Теория культурно-исторического подхода Льва Выготского. Лев Семенович Выготский. Отечественная психология.
Лев Выготский — биография
Лев Семенович Выготский, известный как психолог и учёный, занимался разработкой авангардной футуристической «науки о Сверхчеловеке».
Основоположник культурно-исторической теории, Лев Семенович Выготский создал группу учёных, изучавших новые педагогические направления, связанные с когнитивным развитием детей. Его книга «Психология искусства», основанная на практике, представляет новую теорию и передовые технологии в области психологии.
Лев Выготский пришел в мир в городе Орша, Белоруссии, 17 ноября 1896 года в семье еврейских родителей. Его отец, Симха Лейбович, учился в Харьковском коммерческом училище и занимался коммерцией и финансами, а мать, Цецилия Моисеевна, была учителем. Лев провел свои детские годы в Гомеле, где его отец работал на должности помощника руководителя филиала крупного банка и занимался торговлей лесом.
Вместе со всеми своими братьями и сестрами Лев Семенович получал домашнее обучение. Их учитель Соломон Апшиза использовал методы греческого философа Сократа и разделял идеи социал-демократов. Его прогрессивные взгляды оказали огромное влияние на Льва Семеновича и сыграли ключевую роль в его выборе профессии и жизненных убеждений.
Получив среднее образование в 1913 году, Лев Выготский решает продолжить свое образование. На вступительных экзаменах в Императорский Московский университет он успешно проходит из-за своего знания языков. У него было отличное владение древнегреческим, латинским, английским и эсперанто. Он сталкивается с выбором факультета: юридический, культурологический или медицинский.
В конечном итоге, после долгих раздумий и переводов, он окончил историко-философский факультет в учебном заведении им. А. Л. Шинявского. После окончания учебы он начал преподавать и в то же время писал статьи для журналов.
В 1917 году, после Октябрьской революции, Лев Выготский приехал в Самару, но вскоре вернулся в Гомель. Позже он с матерью и братом уехал в Киев, но затем снова вернулся в Гомель. В период с 1919 по 1923 годы он работал совместно с двоюродным братом Давидом Выгодским в трудовой школе и педагогическом техникуме, где преподавал литературу.
В 1920 году Лев Семёнович начал использовать экспериментальные методы в области психологии в местном педагогическом техникуме. Он разработал эти методики для презентации на Всероссийском тематическом собрании, а затем собрал все полученные результаты и опубликовал свою первую научную работу.
В 1922 году он стал руководителем одного из отделов издательства «Гомпечать». А в 1923-1924 годах занял должность литературного редактора в издательском отделе Гомельского губернского управления партийной и советской печати. Он издал сборник И. Г. Эренбурга и выпустил номер литературного журнала «Вереск».
В 1924 году Лев Семёнович переехал в Москву, а вскоре и перевёз всю свою семью. Его отец был назначен управляющим Арбатским отделением Промышленного банка, на этой должности он работал до конца своей жизни.
Психология
В 1924 году у Льва Семёновича произошла важная встреча — он познакомился с молодым учёным Александром Лурией. Вместе они организовали кружок, занимающийся психологическими исследованиями. Благодаря своей роли руководителя кружка, Выготский получил шанс посетить Германию и Великобританию. По возвращении учёный был отправлен в больницу из-за тяжёлой формы туберкулёза, которым он серьёзно заболел.
Вопреки всему, он успешно защищает свою диссертацию, не присутствуя лично, которая позднее будет издана в книге «Психология искусства». Он дополнит её разделом «Легкое дыхание» и ещё несколькими дополнениями. Благодаря этим трудам он станет старшим научным сотрудником, что будет эквивалентно статусу кандидата медицинских наук.
В период болезни туберкулёзом, в 1925 году, он будет заниматься записями, которые позднее будут опубликованы под названием «Исторический смысл психологического кризиса». Именно в этом произведении он даст своё определение сознанию человека, так как он сам его видит. Лев Семёнович резко критикует анализ человеческого поведения при помощи простых понятий.
В 1927 году Лев Семёнович добился заметных успехов на службе, став начальником Московской медико-педагогической станции вместо уволенного В.П.Кащенко. Впоследствии станция была преобразована в Российский экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ).
Этому назначению способствовала его опубликованная в этом году книга под названием «Мышление и речь». Выготский будет занимать эту должность до 1928 года, после чего по собственному желанию уйдет с поста, однако продолжит работать внештатным консультантом и научным руководителем психологических лабораторий.
В 1930-е годы ученый активно разрабатывает различные подходы в области педагогики, создавая основы для культурно-исторической теории, и получает диплом академии наук по психоневрологии. Его назначают руководителем отделения в Московском Институте ВИЭМ. Однако в конце 1930-го года при проверке учреждения выясняется, что его работа неэффективна, а также обнаружено нерациональное использование выделенных бюджетных средств.
В результате руководитель института будет освобожден от должности, а само учреждение пройдет процесс реорганизации. В 1931 году на проводимом обсуждении, посвященном теории Выготского и Лурии о «реактологической» концепции, она была подвергнута критике, и данное направление в психологии было исключено из программы изучения в институте. Произошли изменения в штатном расписании, многих сотрудников уволили, но Лев Семёнович получил повышение и стал «действительным членом» института, заняв должность сотрудника 1 разряда.
За время своей карьеры Лев Семёнович работал в различных областях и городах. В его списке работодателей значатся правительственные и образовательные учреждения, а также научно-исследовательские организации в Москве, Ленинграде, Харькове и Ташкенте. Ещё в 1934 году, во время работы в институте экспериментальной медицины, он планировал создать отдел психологии, но из-за госпитализации не смог осуществить свои планы. Самый продуктивный период творчества Выготского пришелся на 1920-1930 годы, когда он проводил много лекций по психологии, неврологии и дефектологии.
Личная жизнь
Благополучно сложилась личная жизнь Выготского, когда он вступил в брак с Розой Ноевной Смеховой. Вместе они прожили 10 лет, их первая дочь Гита появилась на свет 9 мая 1925 года, а в 1930 году у них родилась вторая дочь — Ася.
Обе дочери, став взрослыми, следовали путем своего знаменитого родителя и обе сделали успешную карьеру в области психологии и дефектологии. В 1996 году Гита и Ася совместно написали книгу «Л. С. Выготский. Очертания портрета», в которой они представили читателям неопубликованные статьи отца, его зарисовки и фотографии, которые были тщательно сохранены в семейном архиве.
Лев Семёнович проиграл долгую и упорную борьбу с туберкулёзом, которая затянулась на пятнадцать лет. Эта неизлечимая болезнь застала его ещё в молодости. В начале весны 1934 года его отправили на лечение в санаторий под названием «Сосновый бор» из-за обострения заболевания. Он взял с собой только одну книгу — «Гамлет». Ещё в юности он написал: «Не решимость, а готовность — таково состояние Гамлета». По словам медсестры, которая лечила Льва Семёновича, его последними словами перед отъездом были: «Я готов».
В мае этого года Лев Семёнович был отправлен в московскую больницу, и 11 июня 1934 года он скончался от туберкулёза. Его прах был помещен в урну и захоронен на Новодевичьем кладбище.
Научные труды
- Изучение подростковой психологии
- Анализ мышления и речи (ссылка для загрузки)
- Влияние фашизма на психоневрологию
- Психология в контексте искусства (ссылка для загрузки)
- Рассмотрение сознания как проблемы поведенческой психологии
- Историческое значение психологического кризиса
- Проблемы в культурном развитии детей
- Специфика психологии личности
- Роль средств и знаков в развитии ребенка
- Исследования по истории поведения: обезьяна, примитив, ребенок
- История развития высших психических функций
- Лекции по психологии
- Проблема развития и распада высших психических функций