Майя Кристалинская, известная советская певица, завоевала сердца всей огромной страны своим талантом. Ее уникальный голос и неповторимый стиль исполнения песен покоряли слушателей. Она умела наполнять зал особой энергетикой, словно каждая ее песня была адресована каждому присутствующему. Ее песни стали настоящими хитами, в которых она затрагивала вечные темы любви и преданности.
Детство
Майя Кристалинская – истинная москвичка. Родилась 24 февраля 1932 года в семье столичных интеллигентов. Несколько лет назад родители девочки пережили трагедию. Их маленькая дочь Маечка умерла от тяжелой врожденной болезни, и столичные врачи были бессильны. Несколько лет спустя в семье Кристалинских родилась вторая дочь, которую они также назвали Майей.
Отец девочки был евреем, а мама – русской. Валентина и Владимир Кристалинские были очень рады появлению ребенка и делали все возможное, чтобы девочка росла всесторонне развитой личностью. Отец Майи работал редактором печатных изданий, а ее дядя, Павел Златогоров, был режиссером музыкального театра. Дядя сыграл важную роль в судьбе маленькой Маечки.
В один из своих дней рождения он решил порадовать свою племянницу, подарив ей губную гармошку. Девочке было совсем мало лет, но это не помешало ей выучить игру на этом музыкальном инструменте самостоятельно. У Майи оказался прекрасный голос, и она начала петь военные песни «Синий платочек», «Друзья-однополчане», аккомпанируя себе на губной гармошке.
Отец девочки, Владимир Кристалинский, был тоже необычным человеком. Помимо основной работы, он всегда старался находить дополнительную работу, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым. В одно время он занимался руководством кружка в Доме пионеров. Десятилетняя Валя Котелкина стала посещать этот кружок и там познакомилась с Майей. Теплые чувства, которые девочки почувствовали друг к другу, сопровождали их на протяжении всей их жизни.
Майя и Валя не могли представить свою жизнь без музыки, и их дружбу укрепляла общая любовь к этому искусству. В школе Майя часто выходила на сцену и без подготовки исполняла песни под аккомпанемент рояля. Ее вокальный талант был замечен, и ее пригласили в хор Центрального Дворца детей железнодорожников. Детским коллективом руководил Исаак Дунаевский.
Майя никогда не мечтала стать профессиональной певицей, так как у неё были много других талантов. Она интересовалась учёбой и училась хорошо как в точных, так и в гуманитарных науках. Когда пришло время получить паспорт, она сделала ошибку, которая повлияла на её взрослую жизнь. При заполнении анкеты на паспорт, ей нужно было указать свою национальность. По совету Валентины Котелкиной, Майя записала свою национальность как еврейку, чтобы порадовать своего отца. Однако в 60-х годах этот выбор стал проблемой и помешал её музыкальной карьере.
Образование
В 1950 году Майя и Валя получили аттестат зрелости и поступили в МАИ. Окончив факультет экономики самолетостроения, им предстояло отработать три года на Новосибирском авиационном заводе. Две неразлучные подружки отправились в далекую Сибирь, но столкнулись с холодным приемом со стороны заместителя директора завода. Москвичкам даже не нашлось места в общежитии.
Рабочая обстановка на заводе также не понравилась девушкам. В грязном цехе, где работали женщины, они чувствовали себя неуютно из-за грубой брани. Издевательское отношение начальства переполнило их терпение, и они решили вернуться в Москву. Это был рискованный поступок, ведь за бегство с рабочего места им грозила ответственность. После их ухода с завода была подана жалоба.
По возвращении в Москву, им пришлось объясняться в главке, возглавляемой рецензентом дипломного проекта Кристалинской. Благодаря посредничеству человека, который лично знал добросовестную студентку, беглянкам удалось найти другую работу. Они были приняты на работу в опытно-конструкторском бюро А.С. Яковлева, прославленного советского авиаконструктора.
Начало карьеры
Майя наслаждалась увлекательной работой и все же находила время для участия в самодеятельности. Она активно выступала в ансамбле Центрального Дома работников искусств. В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Композитору Юрию Саульскому было поручено от комитета комсомола создать музыкальное произведение по случаю открытия фестиваля. Его пригласили организовать джазовый оркестр, что было значительным культурным событием, учитывая, что в СССР джаз был запрещен. Саульский позвал в свой оркестр Кристалинскую.
Начинающая певица завоевала сердца зрителей своим выступлением, но во время всемирного праздника в «Советской культуре» джазовый оркестр был назван «музыкальными стилягами». Творчество Саульского было жестко осуждено, журналисты не оценили «рев тромбонов, визг саксофонов, грохот ударных инструментов». Работа композитора была отвергнута, и коллектив оркестра был вынужден покинуть Дом Работников искусств.
Три года Майя трудилась в проектной организации, прежде чем окончательно поняла, что ее истинное призвание – музыка. После этого она присоединилась к гастрольному оркестру Олега Лунгстрема, а затем была приглашена в оркестр Эдди Рознера. За несколько лет с музыкантами она объехала всю территорию бывшего Советского Союза.
В 1960 году Майя Кристалинская исполнила песню «Мы с тобой два берега» из фильма «Жажда», которую посмотрели советские зрители. После этого она стала популярной как никогда.
Многие желали приобрести пластинки с записью данной песни, не смотря на огромное количество выпущенных экземпляров, все равно не хватало желающих. Эту песню из фильма «Жажда» практически каждый день можно было услышать по радио.
Голос этой молодой певицы понравился всем. Ее хиты полюбились советским слушателям, в них прослеживалась душевность Кристалинской, ее доброе отношение к людям. Особенно популярными стали песни «А снег идет», «Наши мамы», «Внуки», «А за окном то дождь, то снег». Майя сотрудничала с лучшими композиторами и певцами своего времени — Микаэлом Таривердиевым, Эдуардом Колмановским, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном.
В 1966 году был проведен общесоюзный опрос, победительницей которого стала Майя Кристалинская, получив звание лучшей певицы года. Советским меломанам особенно понравилась песня «Нежность» из кинофильма «Три тополя на Плющихе», которую исполнила артистка. Однако Майя быстро утратила свою славу, и в скором времени ее просто не пустили на сцену, она стала нежелательной персоной на советской эстраде без всякой вины.
Болезнь певицы
Майя была в восторге от своей популярности, но вскоре все изменилось. После того, как она исполнила романс «В нашем городе дождь» в новогоднем шоу, ее обвинили в том, что песня не подходит для веселого праздника, и ее назвали пропагандисткой тоски и грусти, сократив время ее выступлений. Но это еще не все — вскоре после этого у нее был обнаружен рак лимфатических узлов. Это заболевание затронуло узлы на ее шее и угрожало потерей речевой функции. Майя была вынуждена провести много времени в стационаре, проходя длительное лечение.
На выступлениях Кристалинская всегда появлялась, надевая свои традиционные косынки вокруг шеи, чтобы скрыть следы облучения. Она вынуждена была брать с собой на гастроли полный чемодан сильнодействующих лекарств. Когда на пост главы Гостелерадио пришел Сергей Лапин, певицу почти не показывали по телевидению.
Новый начальник проявлял неприязнь к евреям, и его раздражала даже фамилия певицы. Но Кристалинская не сдавалась. Она решила продолжить семейную традицию, став журналисткой, писавшей статьи для «Вечерней Москвы» и переводившей «Размышления» Марлен Дитрих с французского языка на русский.
Личная жизнь
Аркадий Арканов был первым избранником певицы. Однако это брак был неудачным, ведь молодые люди решили вступить в отношения всего спустя три месяца знакомства. Родители обоих молодоженов не были в восторге от этого брака.
Супружество не длилось и года. Второй брак Майи был с Эдуардом Барклаем, архитектором, скульптором и дизайнером, который искренне любил ее. В 1984 году муж умер от диабета, и от горя Майя потеряла способность говорить. Через год она тоже ушла из жизни. У супругов не было детей.