Лидия Чарская — известная писательница для детей и подростков, которая также успешно работает в киноиндустрии. Она написала более трехсот произведений, в том числе такие популярные книги, как «Записки институтки», «Сибирочка» и «Княжна Джаваха».
Ранее имя Лидии Чарской знал каждый, кто читал книги. Ее произведения, начиная с детских рассказов и сказок, заканчивая романами для взрослых, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов. В начале 20 века не было более известной писательницы, затем ее забыли. Вспомнили ее через сто лет, в 90-е годы. Ее книги снова стали популярными, издавались в различных издательствах и снова завоевали сердца читателей, теперь уже в 21 веке. Книги Чарской так же трудно достать в магазинах, как и сто лет назад. Герои ее произведений – обычные мальчики и девочки, юноши и девушки, мечтающие о том, чтобы однажды выйти за пределы серых будней и попасть в сказку.
Детство и юность
Подлинная фамилия писательницы — Воронова. Ее дата рождения — 19 января 1875 года в Санкт-Петербурге. Отец — поручик лейб-гвардии егерского полка Алексей Воронов. Мать — Антонина Крахоткина, дочь петербургского купца Дмитрия Крахоткина. Родители девочки поженились ровно год назад — 18 января 1874 года.
Сначала Алексей Воронов служил военным инженером, а в 1913 году получил звание генерал-лейтенанта. Лидия потом опишет свое детство в автобиографии под названием «За что?». Она рассказала, что ее мать умерла во время родов, и ее воспитывали тети по материнской линии. В феврале 1885 года, когда Лидии исполнилось десять лет, отец обратился с просьбой, чтобы его дочь приняли в Павловский институт благородных девиц. Прошение было удовлетворено, и через год девочка стала ученицей этого учебного заведения.
В ноябре 1885 года, спустя десять лет после смерти жены, Алексей Воронов нашел себе новую супругу. Его избранницей стала его двоюродная сестра – Анна Воронова, которая родила ему четверых детей – Павла, Александра, Анну и Наталью. Лидия не могла подружиться с мачехой, поэтому решение поступить в институт благородных девиц оказалось для нее лучшим выходом.
Все знали, что девочке будет нелегко в новом месте, но все обернулось не так плохо. Поначалу она, конечно, тосковала по дому, но вскоре привыкла к институту, где провела семь лет. Именно здесь началась ее творческая биография.
Первые творческие работы Воронова были созданы в возрасте десяти лет, а первая работа в жанре прозы появилась лишь через пять лет после этого. Всему этому предшествовал ее дневник, начатый в 15 лет. В нем она доверяла свои самые сокровенные мысли и события из жизни, как своей, так и своих подруг из института. Позже эти записи послужат основой для повести под названием «Записки институтки».
В августе 1897 года, Воронова начала учебу в драматических курсах Императорского Санкт-Петербургского Театрального училища. На третьем курсе она впервые приняла псевдоним Чарская, возможно, происходящий от слова «очарование» или «чары». Под этим псевдонимом она выступала в Михайловском театре, где проходили экзаменационные постановки. В сентябре 1900 года, ее приняли на должность художника Императорских театров. После окончания курсов Чарская присоединилась к труппе Александринского театра, где работала до 1924 года.
Литературное творчество
Лидия была часто выбрана для второстепенных ролей, но она не жаловалась. Она всегда беспокоилась о деньгах и была готова искать подработку. Однажды она оказалась рядом с крупным издательством и решила попробовать устроиться переписчицей. Лидия была не боязливой и спросила у владельца этой возможности. Мужчина согласился, но попросил принести свои записи, чтобы оценить ее почерк. Лидия принесла свой дневник. После того, как издатель ознакомился с несколькими страницами, его заинтересовали не только почерк, но и сюжеты, описанные в дневнике. В результате фрагменты записей из ее дневника появились на страницах детского журнала «Задушевное слово», написанные во время учебы в институте.
Лидия, автор этого произведения, также использовала псевдоним Чарская. Она не ожидала, что ее работа будет так быстро признана. В то же время ее читатели ждали очередного выпуска журнала, чтобы узнать, как развиваются события в повести молодой писательницы. Под влиянием успеха Лидия начала писать книги, главными героинями которых стали гимназистки — те же самые читательницы, которые так полюбили ее творчество.
Девушки приносили на занятия книги Чарской, скрывали их под партой, а во время перемены читали их наизусть или обсуждали сюжеты. Каждая из них мечтала оказаться на месте главной героини. В 1910-х годах был проведен опрос, в результате которого Чарская стала одной из трех самых популярных и любимых авторов. В ее честь была учреждена стипендия для старшеклассников.
Вскоре были выпущены несколько произведений Лидии Чарской — «Сибирочка», «Княжна Джаваха», «Лесовичка», «Сестра Марина». Большинство из них были переведены и изданы на других языках. Однако это не принесло Лидии богатства, так как у нее не было коммерческого склада.
Издатель неплохо заработал на книгах одаренной авторки. Она получала гонорар только за первое издание своей книги, а за переиздания прибыль шла в карман предприимчивого издателя. В течение семнадцати лет он заработал неплохие деньги, переиздавая книги Чарской. Но потом наступил октябрь 1917 года.
Советская власть не благоволила к деятелям культуры, многие из них обвиняли в буржуазных взглядах. К тому же, Лидия Чарская была дворянского происхождения, что предопределило ее дальнейшую судьбу. Книги писательницы признали бульварной литературой и запретили издавать.
В 1918 году была опубликована ее последняя повесть. Издание «Задушевное слово» также было закрыто. Чарская успела порадовать своих фанатов еще двумя рассказами, которые она даже не подписала своим именем, но они не принесли ей особого успеха. Бурный успех и любовь читателей оказались в прошлом.
Совсем недавно ее произведения «читали до дыр», поклонницы визжали от восторга, жизнь была относительно беззаботной. И вот новая реальность, с которой Чарской пришлось как-то смириться, но как, когда понимаешь, что ни ты, ни твои книги больше не нужны. Лидия изнемогала под тяжестью «показательных судов», которым подвергались и она, и ее произведения. Теперь о книгах Чарской говорили, что они «пошлые, бездарные, глупосентиментальные». И все герои ее повествований – сплошь и рядом бессердечные стереотипы.
Безусловно, читатели продолжали обожать книги Чарской, ее героинь, переживать за их судьбу, но не решались высказать свои чувства вслух. Поклонникам творчества Чарской оставалось лишь поддерживать любимую писательницу всеми возможными способами, а она, безусловно, нуждалась в их поддержке.
В 1924 году Лидию вынудили уволиться из театра, хотя она служила ему честно почти 25 лет. Никаких объяснений, кроме как причина возраста, не было предоставлено, хотя ей на тот момент было не больше 50 лет. Некоторое время спустя припомнили заслуги актрисы и предложили работу статиста. Чарская не отказалась, даже эти копейки, которые ей платили, спасали от голода. Писательница оказалась в тяжелом положении, у нее была мизерная пенсия, и часто ей приходилось безработной. Она пыталась получить какую-то помощь, но ей отказали.
Всю свою жизнь Лидия Чарская прожила в небольшой квартире на улице Разъезжей в Ленинграде. Вход в квартиру был только через задний проход. Многие избегали общения с этой скандальной писательницей, она превратилась в худую старушку, которая всегда носила длинное пальто, не по своему размеру, в любое время года. Она выглядела как бездомная женщина из города. Лишь соседские девушки испытывали к ней сочувствие ежедневно помогая с продуктами и уборкой квартиры. За эту помощь благодарная Лидия Алексеевна платила своими рукописями, которые девушки читали с увлечением и смирением. К сожалению, ее произведения, новые и старые, никого не заинтересовали.
Личная жизнь
После стен королевского дворца Лидия наслаждалась своей долгожданной свободой. Но по достижении 18 лет она оказалась в другом плену – брачном. В ноябре 1894 года она сдалась настойчивым уговорам ротмистра Бориса Чурилова, который молил ее выйти за него замуж, и вышла за мужчину, старше ее на семь лет. Она приняла фамилию Чурилова вместо Вороновой. В декабре 1896 года Лидия родила сына Георгия. Через пять лет они развелись, Бориса отправили на новое место службы, в Сибирь, Лидия не захотела идти с ним. Общество осудило молодую женщину, православная церковь наложила на нее отлучение от общества на 7 лет, чтобы полностью лишить ее мысли о будущем браке.
Санкт-Петербургская Шестая Гимназия была окончена сыном Георгием Чуриловым, после чего он поступил в Институт Гражданских Инженеров. Однако он не смог закончить обучение из-за перевода в Саперный батальон. После этого он продолжил обучение в Николаевском инженерном училище, где стал офицером и служил в Моторно-Понтонном Батальоне до Октябрьской революции. После 1917 года он уехал на Дальний Восток и занимал различные должности, такие как кладовщик, старший рабочий, техник и технический конторщик. Он умер в декабре 1936 года, на четыре месяца раньше, чем его мать. Он был женат на Евгении Суворовой, но у них не было детей.
Второй раз Лидия вышла замуж только в апреле 1914 года. Ее моложе на семнадцать лет избранником стал Василий Стабровский. Их брак завершился разводом по неизвестным причинам.
Болезнь и смерть
Лидия Чарская скончалась 18 марта 1937 года от туберкулеза, с которым она не смогла бороться из-за отсутствия сил и материальных возможностей. Она ушла из жизни тихо, без лишнего шума. На похороны пришли две соседки-читательницы, ужаснувшись бедности квартиры Чарских. Гроб стоял на столе, а стульев не было — супругам просто не хватило средств на их покупку. Лидия Чарская похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Только в 1990-е годы Чарская получила новую волну популярности. Ее произведения стали активно переиздаваться, в журналах начали появляться статьи об этой писательнице, некоторые из ее произведений даже были включены в школьную программу. К сожалению, признание Чарской пришло слишком поздно, почти на целый век.
Произведения
- Записки женщины из университета
- Принцесса Явана
- Морская певица
- Дневник молодой старшеклассницы
- Девушка из Сибири
- Жизнь без страха
- Новая Нина
- Причина
- Лесная фея
- Гнездо Яваны
- Щелчок судьбы
- Лара, дочь Бессона
- Особенная и уникальная
- Монахиня Марина
- Волшебная история
- Тайны университета
- Необыкновенная
- Человек, везунчик
- Убежище