканта Леонарда Бернстайна, несмотря на наличие детей, был труден. Он скрывал свою гомосексуальность, и его союз с женщиной был скорее связан с карьерными выгодами. Благодаря этому браку он обрел признание в консервативной Америке того времени, хотя слухи говорили, что его сердце принадлежало дирижеру Димитрису Митропулосу. В письмах его жены Фелиции говорилось о том, что она осознавала его склонность к представителям своего пола, но знала, что он ничего с этим не сможет сделать. Эта переписка впоследствии стала частью биографии композитора под названием "Письма Леонарда Бернстайна".
Несмотря на разные обстоятельства, Леонард проявлял искреннюю привязанность к своей жене. Филиция была для него самым близким другом. По словам подруги композитора, Ширли Роудс Перл, мужчина нуждался в эмоциональной близости с женщинами, а сексуальное удовлетворение находил в отношениях с мужчинами. Перл рассказывала, что дирижер встречался с мужчинами, о чем Филиция отлично знала.
В 1976 году музыкант решил выйти из заточения — он не мог больше скрывать свои сексуальные предпочтения и не хотел причинять страдания своей жене. Леонард ушел от Филиции и поселился вместе со своим возлюбленным Томом Контраном. Они обоих объединяла любовь к музыке — Том работал музыкальным директором.
Однако вскоре Леонарду пришлось вернуться к жене. У Филиции был поставлен страшный диагноз — рак легких. Леонард стал заботиться о своей бывшей жене. В 1978 году женщины уже не было. По слухам, Леонард до конца своих дней испытывал чувство вины перед умершей женой.
Последний концерт и смерть
В 1989 году, накануне Рождества, Бернштейн провел один из своих последних концертов, дирижируя девятую симфонию Бетховена в Восточном Берлине. Этот концерт был посвящен падению Берлинской стены и был транслирован в прямом эфире в 20 государствах, привлекая аудиторию более чем из 100 миллионов человек. Последний концерт дирижера состоялся летом 1990 года.
Недолго спустя битвит объявил о своем уходе из концертной деятельности. Через пять дней знаменитый музыкальный гений скончался. На середине 1990-го года его уже не было. Дирижер был похоронен рядом со своей женой на кладбище Грин-Вуд в Нью-Йорке. Интересно, что рядом с сердцем ушедшего похоронили партитуру Симфонии № 5 подписанную Густавом Малером.
Через месяц в память о великом композиторе в Карнеги-холле был проведен большой концерт. Огромное состояние Бернштейна было разделено между тремя его детьми.
Память
Леонард Бернштейн, известный композитор и дирижер, занимает второе место в списке самых выдающихся дирижеров мира по результатам опроса 2010 года. Его имя увековечено в музыкальных Залах славы различных стран.