Майя Плисецкая – уникальная представительница русского балета, талантливая актриса и обладательница многочисленных престижных наград. Она унаследовала свой исключительный талант от своих родителей и стала неотъемлемой частью мира высокого искусства.
Майя Плисецкая – это не только талантливая актриса и балерина, но и видный театральный деятель, преподаватель в Московском университете и супруга композитора Родиона Щедрина. Она имела честь выступать перед самим Сталиным, и даже боялась оглядываться в его сторону. Через все перипетии и переменчивости времени Майя Плисецкая оставалась верной себе – красивой и талантливой женщиной и балериной.
Майя Плисецкая родилась в семье интеллигентов, ее родители — Рахили Мессерер и Михаил Плисецкий. По материнской линии у Майи было несколько знаменитостей балета в роду, которые наслаждались поддержкой власти. Тетя Елизавета также была актрисой, именно она привила молодой Майе любовь к театру. Рахиль, мать Майи, любила исполнять роли в немом кино. Отец будущей балерины не имел отношения к искусству, он занимал высокую должность в правительстве.
В 1932 году отца семейства перевели на Шпицберген, где Михаила Плисецкого вначале назначили директором «Арктикугля», а затем он получил должность консула СССР. Именно на сцене Шпицбергена маленькая Майя впервые почувствовала внимание публики, сыграв роль в опере «Русалка». После возвращения в Москву Плисецкую отправили в Московскую хореографическую школу. Все шло очень успешно, и из застенчивой скромницы выросла будущая звезда сцены.
Однако роковые события 1937 года разрушили все мечты и надежды.
1 мая отца Майи расстреляли подозреваемого в измене Родине. При Хрущеве имя Михаила Плисецкого снова прозвучало в прессе и по телевидению, его реабилитировали посмертно. Но человека уже не вернуть.
После расстрела отца семья оказалась под подозрением. Мать Майи, Рахиль, была арестована прямо на сцене во время выступления в Большом Театре. Рахиль и её ребенок были сосланы в Казахстан, но вернулись в Москву только в 1941 году. Двенадцатилетнюю Майю удочерила её тетя Сулмифь, что избавило девочку от детского дома.
Благодаря своей тете, Майя смогла пережить тяжелый период в своей жизни с достоинством. Она вернулась к балету, начала изучать новое и просто жить дальше. Педагоги восхищались ритмом Майи, её артистизмом, гибкостью тела и элегантностью движений. В день перед началом войны Майя сделала серьезный дебют, не подозревая, что скоро сможет исполнить роль Примы балета.
Первые выступления
После начала войны Майя выехала в Свердловск, и там условия эвакуации совсем не способствовали профессиональному балетному обучению. Однако именно в Свердловске молодая Майя смогла исполнить партию умирающего лебедя под руководством своей тети. Зрители были поражены пластикой и изяществом девушки. После концерта она рассказала, что любила часами наблюдать за грациозными птицами, черпая вдохновение из их пластичных движений.
В 1942 году семья Плисецких вернулась в Москву, а уже через год Майя успешно окончила учебу в хореографическом училище. Ее приняли на работу в кордебалет Большого театра, и публике очень понравились ее сольные выступления, особенно «Умирающий лебедь».
Работа в Большом театре
Жизнь Майи Плисецкой тесно связана с миром балета, ее художественная деятельность оказала значительное влияние даже на ее личную жизнь. Майя не могла представить себя без искусства и большой сцены. Ее талант позволил ей исполнять сложные роли на самом высоком уровне.
Вначале Плисецкая танцевала Машу в «Щелкунчике», затем «Мирту в «Жизели», Китри в «Дон-Кихоте». Особенно впечатлили зрителей ее исполнения Одилии и Одетты в «Лебедином озере». Не прошло и много времени, как Плисецкую признали прима-балериной Большого театра, и она стала заменой для известной Галины Улановой.
Труд балерины представляет собой огромный труд. Майя не просто танцевала, она воплощала в жизнь каждую из своих ролей, вкладывала душу в каждое выступление. Ей было недостаточно только пластики, изящества и грациозности. Она придавала своим выступлениям творческий подход.
Майя разрывала себя до физической истощенности, постоянно занимаясь, сидя на диетах, вынуждая себя поддерживать идеальную форму. Она продолжала танцевать до 70 лет, выходила на сцену и показывала зрителям свой изящный танец.
Плисецкую помнят не только как выдающуюся балерину, но и как талантливого хореографа и балетмейстера. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, исполнив в них главные роли. В конце 80-х годов ей пришлось покинуть сцену Большого театра из-за конфликта с руководством. Юрий Григорович уволил ее вместе со Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.
Плисецкая была уволена из Большого театра из-за отсутствия лебезить и подхалимничать. Григорович делал все возможное, чтобы не допустить Плисецкую на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому ей запретили выезд за границу. Вместо гастролей в Лондоне и Париже, Плисецкая вынуждена была выступать в провинциальных городах Сибири.
Григорович тщательно следил за дочерью врага народа, его беспокоило ее аристократическое происхождение. В результате его доносов Майю часто подвергали допросам, но ее не смогли обвинить в чем-либо, кроме происхождения.
Покинуть пределы Советского Союза и продемонстрировать свой талант за рубежом удалось Анне Плисецкой только после окончания периода оттепели при Хрущеве. Она активно выступала за границей, прославляя советское балетное искусство.
Ее танцевальный стиль стал эталоном балетного искусства. Великая балерина получила овации в престижных театрах Европы и заслужила мировое признание.
Фильмы и книги
Майя Плисецкая была многосторонне творческим человеком, поэтому она не ограничивалась только балетом. Она снималась в кино, играя и драматические роли. Также Плисецкая сделала экранизацию своих балетных постановок, включая отдельные сольные номера.
Великая балерина написала серию мемуаров о своей жизни, приняла участие в создании документальных фильмов о себе. Она стремилась, чтобы ее жизнь была представлена достоверно, не скрывая своих недостатков и неудачных моментов в биографии.
На снимках танцовщица выглядит ярко, оригинально, немного смело. У Майи был средний рост, но она казалась намного выше благодаря своей изящной осанке и природной грациозности. Несмотря на жизненные трудности и неурядицы, гордая осанка Плисецкой оставалась несломанной. В возрасте 70 лет она выходила на сцену, умудряясь сохранить грацию молодой девушки. Майя снова доказала, что возраст не является препятствием для таланта. Плисецкая была удостоена десятков наград и титулов, включая зарубежные.
Известная балерина была виртуозной в разговоре, ей принадлежат несколько фраз, ставших поговорками. В своих мемуарах она отметила Пьера Кардена, по ее мнению, лучшего дизайнера в мире. На вопрос о том, как сохранить хорошую фигуру, Плисецкая ответила просто и немного грубовато: «Меньше нужно жрать. Никаких зверских диет не требуется».
В интимной сфере Майи Плисецкой все было весьма необычно, как и у многих творческих личностей. С ее первым мужем, балетным мастером Марисом Лиепой, жизнь вместе не сложилась. Семья развалилась всего через три месяца. Вторым супругом легендарной балерины стал Родион Щедрин. Эта пара познакомилась на творческом вечере у Лили Брик, возлюбленной Маяковского.
Эмоции не вспыхнули сразу, потребовалось целых три года, чтобы Майя и Родион начали встречаться. В 1958 году они поженились и прожили вместе более 50 лет. Родион был младше Майи на семь лет, но это не помешало им быть вместе.
Щедрин, уже прославившийся своей музыкой к фильму «Высота», купил шикарную машину на гонорар, которой эффектно подвез Майю после вечера. Плисецкой понравился Родион, и она впоследствии отозвалась о нем как о галантном кавалере и джентльмене. Родион же влюбился в Плисецкую с первого взгляда, покорившись ее грациозности, утонченности и балетному воспитанию.
Через три года Родион встретил Майю в репетиционном классе, и это знаменовало начало их серьезных отношений. Семейный союз двух знаменитостей был не только любовным, но и творческим, ведь Родион писал музыку для балетов Майи. Его творчество оказало значительное влияние на карьеру балерины.
Отношения в семье не всегда были гладкими и идеальными. Фанаты Майи часто мешали ей, и дружеские связи могли легко перерасти во что-то большее.
У пары не было детей из-за того, что Майя решила, что дети помешают ей строить карьеру. Родион не одобрил такого решения жены, но поддержал ее, потому что привык соглашаться с ней. Сразу после свадьбы Майя узнала, что беременна, но сразу же попыталась избавиться от ребенка. Это вызвало негодование у мужа, но Майя так и не изменила своего отношения к детям.
Майя Плисецкая умерла в 2015 году, оставив после себя богатое творческое наследие. Безусловно, ее вклад в историю русского балета бесценен. Официальной причиной ее смерти стал сердечный приступ. В Москве установлен памятник Плисецкой, изображающий известную балерину в образе умирающего лебедя.
- Плисецкая, о которой мы не знали. 13 фактов о великой балерине
- Страница в Википедии