Она была названа музой русского авангарда, у нее был в своем распоряжении один из самых популярных литературно-художественных салонов 20 века. Лиля Брик написала свои мемуары, издала произведения Маяковского и стала организатором первого московского музея Маяковского.
Она не является красавицей в обычном понимании этого слова. Невысокая, слегка пригнувшаяся, худощавая, с огромными глазами – ее можно было принять за подростка. Но в ней было что-то удивительно женственное, особенное, что притягивало и манило к ней мужчин с огромной силой, заставляло безоговорочно поклоняться ее обаянию. Лиля Брик.
Она стала объектом восхищения, ненависти, подражания, сумела доказать, что внешность в женщине не главное. Она создала свою собственную формулу привлекательности и всю свою жизнь руководствовалась ею. Лиля стала любовью всей жизни гениального футуриста Владимира Маяковского, который посвятил ей несколько своих поэм и стихотворений.
Детство
Лили Каган (Брик фамилия ее мужа) появилась на свет 11 ноября 1891 года в Москве. Ее отец, Урий Каган, был присяжным поверенным Московской судебной палаты и защищал права евреев в столице. В свободное время он увлекался литературно-художественным кружком, в котором состоял много лет.
Ее мама, Елена Брик (урожденная Берман), также была еврейкой, родившейся в Латвии и окончившей Московскую консерваторию. Она владела фортепиано, сочиняла стихи и постоянно устраивала в своем доме творческие вечера, занимаясь воспитанием двух дочерей. В 1899 году в семье появилась еще одна дочь – Эльза.
Лиля и ее младшая сестра свободно владели немецким и французским языками, а мама учила их играть на рояле. Домашнее обучение заняло начальный этап и только в 1905 году Лилю зачислили в 5-й класс женской гимназии. Учителя обратили внимание на ее склонность к точным наукам, особенно к математике, и посоветовали отцу развивать эти способности.
В остальных предметах Лиля тяжело давалась учеба, и она ею не увлекалась. После окончания гимназии в 1908 году Лиля решила продолжить изучение математики и поступила на женские курсы, где училась целый год. После этого она изучала архитектуру и живопись, а затем стала студенткой Мюнхенского университета.
После появления у Лилии дома Владимира Маяковского, ее жизнь тесно связалась с другими известными писателями. Она часто общалась с Виктором Шкловским, Борисом Пастернаком, Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым, Николаем Асеевым. Все они были восхищены Лилией Брик (к тому времени она вышла замуж и сменила фамилию). Она не была красавицей, но привлекала своим острым умом и собственным мнением обо всем, что происходило вокруг.
Лиля всегда радушно принимала своих друзей, оставляя двери своего дома открытыми. В ее литературных вечерах, которые она организовывала, участвовали не только писатели, но также можно было встретить композитора Родиона Щедрина и балерину Майю Плисецкую.
Маяковский
В 1915 году Маяковский впервые пересек порог дома Лили Брик. Он пришел вместе с шестнадцатилетней сестрой Лили – Эльзой, с которой в то время встречался. При первой встрече он не вызвал у хозяйки дома никаких эмоций. Он был высоким, худым, с грубыми чертами лица и грубым поведением, в общем, представлял собой полную противоположность ее мужу Осипу Брику, которого Лиля очень любила.
Романтические отношения начали меняться, когда Владимир прочитал свою новую поэму «Облако в штанах» перед всеми. Запросила его Эльза, которая хотела показать своего возлюбленного в лучшем свете. И она добилась своего – Лиля так восхитилась его творчеством, а затем и самим поэтом, что вскоре у них образовался любовный треугольник – Лиля-Осип-Владимир. Маяковский попал под чары хозяйки дома, посвятив свое произведение ей, которое ранее было адресовано ее сестре.
Сначала Владимиру было не по себе из-за присутствия Осипа, но он не пошел на конфликт с решением своей возлюбленной Лили. Со временем ему пришлось примириться с ситуацией и даже подружиться со своим соперником. Маяковский чувствовал потребность в общении с этим человеком, Брик был для него не просто другом, он помогал поэту в издании его произведений. Известно, что именно Осип на свои собственные средства напечатал «Облако в штанах».
Лиля говорила, что любит и Осипа и Владимира, одного как возлюбленного, а другого как родственную душу. Она сама стала музой для революционера-футуриста и занималась его имиджмейкингом.
Под ее руководством Маяковский, наконец, пошел к зубному врачу, хотя он всегда боялся врачей, особенно дантистов. Именно Лиля следила за тем, как он одевается, и вскоре Маяковского воспринимали как икону стиля.
Лиля оказала влияние на творчество поэта, но его литературная репутация была установлена еще до их знакомства. К 1915 году его имя было широко известно среди писателей.
После начала отношений с Брик, лирика Маяковского приобрела неотъемлемый трагический пафос. Женщина не просто изнуряла душу Владимира, она делала это нарочно, убежденная, что только страдающий человек способен создать великую поэзию.
Лиля решила завершить отношения с поэтом, узнав, что он вдохновляется не только ей, но и другими женщинами. Маяковский покончил с собой 14 апреля 1930 года, и этот поступок потряс ее до самой глубины души. Лиля не могла простить себя за произошедшее, поэтому решила построить музей поэта в Москве, отправив письмо с просьбой разрешения на это прямо Сталину.
Фильмы
В 1926 году летом, Абрам Роом пригласил Брика на должность ассистента для съемок документального фильма «Еврей и земля». В этой киноленте отражались события 20-х годов, когда в СССР было распространено антисемитизм. В следующем году режиссер выпустил еще одну картину под названием «Третья Мещанская» («Любовь втроем»).
Режиссеру Роому и сценаристу Шкловскому было замечено, что название фильма унизило достоинство участников любовного треугольника Лили-Осипа-Владимира. В 1928 году Лиля сама стала режиссером и сняла фильм под названием «Стеклянный глаз» с участием Виталия Жемчужного.
Постепенно Лиля становилась самой обсуждаемой персоной в стране Советов, у нее появилось множество врагов. В то же время у нее были и поклонники, которые восхищались ее стилем. Брик не просто любила модную одежду, это была ее страсть, она жила этим. Стены ее комнаты были окрашены в синий цвет, чтобы подчеркнуть белизну ее кожи и цвет рыжих волос.
Ее гардероб состоял из парижских нарядов, в то время как другие женщины в СССР носили одежду советского производства. У Лили была собственная машина, которой она управляла сама. Кроме нее, только жена посла Франции в СССР садилась за руль в Москве.
Многочисленные наряды из Франции были результатом того, что сестра Брик, Эльза, вышла замуж за француза и проживала в Париже. Именно она посылала ей платья, сшитые по индивидуальному заказу французскими мастерицами. Эльза Триоле также снабжала сестру шелковым бельем, аксессуарами и духами. Брик любила ароматы от «Guerlain» больше всего.
Она хорошо разбиралась в этом деле и всю жизнь позволяла себе наслаждаться отличными духами. Даже после смерти ее окутывала волна «Опиума», созданного Ив Сен-Лораном.
Брик встретила знаменитого французского модельера в аэропорту Шереметьево, когда ей исполнилось 84 года. Он заметил ее среди других женщин и выбрал из толпы, одетой недостаточно выразительно и скучно. Стильная Брик была в зеленой шубе из коллекции Диора. Они познакомились и вскоре стали настоящими друзьями.
После этого гардероб старой модницы стал богаче нарядами, которые всемирно известный дизайнер пошивал специально для нее. Лиля сверкала в блузах с объемными рукавами, брюках из фиолетового бархата и пальто насыщенного бордового цвета. Ее 85-летие было отмечено в Париже, в роскошном ресторане, обед в котором был заказан для нее самим Ивом Сен-Лораном. Именно для этого случая он подарил ей великолепное вельветовое платье с отделкой из тафты.
Брик всегда следила за последними модными тенденциями и постоянно обновляла свой гардероб. Она не боялась экспериментировать со своим стилем и всегда придумывала смелые и креативные наряды. Лилю отличали рыжие волосы, которые она умело подчеркивала блестящими тканями, уникальными рисунками и шлейфами, чтобы избежать скучности и серости в одежде.
Лиля обладала врожденной сексуальностью и пряным обаянием, что позволяло ей легко покорять мужчин. У нее был свой собственный секрет обольщения, который она никому не раскрывала. Она даже свела с ума своего дядю, который умолял ее за руку и сердце, стоя на коленях. В то время ей исполнилось 17 лет. Чтобы избежать греха, родители отправили Лилю к бабушке.
Девушке нужно было чем-то заняться, поэтому она начала брать уроки игры на фортепиано. Именно от этого музыкального учителя она забеременела. Никому не было нужно раскрывать этот скандал, поэтому ее отправили в провинциальную клинику на аборт. Однако операция была неудачной, и теперь Лиля осталась бесплодной.
Лиля всегда считала, что институт брака – это архаичное явление, но сама несколько раз выходила замуж. Первый раз она вышла замуж за Осипа Брика в марте 1912 года. С первой встречи она была влюблена в этого юношу. Ей было 13 лет, ему – 17. Долгое время он не проявлял к ней интереса, но Лиля все-таки сумела завоевать его сердце. Свадьба прошла по еврейским обычаям, но прошла у них дома.
Родители девушки наконец-то нашли спокойствие, узнав, что их дочь, после множества романтических приключений, наконец, вышла замуж.
Однако этот брак не понравился родителям Осипа, которые не одобряли эту непостоянную девушку. Молодой человек не хотел причинить своим близким страдания, поэтому писал им часто и много. Их семейная жизнь была счастливой, пока в ней не появился Владимир Маяковский. С 1915 года все в их семье пошло не так.
После скончания Маяковским, Брик подала на развод с Осипов. В ее личной жизни появилась новая любовь — Виталий Примаков, который стал ее вторым мужем. После гибели Примакова Лиля снова вышла замуж, на этот раз за литературоведа Василия Катаняна, который занимался изучением жизни и творчества Маяковского. Ради Лили Василий бросил свою семью и прожил с ней почти 40 лет.
Смерть
Лиля Брик получила серьезную травму в возрасте 86 лет. Перелом шейки бедра в таком возрасте практически не поддается лечению, и она могла стать обузой как для себя, так и для своих близких. Для того чтобы не создавать проблем никому из своего окружения, женщина приняла снотворное в таком количестве, которое, естественно, привело к смерти. Брик скончалась 4 августа 1978 года.
Пепел музы русского авангарда был развеян в районе Звенигорода, в деревне Бушарино под Москвой. На этом месте установлена могильная плита, на которой высечена надпись "Л.Ю.Б.". Та же самая символика была на кольце, подаренном Лиле Маяковским, которое она никогда не снимала.
В 1976 году Лиля уже пыталась совершить самоубийство, но это больше напоминало постановку, чем серьезные намерения. Специалисты скорой помощи нашли записку на столе, в которой она просила не винить никого в своей смерти и указала название лекарства, которое приняла. Врачам удалось спасти Лилю, им пришлось промыть ей желудок, и им было рекомендовано соблюдать постельный режим.