Итальянский художественный деятель Лукино Висконти специализируется на режиссуре театральных постановок и кинематографии. Одним из его известных фильмов является «Гибель богов».
Детство
Родившийся в Милане 2 ноября 1906 года, Дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате-Поццоло, синьор ди Корджено, консиньор ди Сомма, Кренна, Аньяделло, был истинным патрицием миланского общества. Его родители представляли собой необычную комбинацию: отец, миланский герцог и покровитель искусства, а мать — член состоятельной промышленнической семьи.
В семье Висконти было семь детей, и все они с детства увлекались различными видами искусства: музыкой и поэзией.
Лукино с самого детства был поклонником оперы и музыки, и несколько лет учился игре на виолончели.
Несмотря на то, что Лукино рос в богатой семье, ему всегда говорили, что он должен достигать успеха своими собственными усилиями и умом.
Лукино был особенно близок со своей матерью, в то время как с отцом у него были скорее формальные отношения. Родители Лукино развелись, когда ему было 17 лет.
Начало карьеры
Жизнь Лукино Висконти протекала в соответствии с его происхождением из богатой семьи. Он посещал оперу, увлекался лошадьми (строил конюшни и разводил скаковых лошадей), проводил время с друзьями и увлекался литературой.
В конце 1920-х годов он встретился с Коко Шанель в Париже, которая произвела на него огромное впечатление своим умом и энергией, и они стали друзьями.
После этого Висконти вернулся в Италию. В конце 1930-х обстановка в стране продолжает ухудшаться. У власти оказывается Бенито Муссолини. Несмотря на свои фашистские убеждения, он уделяет много внимания развитию итальянской киноиндустрии. Открывается киностудия «Чинечитта», начинает выходить специальный журнал о кино. Именно Муссолини приглашает в Италию режиссера Жака Ренуара. Ренуар берет Висконти в ассистенты на съемках фильма «Загородная прогулка». Затем Висконти, влюбившись в мир кинематографа, работает ассистентом при съемках фильмов «На дне» и «Тоска». Почему выбор пал на Висконти? В Париже их познакомила Коко Шанель, от которой Висконти был просто очарован. Изначально Лукано просто помог Ренуару с подбором костюмов, а после становится его ассистентом.
В 1942 году молодой кинорежиссер Лукино Висконти снял свой первый фильм под названием «Одержимость». Сюжет ленты основан на произведении Джеймса Кейна под названием «Почтальон всегда звонит дважды».
В 40-х годах в мировом кинематографе царила «парадность»: роскошные костюмы, съемки в студиях, «правильные» концовки. Работа Висконти была кардинально отличной. Любовь, измена, убийство в итальянской глубинке – все это не понравилось фашистскому правительству. Фильм был снят за личные деньги Висконти, в условиях полусекретности. Из-за требований цензоров фильм несколько раз переснимали, оригинальный негатив был уничтожен. Зрители восприняли кино неоднозначно: режиссер слишком реалистично показал итальянскую провинцию.
Узнав о антифашистских и коммунистических взглядах Висконти, итальянское правительство сразу посадило Лукино в тюрьму, где он провел 15 дней, а затем был помилован.
Документальный фильм «Дни славы» был выпущен в 1945 году. Создателями этого фильма стали Лукино Висконти, Джузеппе Де Сантис, Марчелло Пальеро, Марио Серандреи. Он был посвящен победе над нацизмом.
В 1949 году режиссер Висконти выпускает фильм «Покорение моря». Он посвящен истории рыбаков на Сицилии, решивших бороться с местными перекупщиками морепродуктов и продавать свой улов напрямую. Съемки проходили в городе Ачи-Трецца, в реальных домах местных рыбаков, что добавило картине особой аутентичности. Главные роли исполнили не профессиональные актеры, что подчеркнуло документальный характер фильма и придало ему дополнительную уникальность.
Этот фильм считается радикальным проявлением стиля «неореализм», который зародился всего три года назад и стал значимым событием в карьере Висконти.
В 1951 году был выпущен фильм «Самая красивая». Он отличается тем, что является единственным фильмом Висконти, в котором присутствует юмор. Фильм рассказывает о попытках звезды кинематографа раскрутить свою маленькую дочь и достичь своих амбиций.
Фильм «Чувство» вышел в 1954 году. События разворачиваются в 1866 году, когда австро-венгерская оккупация подходит к концу. Роман между австрийским офицером и венецианской графиней не просто адюльтер, а нечто большее в тот исторический момент.
В 1957 году Висконти снимает фильм «Белые ночи». В картине сыграли Марчелло Мастрояни, Жан Маре, Мария Шелл. Этот фильм – экранизация повести Ф.М. Достоевского, перемещенная в современную Италию. Молодой итальянец влюбляется в прекрасную девушку Наталью, которая уже обручена с другим. После того, как ее жених уезжает, обещая вернуться через год, Наталья приближается к молодому поклоннику, зная, что ей придется сделать нелегкий выбор через год.
Фильмография 60-х
Творчество Лукино Висконти расцветает в 1960-х годах с созданием фильма «Рокко и его братья». Это киношедевр стал одним из самых известных произведений этого режиссера. В нем сыграл свою роль молодой Ален Делон, который после этой ленты стал звездой мирового кинематографа. Бедная семья из самой уединенной части Италии переезжает в Милан. Братья пытаются адаптироваться к новому городу. Но когда кажется, что им удается найти свое место в большом городе, любовь к девушке Наде разрушает мир между молодыми людьми.
Известным фильмом стал «Леопард» 1964 года. Сюжет разворачивается в 1880-х годах прошлого века, сосредоточенный на конфликте между последователями Гарибальди и сторонниками династии Бурбонов. Положительные отзывы и главный приз Каннского фестиваля.
В 1965 году вышла картина «Туманный звезды Большой Медведицы», отмеченная главным призом на фестивале в Венеции. В фильме снялась актриса Висконти – Клаудиа Кардинале. Центральным персонажем является молодая итальянка Сандра, приехавшая с мужем в свой родной дом. Тягостные воспоминания не дают ей покоя, также, как и вновь проснувшееся нездоровое влечение к родному брату.
В 1969 году был выпущен знаковый фильм «Гибель богов». В то время в Европе возродилось фашистское движение, происходили бунты среди молодежи, и во Вьетнаме шла война – все это делало обстановку напряженной. В своем фильме Висконти показал моральное упадок богатейшей немецкой семьи в 30-е годы. Сюжет фильма рассказывает о том, как молодой наследник семьи становится марионеткой в руках расчетливого и беспринципного нациста.
В конце 60-х годов карьеру режиссера закрывает сборник из 5 новелл, посвященный женщинам, который был снят знаменитыми итальянскими и французскими режиссерами.
Деятельность в 70-е годы
В 1971 году был выпущен знаменитый фильм «Смерть в Венеции», основанный на романе Томаса Манна. В нем были затронуты такие темы, как однополая любовь, красота, закат человеческой жизни и тяжесть воспоминаний о минувших годах. Этот фильм был удостоен нескольких престижных премий и номинаций.
«Людвиг» – фильм, который увидел свет в 1972 году, рассказывает о жизни короля Баварии Людвига II, который был известен своими мечтами и романтическими устремлениями, но завершил свою жизнь безумием.
Последний фильм Лукино Висконти, вышедший в 1974 году, называется «Семейный портрет в интерьере». Работу, изначально названную «Невинный», можно считать незавершенной, поскольку фильм был смонтирован уже после смерти режиссера.
С 40-х годов до конца 50-х Лукино Висконти не только занимался кинематографом, но и постановкой театральных спектаклей.
В 1945 году он дебютировал как театральный режиссер со своей работой под названием «Трудные родители». В театре он поставил пьесы по произведениям Уильяма Шекспира («Троил и Крессида»), Антона Чехова («Три сестры», «Дядя Ваня»), и Бомарше («Женитьба Фигаро»).
У него более 60 спектаклей и опер.
Многие из них стали частью золотого фонда итальянского театра. Он стал первым итальянским театральным режиссером, внедрившим понятие режиссерского задумчивого, актерского ансамбля, сценографии, эстетического единства всех компонентов спектакля.
В 1946 году Висконти создал труппу, работавшую в римском театре «Элизео». Здесь было введено запрет на вход в зал после третьего звонка и выход на поклоны в середине действия. Он также отменил использование суфлера, посчитав, что это негативно влияет на атмосферу спектакля.
Базу коллектива составляли опытные и талантливые актеры, которые формировались в период, известный как «театр актеров» – П.Стоппа, Р.Морелли, В.Гасман, а также молодые таланты, будущие звезды итальянской сцены и кино – Ф.Дзефирелли, М.Мастроянни, Дж. Де Лулло, В.Де Сика.
В конце 50-х годов активная деятельность коллектива прекращается.
Личная жизнь
Лукино Висконти открыто признавал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию и не скрывал ее от окружающих. У него было несколько публичных любовников, но также в его личной жизни было место и для отношений с женщинами, которые играли роль его подруг.
В 1946 году Висконти познакомился с Франко Дзефирелли, с которым они поддерживали отношения несколько лет. Висконти даже дал Франко небольшую роль в постановке «Преступление и наказание». Однако в дальнейшем Франко проявил больший интерес к режиссерской работе, а Висконти оказывал ему поддержку и помощь в этом деле. Со временем отношения между Дзефирелли и Лукино Висконти охладели.
В 1960 году режиссер снимал фильм «Рокко и его братья». Ему посоветовали привлечь для главной роли начинающего актера Алена Делона. Висконти был поражен его внешностью. Многие считают, что отношения между ними были исключительно платоническими.
В 1964 году на площадке съемок Висконти заметил молодого человека, который наблюдал за работой. Этот молодой человек оказался Хельмутом Штайнбергером, который позже взял себе псевдоним Бергер. От этого момента они были неразлучны до самой смерти режиссера в 1976 году. Висконти прославил Хельмута, сняв его в культовых фильмах «Гибель богов», «Портрет Дориана Грея», «Людвиг». В то время как Хельмут вел отношения с другими мужчинами, он всегда считал Висконти главным в своей жизни. Именно Хельмуту Висконти завещал свое состояние, что вызвало недовольство многочисленных родственников Висконти.
Болезнь и смерть
В 1972 году Лукино Висконти перенес инсульт, что вынудило его находиться в больнице в течение двух месяцев. Перед этим он работал над фильмом «Людвиг», что очень изматывало его. Однако, спустя два месяца после болезни, он снова начал работать – занимался монтажом.
В мартовские дни 1976 года Лукино Висконти тяжело заболел простудой, и несчастно скончался.