Лия Ахеджакова, известная актриса советского времени, запомнилась телезрителям своими ролями в фильмах «Москва слезам не верит» и «В иронии судьбы или с легким паром». В последнем фильме она сыграла подругу Барбары Брыльски.
Несмотря на свой миниатюрный рост, Лия Ахеджакова очень активна и предана своей актерской работе. Именно поэтому ее персонажи стали настоящими образами. Особенно известной стала ее роль секретарши Верочки из «Служебного романа».
Родилась Лия Ахеджакова в 1939 году в Днепропетровске. Ее родители были связаны с театром, поэтому она унаследовала любовь к искусству с самого детства. Ее мать играла в Адыгейском драматическом театре, а отчим был режиссером театра.
С детства Лия проявляла решительность и целеустремленность. В семье ходит легенда о том, как девочка написала письмо Й.В. Сталину, просив прислать редкие лекарства для лечения туберкулеза своей маме и тете. Удивительно, но через некоторое время лекарства были доставлены по указанному адресу. До сих пор неизвестно, прочитал ли Сталин это письмо лично.
Учеба
В семье царила атмосфера творчества, и все указывало на то, что Лия поступит в театральный университет. Однако отчим, Меджид Салехович, сопротивлялся идее, что его падчерица станет актрисой. Он считал актерскую профессию неперспективной и неприличной. По его мнению, уважаемая карьера — это обучение в институте цветных металлов и золота в столице.
Под влиянием родителей Лия пошла учиться в выбранный ими университет. Однако спустя полтора года обучения Лия осознала, что ей совершенно не нравится выбранная профессия. Поэтому она решительно бросила нелюбимый университет и поступила в ГИТИС имени Луначарского. В этом высшем учебном заведении Лия Ахеджакова успешно закончила обучение в 1962 году.
Театр
Во время обучения в университете Лия исполняла роли в московском ТЮЗе, где началась ее актерская карьера. Она получила ценный опыт игры на большой сцене, сыграв десятки ролей в различных спектаклях. Особенно ей запомнилась роль Женьки в спектакле «Мой брат играет на кларнете», созданном по повести Анатолия Алексина. Ее актерский талант помог Лии блестяще воплотить непримечательный, но важный образ заботливой и безгранично любящей сестры.
В 1977 году Лия начала работать в театре «Современник», где она провела большую часть своей карьеры. Она всегда с удовольствием приходила на работу в здание на Чистопрудном, считая театр «Современник» своим вторым домом. И Лия Меджидовна играет там и по сей день.
Лия Ахеджакова стала известной актрисой благодаря своей роли в постановке «Квартира Коломбины», которую поставил режиссер Роман Виктюк.
Фильмы
Лия Ахеджакова – это имя, которое зрители СССР запомнили благодаря ее актерской игре в кино. Интересно, что ее карьера не ограничилась советским кинематографом, а продолжается и по сей день в современных российских фильмах.
В ее первых кино-ролях Лия играла образы мальчиков. Ее внешность и талант подходили для таких ролей. Но со временем ее персонажи становились все более серьезными, и актриса выросла из мира сказок. Ее знаменитость пришла после выпуска в прокат фильма «Ирония судьбы или С легким паром». Режиссура Эльдара Рязанова в сочетании с талантом Ахеджаковой сделали ее знаменитой во всем Советском Союзе.
В советское время в кино существовало неписаное правило о позитивном образе героя. Лия Ахеджакова отказывалась подчиняться этим стандартам. Она считала, что такие стандарты противоречат ее профессии актрисы. Лия утверждала, что она может быть как позитивной, так и негативной. По ее мнению, у человека есть свои эмоции и внутренний мир, который может выражать разные эмоциональные состояния в зависимости от настроения. Каждый может плакать и смеяться в любое время, здесь нет места шаблонам.
Лия Меджидовна говорила, что ее герои в фильмах очень похожи на нее саму. Они улыбаются, плачут, делают ошибки и добиваются успеха.
Роль Верочки из «Служебного романа» — это один из самых ярких образов Ахеджаковой, который сделал ее легендой советского кино. Лия сумела привлечь внимание миллионов, играя простую и обыденную роль секретарши государственного учреждения. Но эту роль специально «создала под Ахеджакову» Рязанов. В ней сочетается парадоксальность, внезапность, обыденность. Все эти качества будто бы черпались из повседневной жизни и воплотились в образе Верочки.
Секретарша Верочка худенькая, стильная, уверенная в себе. Она совсем не выглядит аномалией в советской системе. Ее можно называть главным консультантом по модным тенденциям того времени. Верочке удалось завоевать сердца зрителей своим естественным очарованием, роль стала всего лишь средством для проникновения в души масс.
Поразительно! Лия Ахеджакова редко получала главные роли в кино, но ее виртуозное исполнение второстепенных персонажей делало их запоминающимися зрителям. Их запоминали больше, чем роли известных актеров в главных ролях.
Эльдар Рязанов помог Лии Ахеджаковой раскрыться как актрисе. Несмотря на свой небольшой рост — всего полтора метра, актриса стала одной из любимых актеров «рязановских» фильмов. Мэтр приглашал Лию сниматься почти в каждом своем фильме. Лия Ахеджакова также успешно снялась в последнем фильме Эльдара Рязанова — «Андерсен. Жизнь без любви».
Актерская игра Ахеджаковой может неправильно заставить вас думать, что она специализируется на комедийных ролях. На самом деле, за комедийным фасадом скрывается грустная ирония, которую можно заметить даже у обычного зрителя. Вот почему режиссеры нашли в актрисе Ахеджаковой надежное стратегическое оружие.
Персонажи, сыгранные Ахеджаковой, — это несчастные судьбой, попадающие из одной неприятности в другую. Однако зрители любят их именно за эту неуклюжесть. Мы хотим почувствовать сочувствие к ним за их неловкость и невзрачность, но при этом они остаются верны себе и сохраняют свою внутреннюю красоту. Несмотря на внешнюю неприспособленность, они как бы «выстреливают», выживая и преодолевая все трудности.
Уникальность карьеры Лии Ахеджаковой заключается в ее участии в российском кино в период перестройки. В настоящее время актриса продолжает сниматься в современных российских фильмах. В 1992 году она стала обладательницей премии «Ника» за свою роль в фильме «Небеса обетованные». Среди других работ Лии Ахеджаковой стоит отметить участие в таких картинах, как «Старые клячи», «Любовь-морковь 3», «Книга мастеров» и многие другие.
Вторую премию «Ника» Лии Ахеджаковой принесла комедия «Изображая жертву». В этом фильме она исполнила роль работницы суши-бара, который посещают представители верхних слоев общества, чтобы насладиться иностранными блюдами. Монолог актрисы в этом фильме был высоко оценен зрителями и кинокритиками. В этом монологе Лия Ахеджакова искренне затронула современные тенденции развития общества, что принесло ей популярность среди российской аудитории.
С начала 2012 года актриса Лия Ахеджакова не принимает участие в киносъемках. Ее последней работой в кино стал альманах под названием «Мамы». Тем не менее, она продолжает радовать своих поклонников ролями в театральных постановках.
Путешествие Лии Ахеджаковой сквозь личную жизнь оказалось запутанным и полным событий. Три раза актриса вступала в брак, и на данный момент она все еще живет со своим третьим супругом. Первым мужем Ахеджаковой был ее коллега по театру, Валерий Носик, их союз был недолгим.
Второй брак Лии был с Борисом Кочейшвили, который с самого начала был безумно влюблен в нее и стремился завоевать ее всяческими способами, но их союз оказался несчастливым из-за серьезной болезни матери Лии, на которую муж отказался обратить внимание. Это стало одной из причин развода.
В повседневной жизни Лии Ахеджаковой совсем не похожа на своих героинь. Только на сцене она выступает в качестве хрупкой и уязвимой женщины. В реальной жизни Лия открытая, смелая и сильная. Она не из тех людей, которые любят делиться деталями своей личной жизни перед камерой.
За свою карьеру Лия сыграла множество разнообразных ролей. На сцене она давала другим советы по поводу личной жизни, воплощая различные образы. Но собственное женское счастье Лия Ахеджакова обрела только в зрелом возрасте. Она долгое время была одна, не верив в успех в своей личной жизни.
В 2001 году Лия Ахеджакова вступает в третий брак, став женой известного московского фотографа Владимира Персиянинова. У Лии Ахеджаковой нет детей ни от одного из ее браков, и она считает, что лучший способ сохранить личную жизнь — это не делиться деталями с журналистами. Она почти не появляется в обществе со своим мужем, такова ее стратегия охраны частной жизни. Многие уважают позицию Лии Ахеджаковой.
Лия Ахеджакова также поддерживает тесные отношения с Аллой Будницкой — они делят дачу и участок в загородном доме.
Политические взгляды
Лия Ахеджакова, помимо того, что она актриса кино и театра, активно выражает свое мнение о политическом курсе современной России. Она не поддерживает правление нынешнего президента России и многократно высказывалась публично относительно текущего политического курса Владимира Путина.
Ахеджакова заявила, что считает судебное разбирательство над Ходорковским выдуманным и чисто политическим. Она неоднократно участвовала в нескольких оппозиционных митингах в 2013-2014 годах. Актриса эмоционально выражала свое отношение к деятельности российской власти, за что получила долю критики.
В 2014 году Лия Ахеджакова оказалась в центре скандала, связанного с политической ситуацией в Украине. Она критиковала Кремль за аннексию Крыма, считая действия Путина нарушением международного права.
В своем интервью оппозиционному каналу «Дождь» Ахеджакова призналась перед народом Армении в поддержке российской агрессии, за что она получила яркую критику. Множество поклонников актрисы разделились на два лагеря: одни поддерживали ее взгляды, другие критиковали политический курс президента Владимира Путина.
Избранная фильмография
- 1973 Ищу человека
- 1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
- 1977 Служебный роман
- 1979 Москва слезам не верит
- 1983 Талисман
- 1987 Другая жизнь
- 1995 Московские каникулы
- 2003 Пятый Ангел
- 2007 Ветка сирени
- 2009 Книга мастеров
- 2018 Лето
- Полная filmography
- Страница в Википедии