Леонид Гайдай – уникальный кинорежиссер, сценарист и актер. Заслуженный артист РСФСР, создатель извечных шедевров «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» и много других.
С детства Леонид Гайдай мечтал стать актером, но вскоре обратился к режиссуре и создал неповторимые шедевры, которые полюбились всему миру.
Знаменитые комедийные фильмы «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы» завоевали сердца зрителей и собрали огромное количество просмотров за все время проката.
Детство и юность
Родившийся 30 января 1923 года на Дальнем Востоке, будущий режиссер был сыном Иова Гайдая, который был сослан в город Свободный Амурской области из-за участия в революционной деятельности. По окончании срока ссылки отец Гайдай решил остаться в Свободном и устроился рабочим на железную дорогу. В браке с Марией у них появились трое детей: старший сын Саша, дочь Августа и младший ребенок Леня.
После рождения Леонида семья переехала в Читу, а затем в Иркутск. Именно в Иркутске маленький Гайдай отправился в первый класс.
Мальчик был прилежным учеником и обожал читать книги. Однако, как будущий режиссер, он не очень хорошо соблюдал дисциплину: часто оказывался в драках со сверстниками и дразнил девчонок.
В школьные годы Леня участвовал в художественной самодеятельности при местном ДК. Вместе с коллективом он играл на балалайке и путешествовал по Восточной Сибири. Гайдай увлекался творчеством Маяковского и Зощенко, успешно выступая с их произведениями на литературных конкурсах.
К началу Великой Отечественной войны будущий кинематографист уже окончил школу. Он вспоминал, что известие о нападении фашистов воодушевило его и его друзей – все хотели отправиться на фронт и сражаться с врагом. Но Гайдай и его друзья были еще немного молоды для призыва на фронт.
Цитата «Да подождите вы, дайте огласить весь список!» из культового фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» имеет свою интересную историю происхождения. Во время мобилизации на фронт военком вызывал добровольцев и задавал вопросы: «Кто во флот?», «Кто в разведку?», «Кто в артиллерию?», «Кто в кавалерию?». При каждом вопросе молодой Гайдай отвечал «Я!» и шагал вперед, что немного смущало офицера. Этот забавный инцидент впоследствии стал источником вдохновения для режиссера и был адаптирован в знаменитом фильме.
Ожидая своего призыва, молодой человек нашел работу в Иркутском драмтеатре имени Охлопкова, который в те времена принимал Московский театр сатиры. Он занимался разными обязанностями, такими как уборка сцены, работа с осветительными приборами и установка декораций. Но ему также разрешалось посещать все спектакли театра, которые он скоро выучил наизусть.
В 1942 году Леонид Гайдай был призван в ряды армии и направлен на службу в Монголию, где ему поручили ухаживать за лошадьми. Он их кормил, ухаживал и готовил к фронту. После окончания училища он был переведен на Калининский фронт в Московской области.
В декабре того же года Леонид участвовал в операции под Великими Луками, где уничтожил нескольких врагов, взял пленных и был награжден медалью «За боевые заслуги». Его лидерские качества были признаны военным руководством, и он был назначен командиром отделения. Его четкие команды и уважение среди бойцов вызывали уважение у руководства.
Работа в драмтеатре и ВГИК
В 1943 году, выполняя разведывательное задание, Леонид получил серьезное ранение, подорвавшись на вражеской мине. Полгода провел в госпиталях, передвигаясь на костылях, и после этого получил инвалидность, после чего был комиссован в Иркутск в начале 1944 года.
По возвращении домой, будущий режиссер поступил в студию актерского мастерства при местном театре. После окончания обучения он начал работать актером и играл на сцене Иркутского драмтеатра. Сначала это были маленькие роли, но вскоре ему предложили сыграть в спектакле «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева. Леониду досталась роль Ивана Земнухова, одного из ключевых персонажей. Спектакль получил много внимания в местных газетах, и Леониду стали предлагать все больше интересных ролей.
После двухлетнего труда в сибирском театре, Гайдай принял решение отправиться в столицу, чтобы начать обучение в театральном институте. Молодой человек решил подать документы сразу в два университета – ВГИК и ГИТИС. В первом он успешно сдал вступительные экзамены, чего не удалось сделать во втором.
Одним из хороших привычек Гайдая было любить подшучивать над своими однокурсниками и учителями. Но не все оценивали его юмор, и поэтому после первой сессии студента отчислили. Но Леониду все-таки удалось вернуться, и вскоре он начал обучение у Григория Александрова.
Кинематограф
Ещё в период учебы Леонид Иович начал зарабатывать на киностудии: помогал режиссеру, выполнял различные задания руководства. Однако в 1955 году произошло заметное событие в актерской карьере Гайдая: он получил одну из главных ролей в фильме «Ляна» Бориса Барнета.
Молодой человек попал на киностудию «Мосфильм» благодаря известному режиссеру Ивану Пырьеву. Именно там была снята его первая картина «Долгий путь», основанная на произведениях В. Г. Короленко. Михаил Ромм, заинтересовавшись талантом молодого режиссера, разрешил ему открыть свою студию на территории «Мосфильма» и пригласил Гайдая на работу. Решено было снять комедию, и Леонид тут же принялся за творческий процесс. В 1958 году вышел на экраны фильм «Жених с того света», главные роли в котором исполнили Георгий Вицин и Ростислав Плятт.
Живопись высмеивала бюрократию, которой обрастали советские номенклатурные работники. Это не понравилось «важным людям», которые распорядились подвергнуть ленту жесткой цензуре. В результате из отснятых полутора часов осталось всего 47 минут, а остальные сцены были безжалостно вырезаны. Как вспоминал позднее однокурсник Гайдая — Иван Фролов, режиссер очень переживал произошедшее и даже клялся больше никогда не снимать комедии.
Иван Пырьев предложил Леониду Иовичу снять фильм на патриотическую тему. И вот в 1960 году была выпущена лента под названием «Трижды воскресший», основанная на произведении «Пароход зовут Орленок» писателя Александра Галича. Однако фильм провалился: зрители и критики отзывались о нем негативно, что могло погубить карьеру Гайдая. Несмотря на хорошие отношения с Иваном Пырьевым, директором «Мосфильма», Леонида практически отстранили от съемок в кино.
В 1961 году на Московском кинофестивале впервые показали короткометражный фильм. Благодаря картине «Псу Барбосу» режиссер стал известен не только в СССР, но и за рубежом: фильм был переведен на несколько языков и получил награду «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском фестивале.
Успех вдохновил автора, и он решил снять продолжение с теми же персонажами под названием «Самогонщики». Гайдай снова выступил в качестве режиссера и сценариста. Фильм вошел в «Сборник комедийных фильмов», созданных на киностудии «Мосфильм».
Режиссер создал новую ленту под названием «Деловые люди», перенеся на экран новеллы О. Генри. В сюжете объединены три отдельных рассказа писателя: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». Картина была признана одной из наиболее популярных в 1962 году: более 20 миллионов зрителей её посмотрели.
«Деловые люди» подняли рейтинг мастера на новые высоты. Он решил снять комедийный фильм с актуальным сюжетом, в центре которого будут обычные советские граждане. Подходящий сценарий был найден режиссером у авторов Костюковского и Слободского, которые назвали свое произведение «Несерьезные истории». Вместе со сценаристами Гайдай переработал сюжет, добавив третью историю, в которой снова появились персонажи его короткометражных фильмов — Трус, Балбес и Бывалый. Съемки продолжались девять месяцев, и за это время были внесены множественные изменения как в сценарий, так и в имя главного героя. Изначально интеллигентный студент был назван Владиком, но на экране зрители увидели уже Шурика.
Режиссер решил предоставить актерам полную свободу: импровизация и собственные шутки были разрешены. Гайдай не требовал, чтобы они дословно запоминали роли. Фильм, который вышел на экраны летом 1965 года, получил название «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В первый же год проката его посмотрели примерно семьдесят миллионов человек, и он был удостоен «Серебряного дракона Вавеля» на международном кинофестивале в Кракове.
Леонид Иович был настолько вдохновлен приключениями Шурика, что решил снять продолжение. В фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» зрители в последний раз видели Труса, Балбеса и Бывалого. Как и в предыдущих работах, многие сцены этой картины возникали спонтанно, в ходе творческого процесса. Режиссер экспериментировал, заставляя актеров переигрывать одни и те же эпизоды несколько раз. По задумке создателя, «Кавказская пленница» должна была стать захватывающим фильмом, полным динамики и ярких трюков. Режиссер уделил особое внимание музыкальному сопровождению: в итоге зрители получили не только захватывающие сцены, но и настоящие хиты того времени. Среди них знаменитый шлягер Леонида Дербенева и Арно Бабаджаняна «Песенка о медведях», которую знают многие жители нашей страны наизусть.
Фильм «Кавказская пленница» готовился к премьере еще осенью 1966 года, но его утверждение затягивалось из-за ряда проблем. Художественный совет студии «Мосфильм» жестко критиковал комедию, считая ее невыразительной и плохо снятой. Особенно операторы и монтажисты получили выговор за наличие «нежелательных акцентов». Переделка заняла почти год, и только в начале 1967 года фильм был наконец-то выпущен. Советские зрители оценили новую киноленту очень высоко, билеты на сеансы раскупались быстро. Интересно, что перед очередным полетом советские космонавты попросили поставить им «Кавказскую пленницу», отказавшись смотреть другие предложенные фильмы.
Авторами сценария для фильма «Бриллиантовая рука» снова стали Слободской и Костюковский. Идею они черпали из журнала «За рубежом», где рассказывалась реальная история контрабандистов, перевозивших похищенные ценности в гипсовой повязке. Основную роль в фильме сыграл Юрий Никулин, а его партнерами по съемкам выступили Андрей Миронов, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова и Анатолий Папанов. Фильм вышел в прокат весной 1969 года и снова стал ошеломительно популярным. Через год Гайдая и Никулина наградили Государственной премией РСФСР за создание этой знаменитой кинокомедии.
Когда Леонид Иович решил расширить свой репертуар и заняться новыми проектами, он задумал экранизацию пьесы «Бег» Михаила Булгакова. Однако Государственный комитет по кинематографии не одобрил эту идею. Тогда Леонид решил снять фильм по другому произведению – роману «Двенадцать стульев» от Ильфа и Петрова. Для получения разрешения он прошел через множество инстанций и ждал ответов месяцами. На помощь пришел Георгий Данелия, которому уже одобрили съемки «Двенадцати стульев». Он предложил Леониду взяться за эту работу вместо него, так как сам уже устал от этого проекта. И в результате Леонид Гайдай стал режиссером этой картины.
С самого начала возникли много сложностей, одна из которых была связана с выбором актеров. 22 претендента выразили желание сыграть легендарного сына лейтенанта Шмидта. Среди них были такие известные имена, как Евгений Евстигнеев, Никита Михалков и Владимир Высоцкий. Но для роли Бендера режиссер выбрал малоизвестного артиста из Грузии — Арчила Гомиашвили. Фильм был впервые показан в 1971 году.
Хотя фильм не был так же популярен, как предыдущие работы Гайдая, он все же стал одним из лидеров посещаемости. «Двенадцать стульев» были удостоены специальных наград на кинофестивалях в Сорренто и Тбилиси.
После этого режиссер приступил к работе над своим новым проектом, основанным на пьесе Михаила Булгакова под названием «Иван Васильевич». Сюжет фильма закручен вокруг обычного советского инженера, который изобрел машину времени. Леонид Иович потратил много времени на подбор актеров: некоторые боялись согласиться на роль из-за риска оказаться в немилости из-за шуток, сделанных в адрес Ивана Грозного.
Во время согласования фильма на студии «Мосфильм» художественный совет потребовал вырезать несколько сцен, в том числе ту, в которой царь жарит котлеты. Некоторые из вырезанных эпизодов были использованы в короткометражном фильме под названием «Черные перчатки». После выхода этого фильма Гайдай был удостоен звания народного артиста РСФСР. Он узнал об этой награде во время съемок другого фильма под названием «Не может быть!», который был выпущен в 1975 году.
Не все работы автора были популярны среди зрителей. «Золотые» стали кинокомедии, созданные им в период с 1965 по 1975 год. Последняя из его картин «Инкогнито из Петербурга» потерпела ужасный провал в прокате. Сам автор объяснял неудачу действиями цензоров, которые выбросили лучшие сцены фильма на помойку. А киноведы продолжали критиковать Гайдая, который перестал сотрудничать со Слободским и Костюковским, начав писать сценарии самостоятельно.
Личная жизнь
В 1949 году Леонид Иович встретил свою будущую жену Нину Гребешкову, когда они оба учились в ВГИКе. Они были однокурсниками и часто виделись на занятиях. Через четыре года романтических отношений пара поженилась в ЗАГСе.
Нина Павловна вспоминает, что ее будущий супруг пришел во ВГИК после войны и госпиталей – израненный и очень худой. Актриса откровенно признается, что любви с первого взгляда не было, это чувство пришло постепенно. Поначалу Нина даже боялась Леонида – ведь он был фронтовиком, да еще и старше ее на восемь лет.
Свадьба была скромной: в коммуналке собрались родственники и самые близкие друзья. Также, Гребешкова рассказала, что супруг очень обиделся, когда она отказалась менять фамилию.
Единственная дочь Оксана родилась в 1957 году. По словам Нины Павловны, режиссер активно занимался ее воспитанием, но никогда не ругал и не заставлял делать что-то против ее воли. В настоящее время дочь мастера работает экономистом в банке.
Этот союз продержался аж почти сорок лет, до самой кончины Гайдая. Кинорежиссер запечатлел свою жену в нескольких фильмах, но главные роли ей не достались. Мастерское исполнение Нины Гребешковой можно увидеть в лентах «Спортлото-82», «Не может быть!» и «Бриллиантовая рука».
Последние годы жизни
В 1980-х годах кинорежиссер продолжал снимать фильмы и начал сотрудничать с журналом «Фитиль», разрабатывая для него сюжеты. Он экранизировал повесть «За спичками» финского писателя и революционера Майю Лассила, а также снял комедию «Спортлото-82». Эти работы стали последними значимыми достижениями режиссера.
Фильмы «Частный детектив, или операция «Кооперация» и «Опасно для жизни!», выпущенные позже, не имели большого успеха: ни зрители, ни кинокритики не проявили к ним особого интереса. Нина Гребешкова отмечала провалы этих картин и писала, что ее муж всегда болезненно воспринимал такие неудачи. Режиссер сам изучал афиши кинотеатров, чтобы найти там свои фильмы.
В конце 80-х годов Леонид Гайдай был удостоен звания народного артиста РСФСР за свои заслуги перед отечественным кинематографом.
В 90-х годах у Леонида Иовича начались серьезные проблемы со здоровьем, связанные с сердцем. Это привело к резкому ухудшению его состояния. В это трудное время студия «Мосфильм» почти не выделяла средств на новые проекты, и режиссер был вынужден бездельничать.
Последним творением стал кинолентa «По Дерибасовской — хорошая погода, или На Брайтон Бич — опять идут дожди». Съемки проходили как в России, так и в Соединенных Штатах до распада Советского Союза, и завершились они в 1993 году. В год премьеры Гайдая госпитализировали в столичную клинику, где 19 ноября он скончался. По официальной версии, причиной смерти стала тромбоэмболия лёгочной артерии. Знаменитый режиссер похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Интересные факты
- Любимым кумиром для Гайдая являлся американский актер Чарли Чаплин. Фильмы с участием этого актера часто демонстрировались в кинотеатре Иркутска, и юный Леня смотрел их снова и снова. Однажды купив билет, он спрятался под креслами кинозала, чтобы посмотреть несколько сеансов подряд.
- Леонид Иович был опытным конькобежцем. В детстве он катался на коньках до школы, которая находилась недалеко от его дома.
- С самого детства Гайдай мечтал стать актером, но его неправильное произношение букв «Р» и «Л» было серьезным препятствием. Из-за этого ему отказали в драматическом кружке, и Леонид посвящал много времени тренировкам, чтобы исправить свою речь. Впоследствии он справился с этой проблемой, хотя до конца жизни иногда делал ошибки в словах, особенно когда уставал.
- Гайдай был высокий и стройный, всегда носил очки — во многом он напоминал своего вымышленного персонажа Шурика. Как вспоминал Юрий Никулин, режиссер всегда оставался спокойным и уравновешенным, даже в самых сложных ситуациях на съемочной площадке. И даже когда он стал знаменитым, он не «повысил себе цену» и не требовал особого отношения.
Фильмография режиссера
- 1956 Долгий путь
- 1958 Жених с того света
- 1960 Трижды воскресший
- 1961 Пёс Барбос и необычный кросс
- 1961 Самогонщики
- 1962 Деловые люди
- 1965 Операция «Ы» и другие приключения Шурика
- 1966 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
- 1968 Бриллиантовая рука
- 1971 12 стульев
- 1973 Иван Васильевич меняет профессию
- 1975 Не может быть!
- 1977 Инкогнито из Петербурга
- 1980 За спичками
- 1982 Спортлото-82
- 1985 Опасно для жизни!
- 1989 Частный детектив, или операция «Кооперация»
- 1992 На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди