Лоренцо Бернини, итальянский художник эпохи XVII века, является одним из важнейших представителей барокко. Его наиболее известными произведениями являются «Экстаз святой Терезы» и «Давид».
Ранние годы
Джан Лоренцо родился в 1598 году в семье известного скульптора Пьетро Бернини и его жены Анжелики Галанте. Он был шестым ребенком в этой семье, где всего было 14 детей. Отец заметил талант сына в области искусства и старался развивать его способности.
Когда Лоренцо было 8 лет, его признали чудом. Он удивлял всех своим талантом в работе с камнем и даже называли «Микеланджело своего времени». Слухи о его таланте даже дошли до Папы Павла V.
В 1606 году мальчик переехал из Неаполя в Рим, где и провел всю свою оставшуюся жизнь. Его отец получил первый заказ от Святого Престола, а Лоренцо получил возможность продолжить обучение в искусстве.
Произведениями Бернини, которые он начал создавать самостоятельно, но вместе с отцом, считается то, что было сделано в 1615 году. Это скульптура с названием «Фавн, который дразнил Путти», которая сегодня находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, а также «Времена года» и бюст Спасителя, хранящиеся в частных коллекциях.
И вскоре юноша привлек внимание кардинала Шипионе Боргезе. Папа Павел V тоже узнал о талантливом молодом скульпторе благодаря ему. С этого момента судьба Лоренцо расцвела. Молодой человек получал самые крупные и выгодные заказы. А папа Урбан VIII сказал ему, что он «создан для Рима». Действительно, юный скульптор умело воплощал замыслы, которые полностью соответствовали традициям и доктринам Святого Престола.
Творческая деятельность
Сципионе Боргезе был первым покровителем Лоренцо при папском дворе. Заказывая у молодого человека элементы отделки для своей знаменитой виллы, кардинал заказал изваянную из мрамора статую козы Амальтеи с младенцем Юпитером и Фавном, считающуюся самой ранней самостоятельной работой Лоренцо.
В 1616 году появился новый заказ от Сципионе Боргезе. Он предложил молодому скульптору завершить одну из знаменитых античных статуй в своей коллекции. В это же время Лоренцо создает небольшие мраморные бюсты под названием «благословенная» и «проклятая душа».
В возрасте 22 лет ему поступил заказ на создание бюста Павла V – Папы Римского, известного как портрет. В настоящее время этот бюст можно увидеть в музее Гетти.
Однако, чтобы убедить великий мир в таланте молодого скульптора, понадобилось всего лишь его четыре великолепных произведения, которые стали частью коллекции галереи Боргезе. В этих произведениях античные сюжеты изображены смелой рукой настоящего мастера, именно благодаря Бернини мир увидел стиль барокко как интерпретацию классицизма и маньеризма, с особым драматическим исполнением и портретной точностью в скульптуре.
Для своих работ Лоренцо выбирал не просто сюжеты, а самые напряженные моменты повествования или биографии героя. Его скульптуры выглядят динамично и драматично. Достаточно сравнить «Давида» Микеланджело и Бернини, чтобы это стало очевидным.
Начиная с 1621 года, Бернини окончательно закрепил свое положение в качестве фаворита папского двора. Кардинал Людовизи, давний поклонник творчества скульптора, занял трон Святого Престола после того, как стал Папой Григорием XV. Несмотря на то, что его правление было недолгим, он успел заказать у Бернини мраморные и бронзовые изваяния. Лоренцо успешно выполнил его заказ и за это был удостоен титула Кавалера.
В 1623 году на папском престоле появился кардинал Барберини, который принял имя Папы Урбана VIII. Под его покровительством Лоренцо в течение следующих 20 лет почти единолично исполнял приказы двора.
Бернини был назначен куратором папской коллекции произведений искусства. Он возглавлял литейный завод и был комиссаром фонтанов. Практически самостоятельно он определял будущий архитектурный облик Рима, планировал и проектировал здания. Несмотря на протесты опытных градостроителей, Бернини даже был назначен главным на продолжавшемся строительстве собора св. Петра. Он вошел в историю как архитектор, завершивший величайшее произведение искусства, начатое еще Микеланджело.
Его мастерство в обработке камня можно увидеть не только в отделке собора. Одна из 4 его важных статуй, изображающая Святого Лонгина, была сотворена рукой Бернини. Именно он также создал несколько папских гробниц, уделяя мемориальной тематике значительное внимание. Его гробница Папы Александра VII считается беспрецедентным шедевром в мире искусства.
В 1624 году Лоренцо также создал статую покровительницы церкви святой Бибианы в натуральную величину. Под его руками мраморные изваяния словно оживали, приобретая особый характер.
Он также был наивысшим в жанре мраморного портрета. До 30-летнего возраста в XVII веке скульптор завоевал репутацию лучшего мастера в этой технике в Европе. Его умения были востребованы на королевских дворах Старого Света. Лоренцо даже провел полгода в Париже по приглашению французского монарха Людовика XIV. Он также работал для английского престола, хотя статую короля Карла I ему пришлось создавать по портрету Ван Дейка.
После ухода из жизни своего защитника в 1644 году, Бернини на какое-то время оказался в неблагоприятном положении. Заказов стало меньше. А после неудачного проектирования колоколов для Собора Святого Петра, его на время исключили из работы для папского престола. Впрочем, при более тщательном исследовании архитектора оправдали. Но это произошло уже при Папе Иннокентии XI, в 1680 году.
Но Лоренцо преодолел все трудности и смог в 1648 году выиграть конкурс на возведение фонтана Четырех рек, который расположился на Пьяцца Навона. Этот шедевр архитектурного искусства помог вернуть репутацию мастера.
А после прихода к власти Папы Александра VII Лоренцо начал получать один крупный заказ за другим. Он украсил площадь перед базиликой Святого Петра. Восстановил лестницу, известную как Королевская скала.
Личная жизнь
Лоренцо Бернини достиг большого успеха в своей личной жизни, но не был слишком последовательным. Он женился довольно поздно для своего времени — в 39 лет, по указу Папы Урбана, который устал перекрывать грехи своего любимца. Его избранницей стала 22-летняя римлянка Катерина Тезио. В их браке родилось 11 детей, и один из них, самый младший, Доменико, станет автором первой биографии своего отца.
После брака Бернини, как известно, наконец-то успокоился и начал вести достойный человека его положения и веры образ жизни.
Но более ранние периоды были намного бурнее. Примерно в 30-ые годы XVII века Лоренцо встретил жену своего ученика Маттео Бонучелли — Констанцию, и вспыхнула страсть между ними. Женщина откликнулась на его чувства. Взаимная любовь заставила скульптора даже высечь из мрамора бюст своей возлюбленной, и по сей день эту работу можно увидеть во Флоренции, в Галерее Барджелло.
Но Констанция была кокетливой и не задержалась долго с Лоренцо. Следующей «жертвой» ее внимания стал младший брат скульптора, Луиджи. В ярости Лоренцо даже преследовал его по улицам Рима. А стражами он послал обезображенную любовницу. В итоге ее посадили в тюрьму. В то время в Риме женщин считали грешницами. Сам Бернини избежал наказания. Папа римский простил его грехи.
Смерть
В последние годы жизни Бернини, хотя он сохранял свою популярность у папского двора, уже не получал крупных заказов. Тем не менее, он оставался бодрым и активным до старости. В 1647 году он создал одну из своих последних крупных работ — статую Блаженной Людовики Альбертони для часовни, посвященной ей. Кроме того, он усердно работал над вырезанием бюста Спасителя для королевы, который сейчас находится в одной из римских базилик.
Архитектору удалось также выиграть конкурс на реставрацию дворца Канчеллерия по заказу Папы Иннокентия XI. В этом соревновании он победил многих молодых конкурентов.
После завершения всех своих проектов, Бернини стал жертвой инсульта. Через две недели он скончался в конце ноября 1680 года в своем доме. Скульптора похоронили в семейной усыпальнице его родителей, в базилике Санта-Мария-Маджоре.
В 1898 году его память почтили установкой мемориальной доски и бюста на фасаде его дома. Это можно увидеть в Риме, на Виа делла Мерседе.