Леонид Собинов – известный оперный певец, который стал популярным среди публики благодаря своему трудолюбию и таланту. В начале своей карьеры он выступал в гимназическом хоре, где его считали посредственным исполнителем, но с течением времени он стал признанным звездой сцены. Его биография является примером того, как талант может проявиться, если есть целеустремленность и усердие.
Детство и юность
Родившийся 26 мая (по старому стилю) 1872 года в старинном русском городе Ярославле, певец был членом многодетной семьи мещанина и торговца Виталия Собинова, где кроме Лёни еще четверо детей. Будущий тенор и его старший брат проявляли интерес к музыке, но отец не считал нужным давать им соответствующее образование. В подростковом возрасте братья собрали деньги и купили себе гитару, которую родитель запирал на замок во время христианского поста.
В возрасте девяти лет Леонид поступил в гимназию. В учебном заведении был хор, который мальчик с удовольствием посещал. До подросткового взросления у него был дискант – высокий детский голос, сливавшийся с голосами остальных хористов. Только к 16-17 годам начали проявляться его тенорские способности, но даже тогда преподаватели не усматривали особого таланта в нем.
Удача сама предоставила парню возможность выделиться среди обычных певцов: однажды хор гимназистов пригласил участвовать в благотворительном мероприятии. Солист, который должен был исполнять партию из оперы «Волжские разбойники», заболел, и Леонид предложил свою кандидатуру. Руководитель хора сначала сомневался, но времени на подготовку оставалось мало, и ему пришлось согласиться. Выступление Собинова стало небольшим событием, которое запомнилось как участникам хора, так и гостям концерта. Это было первое успешное выступление тенора, положившее начало его будущему успеху.
Молодой человек закончил гимназию и получил серебряную медаль. В 1890 году он поступил на юридический факультет Московского университета, где также действовал хор. На первом курсе он участвовал в благотворительном концерте, собравшем средства для студентов в нужде.
Вскоре хор был приглашен основателем Филармонического училища, талантливым преподавателем Петром Шостаковским принять участие в спектакле «Сельская честь» по произведению Пьетро Масканьи. Выступление Собина настолько понравилось Шостаковскому, что он предложил юному таланту бесплатное обучение в филармонии. Это был настоящий подарок судьбы для Леонида, но он не мог поделиться своей радостью с отцом — родитель по-прежнему был против музыкального будущего сына.
С 1892 года молодой человек учился у учителя вокала Александра Додонова. Тогда же был проведен открытый учебный спектакль, в котором участвовал начинающий артист. В конце учебного года он успешно сдал годовые экзамены и был переведен на третий курс. Леониду начали предлагать роли в итальянской опере, а в скором времени ему выпала возможность исполнить роль Арлекина в постановке «Паяцы».
Еще в студенческие годы певец попытался устроить личную жизнь, женившись на студентке Филармонического училища Марии Коржавиной. У них родилось два сына, но в 1898 году они решили развестись.
Юридическая карьера и музыка
После того, как он закончил юридический университет, молодой выпускник устроился на службу в Московское пехотное училище. Через один год Леонид нашёл работу у известного правозащитника Федора Плевако, который принял парня с отличной репутацией на должность помощника. На этой должности молодой юрист занимался гражданскими делами, которых за два года работы было около семидесяти. Процессов было очень много: едва ли проходил какой-либо день, чтобы Собинов не участвовал в каком-либо судебном заседании. На одной из этих встреч будущий актёр познакомился с судебным работником Керзиным, который привёл его в общество любителей русской музыки.
Весной 1897 года певец окончил училище Шостаковского и стал одним из выпускников, которого высоко оценил Ипполит Альтани, один из членов экзаменационной комиссии и дирижер в Большом театре. Он пригласил молодого таланта на прослушивание в главный театр страны.
Леонид Собинов испугался, но после уговоров преподавателя Александры Сантагано-Горчаковой согласился на пробы, на которые не решался долгое время. Успешное прослушивание оказалось для него отличным шансом проявить себя, и все его волнения оказались напрасными.
Несмотря на огромный успех на сцене, Леониду долгое время было трудно решить, чем он больше хочет заниматься – быть популярным юристом или известным певцом. Все изменилось после судебного заседания, которое произошло случайно. Во время процесса судья задал вопрос Собинову: «Что же вы, соловей, нам споете на этот раз?». Эта шутливая фраза заставила исполнителя задуматься, чем он на самом деле хочет заниматься – быть лучшим адвокатом или посвятить свою жизнь музыке. Осенью 1899 года музыкант покинул юриспруденцию и полностью посвятил себя миру звуков.
Год до завершения своей юридической карьеры, Леонид восхитительно воплотил образ Ленского в оперной постановке «Евгений Онегин» по произведению Петра Чайковского. В начале его манера исполнения встретила скептицизм, так как она значительно отличалась от устоявшихся стандартов. Однако со временем стиль Собинова стал классическим, и на него ориентируются все мировые звезды оперы.
На сцене Большого театра тенор сыграл более тридцати ролей, и количество его выступлений превысило 620. Поклонники творчества Собинова отмечают его работу над образами Ленского, Лоэнгрина из оперы Вагнера, Ромео из произведения Шарля Гуно и Вертера Жюля Массне. Большой театр не был единственным местом работы этой знаменитости: параллельно он работал в частной опере, где одним из его коллег был легендарный Федор Шаляпин.
В начале двадцатого века Леонид Собинов совершил ряд гастролей по миру. Он завоевывал сердца зрителей в «Ла Скала» в Милане, вызывал бурю оваций в театре князя Монако, выступал на сцене театра «Реаль» в Мадриде. Великий тенор России дал концерты в Берлине, Париже и других городах Европы. В перерывах между за границей Собинов активно выступал в городах своей Родины.
Талант Леонида Собинова проявился также в театральной режиссуре. В 1910 году маэстро постановил оперу «Богема» Джакомо Пуччини, которая состоялась в Большом театре. Несмотря на восторженный прием спектакля, позиция Собинова в Большом в скором времени пошатнулась из-за руководства, усмотревшего в его работе революционный подтекст.
Личная жизнь
В 1915 году артист снова пережил изменения в своей жизни: он заключил брак с женщиной по имени Нина Мухина. В 1920 году вторая жена певца подарила ему дочь по имени Светлана.
Леонид Витальевич не стал эмигрировать после событий 1917 года, в отличие от многих других художников. Под новой властью он временно стал управляющим Большого театра, а затем стал его комиссаром. Он продолжал выступать за границей, часто давая концерты на российских сценах.
Последние годы своей жизни Собинов посвятил делам милосердия. Он оказывал помощь нуждающимся студентам и общественным организациям. В возрасте 60 лет артист покинул сцену из-за проблем со здоровьем.
В 1934 году знаменитый тенор проживал в Риге, в номере отеля «Санкт-Петербург». Согласно официальным данным, Собинов скончался от сердечного приступа, случившегося с ним во время сна 14 октября. Некоторые источники, однако, сомневаются в версии естественной смерти.
Тело выдающегося артиста доставили в Москву на специальном поезде. Леонид Собинов похоронен на Новодевичьем кладбище в российской столице.
Интересные факты
- Борис, первенец Собинова, прославился как талантливый пианист и концертмейстер. Вместе с армией Врангеля он покинул Россию после прихода большевиков и перебрался за границу. После окончания Второй мировой войны его передали советским властям, и он провел около десяти лет в лагерях.
- Светлана, дочь Собинова из его второго брака, стала женой известного писателя Льва Кассиля. Ее дочь Ирина, в свою очередь, стала известным режиссером-мультипликатором.
- После революции Собинов получил в пользование дачу в курортном районе Санкт-Петербурга, которая принадлежала С. И. Дворжецкому и является деревянным архитектурным памятником.
Если вы обнаружили опечатку, пожалуйста, уведомите нас, выделив этот текст и нажав на выделенный текст.