Майя Менглет осталась в нашей памяти благодаря культовому фильму Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Это картина стала самой известной в карьере Менглет. Она создала неповторимый образ Антонины Глечиковой, трудолюбивой и порядочной девушки, комсомолки, завоевавшей уважение молодежи сельской местности. Ее красота и талант завоевали сердца многих критиков и зрителей, и их начали называть русской Софи Лорен.
Менглет всегда считала себя актрисой театра. Любовь к сцене передалась ей по наследству от родителей, актеров Георгия Менглета и Валентины Королевой. На протяжении 43 лет Майя Георгиевна выступала на сцене театра имени Станиславского. У заслуженной артистки России была долгожданная мечта – посвятить всю свою жизнь этому театру. Но ей пришлось покинуть Родину и переехать в Австралию.
Детство
Московская девушка Майя Менглет родилась в столице в 1935 году, 8 августа. Ее отец — известный актер Георгий Павлович Менглет, родом из Воронежа, а его родословные уходили во французскую землю. После войны 1812 года, на территории России осталось много французов, один из которых был и предком актера Менглета. Мама будущей актрисы, Валентина Королева, тоже была горда своим происхождением. Один из ее предков был знаменитым генералом Охотиным, участвовавшим в обороне Шипки во время русско-турецкой войны.
Валентина Королева была дочерью революционера и меньшевика, у которой были русско-латышские корни. Она родилась в деревне Ярки Красноярской губернии, а познакомилась с Георгием, когда училась в ЦЕТИТИС (ГИТИС). Вместе они организовали агитбригады для привлечения крестьян в колхозы, и во время одной из поездок по раскулаченным селам они влюбились друг в друга.
После свадьбы Королева уделила большую часть времени семье и воспитанию дочери, играя в театре второстепенные роли. Когда дочери Майе исполнилось два года, семья переехала в Душанбе, где Георгий был назначен художественным руководителем в новом русском театре. В Душанбе семья Менглетов прожила 10 лет.
Когда Майе досталось восемь лет, она исполнила свою первую роль на большом экране. В 1943 году на Ленинабадской студии снимали фильм «Лермонтов», где маленькой актрисе была поручена эпизодическая роль.
После окончания войны отца пригласили работать в Москву, в театр имени Вахтангова. Семейство Менглетов переехало в столицу. Георгий Павлович не задержался в театре Вахтангова надолго, он перешел в Театр сатиры и оставался на его подмостках до последних дней жизни.
Образование
В молодости у Майи были серьезные сомнения по поводу своих способностей и внешности. Она считала себя неудачницей, так как ее внешность не соответствовала установленным стандартам. В итоге, вместо поступления на факультет иностранных языков, Майя в последний момент решила отправить документы в Школу-студию МХАТ. Однако ее сомнения по поводу своей внешности были совершенно напрасными. Она была настоящей красавицей, что замечали все ее знакомые.
Карьера в кинематографе
Привлекательная внешность молодой девушки, ее естественная застенчивость и врожденный актерский талант не оставили равнодушными режиссеров. К моменту объявления о наборе актеров для участия в фильме «Дело было в Пенькове» Майя уже училась на заключительном курсе института. Во время кастинга Майе даже не пришлось демонстрировать свои навыки: она просто устроилась удобно на своем чемоданчике, с интересом наблюдая за выступлением другой участницы.
Она не заметила, как сам режиссер наблюдает за ней. Ростоцкий оценил внешность девушки, ее открытый взгляд, полный искреннего интереса и восхищения. Режиссеру хватило нескольких минут, чтобы оценить потенциал этой актрисы. Он пригласил Майю на роль агронома Глечиковой, приехавшей в деревню после института. Так дочь Георгия Менглета обошла многих известных актрис, которые пробовали себя в этой роли.
Фильм отображает не только профессиональную жизнь, но и любовные отношения. Вячеслав Тихонов был партнером юной актрисы и считался первым красавцем советского кинематографа. На первых порах Майя испытывала дискомфорт на съемочной площадке и робела перед звездным актером, но со временем все прошло.
На съемочную площадку часто приезжала Нонна Мордюкова, жена Тихонова, они собирались за общим столом и пели казачьи песни. Нонна Викторовна не питала ревности по отношению к Менглет. Майя всегда была очень порядочной женщиной, и она уже была замужем к тому времени, очень любила своего мужа, и просто не обращала внимания на других мужчин.
Она была очень любящей женой и просто не замечала других мужчин.
Почтовые мешки были наполнены письмами от зрителей, требовавших продолжения романтической сюжетной линии, и режиссеру и сценаристам не приходилось скучать. Взгляды зрителей были устремлены на то, чтобы Глечикова и Морозов поженились в следующей серии. После показа в Советском Союзе фильм начал покорять зарубежные кинотеатры. За это время Дружинина, Менглет и Тихонов посетили множество стран, иностранцы высоко оценили уникальную внешность Майи, она стала известной как "русская Софи Лорен". Открытки и журналы с фотографиями Менглет моментально разлетались с прилавков, такая популярность актрисы была очевидна.
В 1958 году Татьяну Бестаеву пригласили сыграть главную роль в комедии «Матрос с «Кометы». Ее яркая игра принесла ей славу и признание зрителей. В следующем году актриса сыграла важную роль в фильме «Исправленному верить» (1959), где ее персонаж, Зоя, отважно борется за справедливость и пытается вернуть доброе имя своему любимому, который был несправедливо обвинен в краже.
Майя Менглет приняла участие в съемках киноленты «Аленка» через два года. Ее партнером на площадке стал Василий Шукшин. Фильм рассказывал о судьбах целинников, приехавших в Казахстан в 1950-х годах. Во время съемок актриса проходила через трудные времена.
В семье ее родителей разыгрывалась серьезная драма, когда ее отец Георгий Менглет ушел от матери ради другой женщины, актрисы Нины Архиповой. Впоследствии Майя поняла поведение отца благодаря мудрости матери. Менглет и Королева смогли сохранить дружеские отношения, и сын Архиповой, медик по образованию, оказывал большую помощь Королевой в ее последние годы.
Актриса всегда предпочитала театр кинематографу. Сразу после окончания ВУЗа она вместе с мужем Леонидом Сатановским пришла служить в театре имени Станиславского. В течение 43 лет она работала на этой сцене, и ушла только из-за неблагоприятных обстоятельств. В конце 90-х годов в театре появился новый руководитель, и многие актеры не смогли смириться с его жестким коммерческим подходом. Сатановский и Менглет покинули театр, в котором собирались работать до конца жизни.
Личная жизнь
Еще когда Майя поступала в театральный ВУЗ, она начала питать симпатию к Леониду Сатановскому. Затем они часто встречались в компаниях, где рыжеволосый паренек завоевал сердце девушки великолепным исполнением романсов. Перед окончанием ВУЗа они поженились и воспитали двух сыновей, Алексея и Дмитрия.
Актером стал Алексей, философом — Дмитрий, оба носят фамилию Менглет. В начале 2000-х годов сыновья уговорили родителей, потерявших работу и смысл жизни, эмигрировать к ним в Австралию. В 2015 году Леонид ушел из жизни, Майя находит утешение и радость в воспитании внуков.
Избранная фильмография
- 1943 — Лермонтов
- 1957 — Дело происходило в Пенькове
- 1958 — Матрос с «Кометы»
- 1959 — Верить исправленному
- 1961 — Алёнка
- 1971 — Алло, Варшава!
- 1984 — Шанс
- 1991 — Встретимся на Таити
- 1995 — На перекрестке у Патриарших