Любовь Орлова — это та женщина, которая использовала все возможности, которые ей предоставила судьба, и не растрачивала их зря. Она умела правильно распорядиться этим даром и отдать намного больше, став великой актрисой и кумиром для многих поколений. Любовь Орлова была идеалом. Григорий Александров видел в ней идеальную актрису и жену, а для друзей и близких она была идеальной женщиной. А миллионы зрителей видели в ней идеальную мечту.
Слава пришла к актрисе Любови Орловой после проката фильма «Веселые ребята», и укрепилась благодаря «Цирку» и «Волга-Волга».
Детство и юность
Любовь Орлова появилась на свет в городе Звенигород 29 января 1902 года в семье дворян. Ее отец Петр Федорович служил в военном ведомстве и был награжден правительственными наградами. Мать, Евгения Николаевна Сухотина, также была представительницей древнего дворянского рода. Ее отец, Николай Сухотин, был генералом кавалерии, членом Государственного совета и родственником графа Льва Толстого. С детства Люба хранила книгу Льва Николаевича «Кавказский пленник» с его автографом, оставленным специально для нее.
Семья Орловых принимала гостей с большой радушием, устраивая различные встречи и приемы для известных личностей. Один из постоянных посетителей был Федор Шаляпин, который присматривал за Любочкой во время одного из визитов. Он заметил в ней талант актрисы и посоветовал отправить девочку в театральную студию, хотя родители мечтали о музыкальной карьере и записали ее в музыкальную школу на фортепиано.
В 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию, но тяжелые времена заставили ее бросить учебу в 1922 году, чтобы заработать на жизнь, преподающ музыку и подрабатывая в кинотеатре.
В то же время Люба также посещала занятия в ГИТИСе, который к тому времени представлял собой обычный театральный техникум. В 1926 году она выступала в составе хористок, а затем перешла на актерское отделение музыкальной студии при МХАТе.
Фильмы
В начале своей карьеры Любовь Орлова участвовала в хоре и иногда играла эпизодические роли. Однако она отличилась своим упорством, красотой и талантом, выделяясь среди коллег. В 1932 году ей была дана главная роль в опере «Перикола», что принесло ей огромный успех, и театральные зрители собирались на все её выступления.
Очень важную роль в судьбе актрисы сыграл образ, который она исполнила на сцене. Именно благодаря этому образу на нее обратил внимание молодой режиссер Г.Александров, который пришел на представление по совету своего друга. Александров был впечатлен, ему понравилось все в актрисе — ее внешность, голос, и талант. Режиссер не терял времени, и предложил Орловой сниматься в его фильмах, особенно учитывая, что в то время он искал актрису на главную роль в фильме «Веселые ребята».
С этого момента началась кинематографическая карьера Любови Орловой. Образ Анюты принес актрисе всеобщее признание, и ее карьера стремительно нарастала. Любовь Орлова своим талантом и актерским искусством подняла отечественное кино на невиданные высоты, и сравняла его с театром, хотя во многом даже превзошла его.
Орлова достигла нового ошеломляющего успеха с фильмом «Цирк», выпущенным в 1936 году. Режиссером этой ленты вновь был Александров, а мюзикл стал самым успешным из всех советских фильмов. Картина была удостоена Гран-при на французской выставке и Сталинской премии 1941 года.
В 1938 году Орлова опять порадовала своих поклонников, появившись в комедии «Волга-Волга» под режиссурой Г.Александрова. В следующем году она снялась в детективе «Ошибка инженера Кочина», режиссером которого был А.Мачерета, и вновь исполнила главную роль. В 1940 году актриса добавила в своё творческое портфолио ещё один замечательный фильм под названием «Светлый путь». Этот фильм стал последней работой режиссера Александрова, снятой в период перед войной.
Татьяна Орлова все больше начинает приобретать образ знаменитой актрисы Марлен Дитрих, о которой советские зрители никогда не слышали. Режиссеры проводили закрытые показы, на которые приглашали очень узкий круг людей, в том числе и у Александрова был доступ к этим фильмам. И вскоре он начал воплощать некоторые черты голливудской звезды на экране в фильмах с Орловой. В «Веселых ребятах» Орлова появилась в том же цилиндре, что и Марлен в «Голубом ангеле». А в фильме «Цирк» она перекрасила волосы, чтобы быть похожей на Дитрих.
Голос Любови Орловой был необыкновенно красивым, и кроме того, она умела танцевать и играть на различных музыкальных инструментах. Ее музыкальные таланты пригодились ей в фильмах «Волга-Волга» и «Светлый путь», где звучали песни и музыка, исполненные этой талантливой актрисой. Ее популярность стремительно росла с каждым новым фильмом, и, вероятно, в стране не было ни одного человека, кто бы не знал, кто такая Любовь Орлова. В 40-е годы ее часто просили выступать перед солдатами, и она никогда не отказывала, находя слова наставлению и исполняя свои песни. Во время войны она посетила все фронты, поддерживая боевой дух солдат своими выступлениями.
После окончания военного конфликта Любовь Орлова вернулась к работе на киносъемочной площадке. В 1947 году она исполнила роль в мюзикле «Весна», а в 1949 году приняла участие в съемках военного фильма «Встреча на Эльбе». В 1950-е годы ее попросили сыграть в биографическом фильме «Мусоргский» и в картине «Композитор Глинка», в которой ей досталась роль Людмилы Глинки.
В 1960-е годы актерская карьера Любови Орловой начала угасать. Она почти не участвует в съемках и не принимает участия в театральных постановках. В 1970 году вышла еще одна картина, в которой снялась Любовь Орлова — комедия «Русский сувенир». Последней работой в кино великой актрисы стала картина «Скворец и Лира», снятая в 1972 году.
Высокую оценку заслуг Любови Орловой выразило высшее руководство страны. Дважды она была удостоена Сталинской премии, считавшейся наивысшей наградой в Советском Союзе. Актрисе были вручены Орден Ленина и два ордена Трудового Красного Знамени. В 1935 году Орлова была назначена Заслуженной артисткой РСФСР, в 1947 году стала Народной артисткой РСФСР, а в 1950 году была удостоена звания Народной артистки Советского Союза.
Личная жизнь
Интересной была личная жизнь Любови Орловой. Актриса уделяла много внимания своей внешности, как профессионал, так и из-за своего дворянского происхождения, что требует хорошего внешнего вида. Она использовала косметику, включая передовые средства по уходу за кожей и телом. Слухи ходили, что она обращалась к пластическим хирургам. Независимо от этого, все ее усилия не прошли даром – актриса даже в зрелом возрасте выглядела моложе своих лет.
Андрей Берзин, работавший в Наркомате земледелия, стал первым мужем Орловой. Их брак продержался четыре года, пока супругу не обвинили и не отправили в ссылку в Казахстан.
Орлова познакомилась с Францем, импресарио из Австрии, в 1932 году. Их гражданский брак продержался всего год.
Режиссер Григорий Александров стал мужем Орловой в 1933 году. Они прожили вместе до самой кончины Любовь Орловой. У актрисы нет детей.
В 2015 году на экраны вышел сериал «Орлова и Александров», рассказывающий о жизни и деятельности великой актрисы. Олеса Судзиловская сыграла роль Орловой, а Александрова сыграл актер А.Белый.
Смерть
26 января 1975 года Любовь Орлова ушла из жизни, ей было 73 года. Причиной смерти стал рак. Она была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Восемь лет спустя ушел из жизни Григорий Александров.
Адвокат А.Добровинский стал владельцем подмосковной дачи, которая ранее принадлежала супругам, в 2014 году. Он также приобрел личный архив Любови Орловой.
Избранная фильмография
- 1934 Фильм «Петербургская ночь»
- 1934 Художественный фильм «Весёлые ребята»
- 1936 Цирк — кинолента
- 1938 Кинофильм «Волга, Волга»
- 1940 Мелодрама «Светлый путь»
- 1941 Художественный фильм «Дело Артамоновых»
- 1943 Картину «Одна семья»
- 1947 Лента «Весна»
- 1950 Драматическое кино «Мусоргский»
- 1960 Фильм «Русский сувенир»
- 1974 Лента «Скворец и Лира»