Творческий путь актрисы начался с маленьких ролей, и к успеху Майя Булгакова шла почти десять лет. Однако ее первая главная роль в фильме «Крылья» помогла ей раскрыть свой актерский талант в полной мере.
На экране она изображала одиноких и брошенных женщин с трудной судьбой, которые не интересовали мужчин. В реальной жизни же все было наоборот — Майя Булгакова всегда привлекала внимание мужчин, и за ней были готовы бросить не только семью, друзей, но и родину.
Детство
Майя Булгакова появилась на свет 19 мая 1932 года в маленькой деревне Буки под Киевом. Её отец был военным, поэтому девочку назвали в честь месяца, в котором она родилась – Майей.
У Майи был старший брат по имени Борис, затем появились младшая сестренка по имени Валя и младший брат Женя. Майе было всего лишь несколько лет, когда их семья переехала в Кременчуг. Отец был призван на фронт в начале войны, и за ним ушел и Борис. Они погибли почти одновременно – в августе 1941 года. Маленькой Майе пришлось рано узнать, что такое война, холод, разруха, голод и эвакуация.
Семья девочки бежала от войны и в итоге оказалась в Краматорске, а затем в Иркутске, куда их вывезли во время эвакуации военного завода, где работала ее мама.
Мама постоянно была на работе – фронт остро нуждался в боеприпасах. Всю домашнюю работу Майе пришлось взвалить на свои хрупкие плечи: стирка, готовка, уход за младшими.
Даже с учебой в школе и выступлениями в госпитале, поднимая настроение раненым солдатам песнями, она все успевала. Именно в это время у девочки загорелась мечта – стать актрисой и радовать зрителей своими выступлениями.
Мать девочки получила земельный участок от завода, и семья начала выращивать свою картошку. Грибы и ягоды из тайги также стали важным дополнением к питанию. Однако случилось несчастье – мама тяжело ранилась на работе и больше не могла работать. Ей удалось устроиться на работу в кинотеатр в качестве билетерши, благодаря чему дети имели доступ ко всем фильмам, которые шли в то время. Булгакова считает Сибирь своей второй родиной, однако после освобождения Краматорска семья вернулась на свою настоящую родину.
После окончания школы Майя твердо заявила, что собирается отправиться в Москву и подать документы во ВГИК. Родители пытались ее отговорить, утверждая, что у нее не тот внешний вид для актерской профессии, приводя множество аргументов, но все было тщетно. Упертая девушка настояла на своем.
И вот Майя Булгакова предстала перед приемной комиссией и… разочаровала всех. Она была зажатой, блеклой провинциалкой, на нее преподаватели не хотели тратить свое драгоценное время. Однако председателю комиссии Майя понравилась, и он убедил остальных присмотреться к ее оригинальной внешности, с высокими скулами, чувственным ртом и лучезарной улыбкой.
Она запоминалась с первого взгляда. На курс к О.Пыжовой и Б.Бибикову с ней учились Надежда Румянцева, Изольда Извицкая и Юрий Белов. Диплом с отличием Булгакова получила в 1955 году.
Фильмы
Успех не спешил приходить к начинающей актрисе. Карьера Маи Булгаковой в кино началась в 1955 году с незначительной роли в фильме «Вольница» режиссера Г.Рошаля. Ее талант был замечен, однако новые предложения от режиссеров не поспешили посыпаться.
В это время Майя Булгакова проявила себя еще и как талантливая вокалистка. Она начала выступать с оркестром известного Утесова. Майя стала первой советской певицей, которая исполняла песни знаменитой Эдит Пиаф. Те, кто знал оригинал, утверждали, что копия, исполненная Булгаковой, звучит гораздо лучше, чем оригинал.
Золотым периодом в карьере Булгаковой стал ее фильм «Крылья», снятый в 1966 году режиссером Л.Шепитько. В этом фильме она сыграла главную роль – Надю Петрухину, бывшую летчицу. Эта работа сделала Майю популярной и открыла ей широкие перспективы в мире кинематографа. Режиссеры заинтересовались ее талантом.
Талантливая актриса умела так глубоко погружаться в свои роли, что ее персонажи оживали на экране и оставались незабываемыми. Даже в маленьких ролях, например, как у Алены в фильме «Повесть пламенных лет», ее игра была на уровне главных героев.
В другом фильме «В огне брода нет», снятом Глебом Панфиловым, она сыграла еще одну важную, запоминающуюся роль. Главную героиню играла Инна Чурикова, а роль разбитой санитарки досталась Майе Булгаковой.
В 1969 году она снялась в драме «Преступление и наказание», где блестяще сыграла Катерину Ивановну. Эту роль она очень хотела, но и боялась одновременно. Это было настоящим испытанием, которое она прошла на отлично. Майе Булгаковой удалось очень точно передать атмосферу Достоевского и сложные судьбы персонажей.
Женщины, сыгранные Булгаковой, отличались сильным характером, сложной судьбой и наличием своеобразного стержня, который помогал выстоять в любой ситуации. Ей удавались и роли современниц и роли героинь прошлых веков.
Запомнили Майю Булгакову по роли Лущилихи из фильма «Цыган», директора школы из детской картины «Приключения Электроника», главаря банды из ленты «Следствие ведут знатоки». Свою последнюю роль актриса Майя Булгакова сыграла в детской сказке «Домовик и кружевница».
Майя Булгакова наслаждалась полной гармонией в своей личной жизни. Она была окружена любовью, поклонением и готовностью мужчин пойти на все ради ее улыбки.
Во время учебы на втором курсе актриса вышла замуж за оператора Анатолия Ниточкина. Он мечтал о том, чтобы его жена стала идеальной домохозяйкой, но Майя имела другие планы – она стремилась к блестящей карьере. В 1956 году у них родилась дочь Зина, которую воспитывала бабушка. Однако их брак был недолгим, и вскоре они развелись.
Алексей Габрилович, сын известного драматурга, стал вторым мужем Булгаковой. Их роман был страстным, но вскоре закончился браком из-за постоянных ссор и конфликтов. Их семейная жизнь была очень бурной и, в конечном итоге, привела к разводу.
После развода с Габриловичем, Булгакова начала отношения с Александром Сурином, сыном директора киностудии "Мосфильм". Их связь была настолько серьезной, что даже беременность от предыдущего мужа не остановила Булгакову. Однако, через год она вернулась к своему первому мужу, особенно после того, как у них родилась дочь — Мария.
Взаимоотношения с Габриловичем протянулись всего лишь один год. Ричард Коллинз, английский балетмейстер, влюбился в Булгакову, которая была на целых тринадцать лет старше него. Но у этой связи не было будущего – ему скоро пришлось вернуться в Англию, а Булгакова отказалась ехать с ним, предпочтя карьеру на родине. Он написал ей множество страстных писем, утверждая в них свою вечную любовь.
С последним мужем актрисы все случилось совсем иначе. Бизнесмен из Австрии, Петер Добиас, был настолько влюблен в Булгакову после их знакомства, что отказался вернуться домой и даже оставил семью. Их счастливый брак продержался 16 лет. Добиас ушел из жизни в 1994 году. Тоска по мужу была настолько сильной, что жизнь без него казалась актрисе настоящим испытанием.
Майя ушла из жизни через три месяца после ухода Петера. А в 1995 году умер Габрилович, который всю свою жизнь любил только Булгакову.
Смерть
Ужас случился в 01.10.1994 году. В машине ехали Булгакова и Соколова на концерт, и случилось столкновение со столбом. Водитель машины погиб на месте, а актрисы были доставлены в реанимацию. Соколова уцелела, а Булгакова скончалась 07.10.1994 года.
Актриса была захоронена на московском кладбище «Ракитки» рядом с её последним супругом.
Избранная фильмография
- 1957 — Летят журавли
- 1960 — Воскресение
- 1964 — Лёгкая жизнь
- 1966 — Крылья
- 1969 — Мальчишки
- 1972 — Проверка на дорогах
- 1974 — Ваши права?
- 1976 — Строговы
- 1978 — Соль земли
- 1982 — Солнечный ветер
- 1987 — Катенька
- 1990 — Похороны Сталина
- 1994 — Скорость падения