Любовь Добржанская — биография и личная жизнь актрисы

Любовь Добржанская – известная актриса, удостоенная звания народной артистки СССР и заслуженной артистки РСФСР. Её талант был отмечен Сталинской премией II степени, а также орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Ранние годы

Любовь была рождена в Киеве в 1905 году, в семье подпоручика Русской императорской армии Ивана Добржанского. Ее отец дошел до звания штабс-ротмистра и был уважаемым человеком. Ее брат, Роман Андроникович, был оперным певцом. Мать Любы также была из дворянской семьи и окончила гимназию.

После революции отца репрессировали из-за его происхождения. Он был дворянином, польским шляхтичем. Естественно, семья тоже пострадала. Любовь, ее мать и брат остались в Киеве. Мать бралась за любую работу, включая бухгалтера, прачку и няню. Отец провел 5 лет на Соловках в ссылке, затем до конца жизни работал пастухом в Казахстане и умер в 1941 году. Когда Любовь выросла, она отправляла отцу деньги и посылки из Москвы, чтобы помогать ему. Репрессированным было запрещено жить в столице.

Любовь Ивановна Добржанская

В период репрессий, семья столкнулась с трудностями. В роли старшей ребенка, Люба брала на себя основные обязанности по уходу за братом, помогая маме. Но при этом она не забывала и об учебе. В 10 лет ее отправили в Киевский институт благородных девиц, но урвать полноценное образование Любови не удалось. В стенах этого учебного заведения она провела всего 2 года, занимаясь изучением иностранных языков, чтением, арифметикой, рукоделием и участвуя в театральных постановках. После революции, когда институт закрыли, ей пришлось перейти в обычную школу. В это время отец брался за любую работу, и в семье появилось еще детей – после смерти родителей Добржанские взяли на воспитание троих племянников.

Первый театр

Несколько лет Любовь занималась в театральной студии при Доме культуры. Одновременно с 1920 года она работала на фабрике резиновых изделий, где изготавливала галоши. Затем она перешла в другую студию, уже при Русском театре в Киеве. Получив диплом, она стала профессиональной актрисой. Родной для нее стал Русский театр государственной драмы, где она начала свою карьеру.

Здесь Любовь приняла участие в нескольких постановках, но ее первая звездная роль была в спектакле по произведению Вишневского «Оптимистическая трагедия». Это была первая в истории пьеса, а роль Комиссара Добржанская она сыграла на несколько лет раньше, чем великая Алиса Коонен.

Любовь Ивановна Добржанская

С 1924 по 1934 год Любовь Добржанская активно трудилась в театре, где ее считали ведущей актрисой. Она исполняла главные роли в различных спектаклях, таких как Негина в «Талантах и поклонниках» Островского и Зина в «Вредном элементе» Шкваркина. В молодости ее привлекательная внешность с черными глазами, темными волосами и аристократическими чертами лица покоряла зрителей. Ее даже приглашали для участия в антрепризах, например, в спектакле «Преступление и наказание», где она сыграла вместе с знаменитым Павлом Орленевым.

В 1934 году в Москву пригласили актрису с уже более чем 100 ролями на счету. Директор Центрального театра Красной Армии Владимир Месхетели увидел Добржанскую в спектакле и пригласил ее. Он не ожидал согласия, учитывая ее известность. Племянница Добржанской рассказывала, что актриса еще не оправилась от смерти первого мужа и хотела сменить обстановку.

В столице ей пришлось начинать новую жизнь. Здесь никто не знал о ее таланте. Ей предоставили небольшую комнату в общежитии театра. Первые работы были не основными, но в известных спектаклях – «Васса Железнова» и «Мещане». Однако вскоре появились и более серьезные роли. В спектакле «Укрощение строптивой» актриса сыграла роль Катерины и моментально заявила о себе. На этот спектакль московская публика шла огромными группами. Интересно, что на эту роль она сама настояла, увидев, что режиссер не может найти подходящую актрису. И за несколько недель выучила роль до премьеры. Критики и коллеги всегда высоко отзывались о таланте Добржанской. Она была великолепной художницей трансформации и успешно справлялась с любыми задачами.

Любовь Ивановна Добржанская

В годы Великой Отечественной войны труппу Красной Армии была эвакуирована в тыл, в город Свердловск. Здесь актеры и актрисы продолжили свою работу над спектаклями. В 1942 году Любовь была выбрана для роли Шурочки Азаровой в постановке пьесы «Давным-давно» Гладкова. Ей исполнилось 37 лет. Она была слишком взрослой для этой роли, но смогла убедить режиссера Алексея Попова, что сможет справиться с этой задачей. И она сыграла так, что зрители были в восторге. Весь зал аплодировал ей за Шуру Азарову, а рецензенты в газетах сравнивали ее с великими Марецкой и Бабановой.

Ее песни из спектакля стали очень популярными. «Гусарские куплеты» и «Колыбельную» распевала вся Москва.

Эльдар Рязанов был одним из зрителей, который был впечатлен работой актрисы. Впечатленный постановкой в 1944 году, он много лет спустя сделал свой собственный фильм по этому произведению.

После возвращения в Москву, Добржанская стала одной из ведущих актрис театра Красной Армии. Её приглашали участвовать в самых важных и популярных спектаклях. Добржанская легко превращалась в разных персонажей — будь то крестьянка или знатная дама. Она много лет играла в спектаклях «Учитель танцев» и «Флаг адмирала». За роль Леди Гамильтон в последнем спектакле ей была даже присуждена Государственная премия.

Любовь Ивановна Добржанская

Актриса почти не покидала театр ни днем, ни ночью. Ее работа была отмечена. В 1954 году Добржанская была удостоена звания заслуженной артистки.

Но даже в новом статусе она продолжала принимать даже небольшие роли. И хотя в ее творческой жизни было много ярких премьер, в 60-е годы зрители по-прежнему ходили в театр «на Добржанскую» на спектакли «Любка-любовь», «Профессия миссис Уоррен», «Добряки». Затем она сыграла роль Василуцы в спектакле «Каса Маре». Этот персонаж стал первым из ряда тех, что соответствовали реальному возрасту актрисы. Режиссер Борис Львов-Анохин был восхищен драматическим талантом артистки и ее способностью исполнять народные песни с искренностью.

В 1964 году было много новых премьер. Вне театра Красной Армии Добржанская сыграла у Львова-Анохина в спектакле «Материнское поле», специально созданном для нее. Она отлично передала трагичность и сложность произведения Чингиза Айтматова. В театре Станиславского зал аплодировал приглашенной актрисе. А в своем театре она поразила зрителей в роли Раневской в «Вишневом саду» по Чехову. За эту работу ей было присвоено звание народной артистки СССР в 1965 году.

Любовь Ивановна Добржанская

В конце 60-х годов в театре Красной Армии был поставлен спектакль «Дядя Ваня» по произведению Чехова. Соколова, ее партнер по сцене, отметил, что роль Войницкой была сыграна великолепно. Она не просто присутствовала, а жила на сцене.

Знаменитая актриса получала предложения и от других театров. В театре «Современник» она играла в трех спектаклях. И здесь публика принимала ее также доброжелательно.

Свои последние роли в театре Красной Армии Добржанская сыграла в 1976 году. Она выходила на сцену в спектаклях «Странствия Билли Пилигрима» и «Экзамены никогда не кончаются».

Известная Мария Добржанская со своим выдающимся актерским мастерством не оставляла равнодушными кинорежиссеров. Она часто получала предложения для участия в съемках, но всегда отдавала предпочтение театру. Она отказывалась от больших ролей и соглашалась играть только эпизодически. Первую такую роль она сыграла в 1947 году в фильме «Свет над Россией». Позже, в 1952 году, она исполнила роль Фелисианы в «Учителе танцев».

Любовь Ивановна Добржанская

Успех актрисы в кинематографе принесла картина «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. Режиссер помнил ее еще по ролям в спектаклях, и как только в его сценарии появилась подходящая героиня, сразу вспомнил о Добржанской. В фильме Любовь сыграла мать главного героя, а ее проникновенное пение нашло отклик в сердцах зрителей.

В 1972 году Алексей Баталов попробовал свои силы в кинорежиссуре, пригласив Любовь Добржанскую сыграть тетушку генерала Загорянского в своей экранизации романа Достоевского «Игрок». Через три года Рязанов снова взял актрису на роль в своем фильме «Ирония судьбы», где она сыграла маму Жени Лукашина. Интересно, что ранее она репетировала эту же роль в театре. Публика была в восторге, и успешный образ был найден. Немолодую актрису снова полюбила вся страна.

Любовь Ивановна Добржанская

Новую роль в кино звезда испытала в фильме «Никогда больше в четверг» от известного режиссера. Долго она отказывалась от этой возможности, но в конце концов решилась. И зрители снова восхитились ее актерским мастерством на экранах кинотеатров.

Любовь Добржанская не нашла счастья в личной жизни – она вышла замуж трижды, а материнство для неё не было приоритетом.

Первый муж красавицы и актрисы Русского театра в Киеве был её коллегой, Иваном Червинским. Он был привлекателен, но увлекался азартными играми и был невоздержанным в разговорах. Его биография также подвела. Иван был сыном священнослужителя, а его жена была дворянкой. Однажды его друг написал донос на Ивана, после чего тот был арестован, подвергнут допросам и физическим пыткам. Всё это было для него слишком тяжело, и он покончил с собой в тюрьме во время предварительного следствия.

После смерти мужа Любовь полностью посвятила себя работе и достигла успеха не только как актриса, но и как женщина. Поддержка со стороны режиссера Владимира Нелли-Влада помогла ей пережить боль. Ее талант был высоко оценен зрителями, и она постепенно нашла счастье в отношениях с Владимиром. Однако неясно, закончились ли эти отношения браком, поскольку точная дата их свадьбы неизвестна и Любовь Владимира иногда называют своим вторым мужем.

Любовь Ивановна Добржанская

Работа спасла актрису от нового разочарования. Пригласили играть в Москву, в театр Красной Армии. Любовь отправилась в новые романы и впечатления. Ее ждали главные роли и знакомство с коллегой, Осипом Шахетом, который стал ее вторым официальным мужем. До этого она состояла в романтических отношениях с режиссером Алексеем Поповым.

В браке с Шахетом она нашла утешение от прошлых потерь. Несколько лет были счастливы. Но потом Осип внезапно умер от инфаркта, просто выйдя на балкон.

Актриса снова осталась без поддержки. Рядом была только ее пожилая мама, перевезенная Любовью из Киева. За ней дочь преданно ухаживала. Но вскоре она снова нашла личное счастье. Она познакомилась с представителем известной цыганской династии Кручининых – Виктором, и вышла за него замуж. Он был талантливым аккомпаниатором, гитаристом, и быстро стал незаменимым спутником своей супруги. Вместе они выступали в концертах с русскими романсами, которые Добржанская исполняла в своем уникальном стиле, просто великолепно.

Кручинин идеально подходил Любови. Но его, фронтовика, мучили старые раны. Иногда из жены она превращалась в сиделку, разрываясь между театром, мужем и матерью. Но их счастье было недолгим. В 1974 году умер Виктор, вслед за ним ушла и мать актрисы. Добржанская осталась одна.

Любовь Добржанская в последние годы испытывала тяжелые времена из-за отсутствия работы. В 1978 году из-за проблем с памятью ей пришлось покинуть театр. Она не могла играть. Она не только забывала свой текст, но и переставала узнавать знакомых и коллег. В ее честь был устроен торжественный вечер в большом зале театра Советской Армии.

Любовь Добржанская стала почти затворницей, почти не выходила из дома. К ней приехала дальняя родственница, чтобы ухаживать за ней. В связи с прогрессирующей болезнью изменился и ее характер. Она стала намного мягче, полюбила детей и животных, к которым раньше была равнодушна. В конце ее жизни обострились и другие хронические заболевания. В 1980 году Любовь Добржанскую госпитализировали с переломом шейки бедра. У нее были сильные боли, которые было невозможно снять. В больнице не хватало мест, и больных укладывали в коридоре. Там и умерла актриса 9 ноября 1980 года. Ее похоронили рядом с последним мужем на Ваганьковском кладбище. На церемонии прощания звучала музыка из спектакля «Вишневый сад», который был ее любимым.

Избранная фильмография

  • 1952 — Преподаватель танцев
  • 1966 — Осторожно, автомобиль!
  • 1968 — Занятие литературой
  • 1969 — Адам и Ева
  • 1970 — Суд над совестью
  • 1972 — Играющий
  • 1974 — Коляска на веранде
  • 1974 — Осенние грозы
  • 1975 — Ирония судьбы, или с легким паром
  • 1977 — В четверг и дальше
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий