Эта женщина имела все шансы стать знаменитой балериной и прославить русскую школу балета по всему миру. Она была так молода, когда начала блеск на сцене Мариинского театра. Но один случай полностью изменил ее судьбу. Людмила Савельева оставила мир балета, чтобы стать всемирно известной актрисой.
Признание, слава и любовь зрителей пришли к Людмиле Савельевой после ее роли Наташи Ростовой в кинокартина «Война и мир», режиссера Сергея Бондарчука.
Детство и юность
Людмила Савельева пришла на свет 24 января 1942 года в блокадном Ленинграде. Вопреки всем страданиям и невзгодам, она пережила голод, бомбардировки и постепенно выздоровела, что казалось поистине чудом. Ее ежедневный рацион состоял из столярного клея, это был единственный способ избежать голодной смерти. Лишь в три года Люда попробовала шоколад и попала в больницу с отравлением, так как ее организм не привык к таким изыскам.
После завершения военных действий, маленькая девочка стала взрослее и вскоре начала посещать школу. С детства Люду привлекала живопись, но первым делом она освоила алфавит. Когда ей исполнилось одиннадцать лет, ее родные привели ее в балетную студию, и вскоре выяснилось, что они сделали правильный выбор.
Немного времени спустя Люда уже продемонстрировала свою ловкость и умение держаться на сцене. Преподаватели уверяли, что она очень талантлива, и предрекали ей светлое будущее в хореографии. Впервые девочка вышла на сцену в 11 лет, в спектакле «Щелкунчик».
Получив аттестат, Савельева тут же решила продолжить обучение в Ленинградском хореографическом училище, не задумываясь ни на минуту. Диплом училища Людмила получила в 1962 году, и сразу же была зачислена в труппу Мариинского театра. Девушка демонстрировала превосходные результаты, что давало ей все основания надеяться на то, что она станет примой этого выдающегося театра.
Люда не могла поверить в свою удачу, ведь попасть в этот театр было почти невозможно, а ее взяли безо всяких рекомендаций и связей. Сразу же после зачисления Савельеву задействовали в постановке "Жизель", после чего она получила партию в "Спящей красавице". Этот балет был даже экранизирован и показан по телевидению. Ее карьера развивалась очень успешно, и скоро весь мир, несомненно, заговорил бы о новой приме Мариинки, но одно событие кардинально изменило ее биографию.
Экранная адаптация романа Льва Толстого «Война и мир» была выпущена в США в 1956 году. Руководители КПСС приняли решение снять собственную версию фильма, превосходящую американскую. В 1964 году режиссеру Сергею Бондарчуку было поручено снять «картину-реванш», и он немедленно принялся за подготовку к работе.
В фильме сыграли лучшие и самые известные актёры, но самой большой проблемой для режиссера стала роль Наташи Ростовой. Ни одна из актрис не подходила. Он пробовал выбрать из самых красивых и успешных — Анастасию Вертинскую, Наталью Фатееву, Наталью Кустинскую, но никто не подходил. Тогда ассистентка режиссера обратила внимание на Людмилу Савельеву, которую она увидела в телевизионной версии «Спящей красавицы». Точно в это время её показывали по телевизору.
Бондарчук имел предвзятое отношение к балеринам, он считал их актрисами ниже своего достоинства, однако его ассистент смогла уговорить его взглянуть на Людмилу. Первая проба Савельевой не удалась, она даже не походила на своего персонажа. Люда была маленькой блондинкой с голубыми глазами, а Ростова — брюнеткой с черными глазами.
Режиссер был недоволен, однако его помощница уговорила его взглянуть еще раз. Тогда Людмиле надели парик и Наташинское платье, и она сама почувствовала, как вливается в роль. Она сыграла сцену в паре со Смоктуновским, и у него текла слеза по щеке. После него заплакала и Савельева. Бондарчук осознал — перед ним настоящая Наташа Ростова.
Люда верила, что кино лишь момент в ее жизни, так что не спешила расставаться с балетом. Она была раздергана между съемками в Москве и театром в Ленинграде, порой просто падала в обморок. Однажды она упала без сознания прямо на съемочной площадке, затем то же самое произошло и на репетиции в Мариинском театре. После этого она решила, что нужно выбирать что-то одно, и осталась в кино. Съемки этого фильма длились пять лет, и Савельева наслаждалась процессом.
За исполнение этого персонажа также были вручены призы и награды Людмиле. На московском кинофестивале она получила главный приз, а журнал "Советский экран" назвал Савельеву и Тихонова лучшими артистами 1966 года. Её популярность распространилась и за пределы России. В те годы девочкам, родившимся во Франции, давали имя Наташа, а в Японии ей было присвоено это имя в 1972 году.
После этой роли Людмила осознала, что теперь ей будет очень сложно найти роль, которая была бы равной по сложности. Она отказывалась от многих предложений, потому что они были ниже её уровня.
В 1970 году Людмиле Савельевой было предложено замечательное предложение сняться в фильме «Бег», где она сыграла роль Серафимы Корзухиной. Опять же её счастье сниматься вместе с известными советскими актёрами – Михаилом Ульяновым, Алексеем Баталовым, Евгением Евстигнеевым, Владиславом Дворжецким продолжилось.
Ещё одной важной работой был фильм «Чайка» по Чехову в том же году. Режиссер Юрий Карасик заметил Людмилу Савельеву в роли Нины Заречной, и не ошибся. Её игра заслуживала восхищения как зрителей, так и критиков. Фильм также не остался без приза – на фестивале «Серебряный хьюго» в Чикаго она была удостоена главного приза.
Сразу после этого актриса получила предложение сняться в фильме «Подсолнухи» под режиссурой итальянского режиссера Витторио Де Сика. Хотя проект не вызвал большого восхищения, Людмила Савельева считала его хорошим уроком актерского мастерства благодаря наличию настоящих звезд кинематографа — Софи Лорен и Марчелло Мастрояни.
В 70-80-е годы актрисе предложили сняться еще в нескольких картинах, среди которых можно выделить «Всадник без головы», где ее партнером был Олег Видов, и «Юлия Вревская», где Людмиле досталась главная роль.
В 1981 году Савельева получила предложение сыграть в фильме "С вечера до полудня", где ей предстояло исполнить роль дочери главного героя по имени Нина. Роль ее отца досталась Всеволоду Санаеву, а Леонид Филатов сыграл ее экранный брат.
В 1983 году Людмила сыграла роль радистки Нади Мороз в фильме "Шел четвертый год войны", в котором главную мужскую роль исполнил Александр Збруев, муж актрисы. После этого у нее было еще несколько успешных проектов, которые запомнились зрителям и получили положительные отзывы критиков.
В 90-х годах карьера Савельевой начала угасать. Кинематограф переживал трудные времена, количество фильмов было невелико, и они не достигали уровня ее первой работы. Пауза длилась около десяти лет, и только в 1999 году зрители увидели актрису в фильме «Тайна Нардо, или Сон белой собаки». Новый век принес два интересных проекта и сотрудничество с режиссерами Сергеем Соловьевым и Владимиром Наумовым.
В 2006 году Людмила Савельева сыграла в фильме «Седьмое небо», а в 2009 году получила роль графини Щербацкой в киноленте «Анна Каренина».
Личная жизнь
Актриса встретила своего второго мужа, Александра Збруева, во время съемок «Войны и мира». К тому времени он уже был известным актером, особенно после выхода «Мой младший брат», после чего он стал объектом восхищения для многих девушек. Людмила не была исключением.
Изначально в личной жизни актрисы было все идеально. Дочь Наталья появилась на свет в 1968 году. Однако вскоре Савельева узнала, что у Александра есть любовница – начинающая актриса Елена Шанина. Он изменял своей жене и стал отцом внебрачной дочери Татьяны от Шаниной.
Збруев не планировал разводиться с Савельевой, поэтому они остались вместе. Но после этого Людмила прекратила отвечать на вопросы о своей семейной жизни. Она также не раскрывает информацию о своей дочери Наталье, которая получила роль в фильме "Если верить Лопотухину" в подростковом возрасте. Что произошло с ней после этого, никто не знает. Известно только, что в 2012 году она перенесла инсульт.
Людмила Савельева сейчас
В настоящее время Людмила Савельева не занимается кинематографией. Она уделяет все свое время своей семье и занимается домашними делами. В январе 2017 года актриса отметила свой юбилейный день рождения, получила множество поздравлений от родственников, друзей и коллег.
Избранная фильмография
- 1964 — Спящая красавица
- 1967 — Война и мир
- 1969 — Подсолнухи
- 1970 — Бег
- 1970 — Чайка
- 1973 — Всадник без головы
- 1977 — Юлия Вревская
- 1981 — Шляпа
- 1981 — С вечера до полудня
- 1984 — Успех
- 1989 — Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви
- 2000 — Нежный возраст
- 2006 — Седьмое небо
- 2009 — Анна Каренина
- Збруев объяснил пропажу своей жены, актрисы Людмилы Савельевой
- Страница в Википедии