Макс Вебер — биография социолога и основные идеи

Макс Вебер — известный немецкий ученый, который занимался социологией, историей, философией и политической экономией. Его идеи оказали существенное влияние на развитие общественных наук, особенно на социологию. Вебер, аналогично Марксу и Дюркгейму, сыграл значительную роль в становлении социологической науки.

Его исследования в области социальных наук, теорий и методологии социологии способствовали рационализации и «расколдованию» социальных и физических законов. Вебер вместе с Георгом Зиммелем разработали методологический антипозитивизм, считая, что социология не должна подчиняться эмпирическим законам, а должна развиваться как самостоятельная дисциплина, отделяясь от естественных наук.

Детство

21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, расположенном в центральной части Тюрингии, появился на свет Максимилиан Карл Эмиль Вебер. Он был старшим сыном Макса и Элены Вебер (до замужества Фалленштейн), у них еще было шестеро детей. Отец Максимилиана был известным чиновником, принадлежал к Национал-либеральной партии. Мать же была потомком французских гугенотов, всегда придерживалась моральных принципов, следовала учениям кальвинизма и вела аскетический образ жизни. Отец, напротив, предпочитал "земные наслаждения", что со временем привело к напряженным отношениям между ним и его супругой.

У Веберов в доме часто бывали гости — коллеги отца по партии, ученые, местные чиновники. Они активно обсуждали различные вопросы, а Макс-младший внимательно внимал их разговорам, как губка. Политические дебаты, умные споры на любые темы, разнообразие мнений — все это формировало его взгляды на мир. В тринадцать лет Максимилиан написал два исторических эссе, которые подарил родителям на Рождество.

Он не любил уроки с учителями, они казались ему скучными и бесполезными. Макс не торопился делать задания, что вызывало раздражение и гнев у учителей. В это же время он увлекся чтением и прочитал 40 томов произведений Гете и других немецких и мировых классиков.

В 1882 году Макс Вебер начал учиться на юридическом факультете Гейдельского университета. Некоторое время спустя он был переведен в Берлинский университет. Будущий знаменитый социолог признался, что в начале своего обучения вел беспорядочный образ жизни, ему нравились шумные студенческие вечеринки с пивом. Одним из серьезных увлечений стало фехтование.

Однако это никак не влияло на его учебу, Макс продемонстрировал превосходное знание предмета и вскоре начал набирать практический опыт. Он нашел работу помощника адвоката. В 1886 году молодой человек успешно сдал экзамен, который позволил ему работать самостоятельно.

Через три года Вебер успешно защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора юридических наук. Он начал изучать международное право и снова приступил к написанию диссертации, которую планировал защищать перед ученым советом. В то же время его взяли на работу преподавателем в Берлинском университете, где он также консультировал всех желающих по вопросам юриспруденции.

Наука и социология

Помимо юридических вопросов, Макс серьезно увлекся социологией, а точнее, социальной политикой. Вебер вступил в «Союз социальной политики», где вместе с единомышленниками занимался изучением интересующих его вопросов.

Участники этого сообщества придерживались основной идеи, согласно которой экономическая наука — это инструмент решения социальных проблем современного общества. В это же время Макс заинтересовался политикой и присоединился к левоцентристской партии.

С 1884 года Вебер стал связывать свою биографию с городом Фрайбург, где он начал преподавать экономику в местном университете. В новом месте Макс быстро завел знакомства с интеллектуалами, которые вошли в его «круг Вебера». Он подружился с Робертом Михельсом, Марком Блоком, Вернером Зомбартом.

Вебер продолжал уделять много времени изучению экономики и истории права. Он особенно интересовался социологией и социальными теориями. В то же время Макс ввел понятие «понимающая социология».

В 1897 году между Вебером-младшим и Вебером-старшим произошла ссора, после чего они не общались два месяца. Затем отец умер, и между ним и его старшим сыном не было примирения. Эта трагедия глубоко повлияла на Макса, вызвав у него депрессию, бессонницу и нервное напряжение. Вебер бросил преподавательскую деятельность, попал в санаторий, где пробыл несколько месяцев, а затем уехал в Италию, вернувшись только в 1902 году, через два года.

Все это время ученый подробно вел записи о своем состоянии, описывал свои психические расстройства и страхи. Однако эти записи были уничтожены его женой из-за опасения, что они могут повредить карьере супруга, ибо органы власти могли бы запретить публикацию других работ Вебера, объявив его сумасшедшим.

В 1903 году Макс Вебер восстановил свое психическое здоровье после тяжелого периода, вызванного смертью отца, и возобновил свою научную деятельность. Он решил не возвращаться в университет и принял предложение стать помощником редактора научного журнала. Через год именно на страницах этого издания Вебер опубликовал свою основную работу – «Протестантская этика и дух капитализма». В этом труде социолог рассматривает взаимодействие религии и культуры, и их влияние на развитие экономической системы.

В 1912 году Макс оставил свою должность в этой организации и начал формировать собственную политическую партию. Он мечтал объединить социал-демократов и либералов под одним флагом, но его предприятие не увенчалось успехом.

Когда началась Первая мировая война, Макс был одним из первых, кто отправился на фронт добровольцем. Он занимался организацией военных госпиталей и госпиталей на передовой. Фронтовая служба полностью изменила взгляды этого социолога на экспансию Германии. Если раньше он был страстным сторонником политики кайзера, то со временем превратился в ее жесткого критика.

Вебер поддерживал инициативу по демократизации политической системы Германии. Он выступал за введение всеобщего избирательного права и изменения в конституцию, включая создание института президентства вместо существующей бюрократии. Макс решил участвовать в парламентских выборах, выдвинул свою кандидатуру, но не смог получить достаточное количество голосов для победы.

В 1919 году социолог был полностью разочарован политикой и вернулся в университет в качестве преподавателя. После работы в Вене несколько месяцев он переехал в Мюнхен, где стал руководителем германского института социологии, не претендуя на профессорскую должность. Его последние лекции были собраны в книгах "Политика как призвание и профессия", "Наука как призвание и профессия" и "Общая экономическая история". Однако студенты и коллеги социолога в Баварии не разделяли его взглядов на легитимность власти и политику. После Ноябрьской революции под окнами квартиры Вебера собрались сторонники правых взглядов, выражающие свое недовольство его идеями.

Женой известного социолога стала Марианна Шнитгер, его дальняя родственница, которую он взял в жены в 1863 году. Она была ему не только помощницей, но и верным другом, проявляла серьезный интерес к науке, особенно к социологии и теории социальных действий, а также выступала за защиту прав женщин.

Макс всегда оставался скрытным относительно своей личной жизни, но недостаток информации, как обычно, приводит к разным слухам и домыслам. Ходили слухи, что у супругов были взаимное уважение и общие взгляды, что в их отношениях не было места интимности, только деловой партнерство. Они не имели детей.

Когда Макс женился на Марианне, он наконец-то стал финансово независим и смог покинуть дом своей семьи. Вместе со своей женой Вебер переехал во Фрайбург, где он занял должность преподавателя экономики в университете.

После смерти мужа Марианне удалось собрать все работы Вебера и опубликовать их, а также издать биографическую книгу, которая раскрывала скрытые стороны жизни знаменитого ученого.

Смерть

В Мюнхене Макс Вебер заразился испанским гриппом, известным как "испанка", который унес множество жизней. Ученый умер 14 июня 1920 года от пневмонии.

Перед своей смертью он работал над своей последней книгой — "Хозяйство и общество", которая была опубликована после его смерти в 1921-1922 годах при непосредственном участии его жены Марианны.

  • История сельского хозяйства в древнем мире
  • Экономическая и социальная история хозяйства: обзор
  • Исследования по методологии научных дисциплин
  • История городского хозяйства
  • Влияние протестантской этики на развитие капитализма
  • Феодализм, «сословное государство» и патримониализм
  • Патриархальная и патримониальная власть
  • Этика хозяйственных отношений в мировых религиях: исследования по сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий