Людмила Петрушевская – известная поэтесса, прозаик, драматург, сценарист и переводчик. Ее поэзия прекрасна, и она творит в различных музыкальных жанрах.
Людмила Петрушевская нашла свое место в литературном мире. Она посвятила свою жизнь творчеству, не стремясь к коммерческому успеху. Она осталась верной своим принципам и сумела не только удержать своих читателей, но и привлечь новых. Она ищет свой стиль не только в литературе, но и в музыке, и ее феномен объясняется невероятной артистичностью. Жизнь Людмилы Петрушевской была удивительной, полной разных событий, и она смогла преодолеть все трудности и удары судьбы с достоинством.
Детство
Людмила Петрушевская родилась в Москве 26 мая 1938 года в семье студентов. Ее отец, Стефан Петрушевский, был философом, изучавшим научный атеизм и марксистско-ленинскую этику, и получил степень доктора философии. Ее мама, Валентина Яковлева, работала редактором. В своем детстве Людмила пережила годы войны, испытав голод и лишения. Она была эвакуирована, жила у родственников и даже оказалась в детском доме в Уфе. По ее собственным воспоминаниям, ей приходилось воровать селедочные головы из мусорных баков соседей, чтобы продержаться наедине. С мамой Людмила встретилась, когда ей исполнилось девять лет, а до этого время она провела под опекой деда Николая Яковлева, известного лингвиста-кавказоведа. Он активно боролся с неграмотностью, но, тем не менее, не научил внучку читать. Он придерживался теории марризма, и после того, как его теорию разгромил Сталин, начал страдать от психической болезни.
В начале 20-го века Петрушевские начали проводить домашние театральные представления. Людочка никогда не думала, что станет писательницей, она мечтала связать свою жизнь со сценой и стать оперной певицей. Хотя ее отправили в вокальную студию, она так и не достигла звездного статуса оперной певицы.
В 1941 году Люда, ее бабушка и дедушка были эвакуированы в Куйбышев. Среди нескольких ценностей, взятых с собой, были четыре книги, включая сборник стихов Владимира Маяковского и учебник по истории ВКП(б).
Поскольку ее не учили читать, девочка просто перелистывала газеты и учила алфавит по ним. Когда начала читать, делала это тайком от деда, учила стихи наизусть, и цитировала их целиком. Бабушка рассказала ей, что она понравилась поэту Маяковскому, который даже хотел жениться на ней, но ее сердце принадлежало лингвисту Яковлеву.
После того, как Людмила одержала победу, она вернулась в Москву, окончила школу и поступила на журфак МГУ. Она выбрала профессию журналиста. Ее карьера началась с работы корреспондентом в издательстве, затем она перешла на Всесоюзное радио, где ей доверили программу «Последние известия».
В 34 года Людмила начала работать редактором Центрального ТВ, где ей приходилось писать рецензии на программы о экономике и политике, например, «Шаги пятилетки». Однако ее начали жаловаться на Петрушевской, поэтому спустя год она ушла с телевидения и больше не пыталась найти работу.
Литература
Литературой Людмила увлекалась еще в годы учебы в университете. Начинала она с написания сценариев для творческих вечеров и шутливых стишков. Однако серьезно заниматься литературой она не планировала. Первый её рассказ «Через поля» увидел свет лишь в 1972 году, в одном из ленинградских журналов — «Аврора». После этого наступила долгая пауза, и следующее произведение Людмила опубликовала лишь во второй половине 80-х.
Некоторое время спустя студенты из Львовского политехнического института основали театр, где была поставлена пьеса под названием «Чинзано». В то же время профессиональные театры начали ставить произведения Петрушевской только в середине 80-х годов. Первым решился на это Большой драматический театр под руководством Юрия Любимова, где была поставлена пьеса «Любовь», а затем театр «Современник» поставил «Квартиру Коломбины».
Людмила продолжала активно работать, создавая множество пьес, рассказов и стихов, но все они направлялись в столицу, где их не публиковали из-за откровенной правды о жизни простого народа в Советской стране, что совсем не нравилось ее руководству.
Петрушевская творила в различных жанрах литературы. Например, книга «Пуськи бятые» напоминала невинный детский бормотание, а «Истории из моей собственной жизни» представляли собой автобиографический роман. Жесткость и неприглядность реализма писательница показывает в своей книге «Время ночь». В «Нас украли» сюжет не сводится к похищению детей, как может показаться на первый взгляд, это результат размышлений о том, что «наверху» есть кто-то, создающий правила, которым вынуждены подчиняться «низы». В 2018 году эта книга была номинирована на литературную премию «НОС». В «Богине парка» автор собрала новеллы о любви, мистические и юмористические рассказы, а также триллеры.
В 90-х годах XX века Петрушевская начала творить для детей. Так появились сочинения «Волшебные очки», «Сказка о часах», «Анна и Мария», «Матушка-капуста». Они отличались различными жанрами, от легенды до пародии, но автор натягивала их из реальной жизни.
В 2007 году, в одном из петербургских издательств увидел свет сборник с названием «Московский хор». В него вошли пьесы «Бифем», «Сырая нога, или Встреча друзей» и множество других. Через год, в 2008 году, вышел цикл анимационных фильмов о поросенке Пете.
Существует много споров среди критиков о том, каким профилем должен быть изображен ежик в анимационном фильме «Ежик в тумане». Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что у этого мультяшного персонажа много общего с Людмилой Петрушевской. Сама писательница также подчеркнула это сходство в своих работах, но автор мультфильма Юрий Норштейн имеет другую точку зрения.
Писательница вступала в брак дважды. Первым мужем был Евгений Харатьян, от которого у нее в августе 1964 года появился сын Кирилл. Первенец автора выбрал профессию журналиста, начав карьеру в издательском доме «Коммерсантъ» в должности заместителя шефа-редактора, затем возглавил газету «Московские новости», а начиная с 2005 года работает замом главного редактора издания «Ведомости».
Первый муж писательницы погиб в трагических обстоятельствах, и вскоре в личной жизни Петрушевской появился Борис Павлов, который был руководителем Галереи на Солянке. В этом браке в апреле 1976 года появился на свет сын Федор, который также стал журналистом, и дочь Наталья, родившаяся в 1982 году. Наталья, музыкант, основала московскую фанк-группу C.L.O.N.E.
В 2009 году супруг писательницы ушел из жизни.
Людмила Петрушевская сегодня
В данный момент Людмила Стефановна сотрудничает со Студией ручного труда, где создает анимационные ленты. Она написала произведения с названиями «Улисс: ехали-приехали» и «Беседы К.Иванова». Кроме того, Петрушевская увлеклась живописью и занимается написанием картин, продавая их и передавая средства от продажи в детские дома. Ее можно увидеть в программах «Кабаре одного автора», где она поет хиты 20-го века, читает свои стихи и записывает свои альбомы.
В 2019 году несколько московских театров включили спектакли по произведениям Петрушевской в свой репертуар. В театре им. Маяковского была представлена постановка под названием «Московский хор», а в «Школе современной пьесы» Константина Богомолова была поставлена пьеса под названием «ГАЗБУ».