Музыкант Максим Березовский является представителем русской музыкальной культуры XVIII века. Он был не только композитором, но и вокалистом, а также автором множества произведений в духовной музыкальной сфере. Его вклад в развитие хоровой музыки в Российской империи особенно значителен, и он считается одним из пионеров создания хорового концерта на территории страны.
Детство и юность
Мало информации доступно о ранних годах жизни композитора. Даже год его рождения не установлен точно. Разные биографы предполагают, что это могло произойти в 1725, 1732, 1743, или 1745 году, причем последний вариант считается официальным. Дата его рождения по новому стилю обычно указывается как 16 октября.
Также неизвестно место его рождения. Предположительно, он появился на свет в Глухове, Малороссийской губернии, в семье мелкопоместного дворянина или шляхтича Созонта Березовского. Исследователи нашли герб Березовских в семье, свидетельствующий о польском происхождении. Предполагается, что у него был брат по имени Павел Созонтович, чьи потомки живы по сей день.
По предположениям, Максим провел свои детские годы в Глухове, где, возможно, он изучал основы хорового искусства. В это время в городе существовало хоровое отделение, готовившее талантливых солистов для Петербургской капеллы.
О ранних годах Березовского известно немного больше. Предполагается, что после окончания школы Максим продолжил обучение в Киевской духовной академии после учебы в Глуховском музыкальном училище. Однако, неизвестно, принял ли он священный сан или нет.
Информация о Максиме Березовском впервые появилась в документах 1758 года, которые содержат сведения о его приеме в капеллу в Ораниенбауме в качестве певца. В те времена он участвовал в оперных постановках на итальянском языке, его имя фигурирует в сохранившихся либретто.
В 1762 году Максим присоединился к итальянской капелле при дворце императора, где его учил знаменитый вокалист Гарани, а также директор капеллы Зоппис. Его биография также включает информацию об обучении композиторскому искусству у придворных мастеров того времени, после чего он начал создавать свои собственные произведения. Он оставался певцом и композитором при дворе до конца 60-х годов XVIII века.
В первой половине XVIII века Максим создает одно из своих самых известных произведений — концерт "Не отвержи мене". Точная дата создания произведения затруднена из-за того, что его рукописные версии не были опубликованы и распространялись только в виде самиздата. Концерт быстро завоевал популярность и многократно исполнялся перед публикой.
В 1769 году (по другим данным в 1765) Максим поступил в Болонскую филармоническую академию по направлению императорского двора. Обучаясь под руководством Джованни Мартини, он успешно закончил учебное заведение, получив диплом с отличием. Его учитель, приходской священник, был известным скрипачом, клавесинистом, музыковедом, очень уважаемой и авторитетной личностью.
Интересно, что из той же академии незадолго до Максима ушел другой известный выпускник — Вольфганг Моцарт. В качестве выпускного проекта Березовский, вместе с однокурсником Мысливечеком, создал полифоническую пьесу для четырех голосов. Оригинал нотной партитуры хранится в архиве академии. По окончании обучения в 1771 году Максим стал членом филармонического сообщества выпускников. Теперь, будучи академиком, он мог претендовать на гораздо более высокие должности.
Творчество
Следующие годы после окончания Филармонической академии, Березовский провел в Италии. Здесь он принялся за создание своей первой и единственной оперы под названием «Демофонте», при этом используя либретто итальянца Метастазио. В 1773 году она была успешно поставлена в Ливорно. Опера была выполнена в классической традиции того времени и вполне соответствовала вкусам итальянской публики. Березовский создал ее специально для традиционного зимнего карнавала.
Затем бывший студент отправился в Пизу и Венецию, где продолжал свое образование, за что получал стипендию. За время своего пребывания в Италии он написал 3 сонаты для клавира и симфонию. Интересно, что ноты этих произведений были обнаружены итальянскими архивистами гораздо позже. Предполагается, что был также написан концерт и, возможно, кантата. Однако, их судьба остается неизвестной.
После возвращения в Петербург Максим начал работу в императорском театре, где через 8 месяцев стал капельмейстером придворной капеллы, занимая ответственную и почетную должность в 1773 году.
Для назначения на новую должность Максиму Созонтовичу пришлось сдать экзамен, однако благодаря своему итальянскому образованию ему это удалось. Биографы считают, что на момент назначения Максим уже был выпускником Болонской академии и обладал статусом капельмейстера.
Новая должность Максима противоречит утверждениям ранних биографов, считавших, что он не получил признания у своих современников. Неудовлетворение композитора скорее было связано с тем, что в России в то время не было учебных заведений, соответствующих его академическому статусу. Поэтому передать свой опыт было некому.
Известные произведения
Творчество Березовского наполнено неожиданными поворотами судьбы. В начальные годы он заслужил известность благодаря созданию духовной музыки. Удивительно, но самые знаменитые свои произведения этот композитор написал в возрасте 13-15 лет.
Важная часть творческих достижений Максима Созонтовича связана с его духовным призванием к музыке. Он создал музыку для исполнения на Богослужении и причащении, хвалебные песни с текстами на английском языке и Unser Vater на немецком. В то же время он написал несколько концертов. Большинство произведений наполнены псалмами на церковнославянском языке.
Березовский предпочитал творить лирические композиции, но в его арсенале также были и торжественные панегирики — «Хвалите Господа с небес» №3 и «Радуйтесь о праведных».
Хоровая структура произведений композитора также достаточно разнообразна. Если говорить о духовной музыке, то среди них есть и полифонические вариации, и те, что гармонично структурированы. Яркими примерами этого периода творчества можно назвать: фугу «Хвала Господу с небес» №2, гимны «По всей земле», «Благословен тот, кто избрал». Эти произведения часто соотносят с традициями литургической песнопения, характерного для Киевской духовной академии.
Всего Березовский создал 12 известных концертов. Один из них был опубликован при жизни композитора, а еще 11 были обнаружены исследователями только в XXI веке.
Единственная опера Березовского – «Демофонте», не сохранилась полностью, но остались партитуры 4 арий. По ним можно сделать вывод, что Максим Созонтович был знаком как с неаполитанской, так и с венецианской традицией оперного пения. Его музыка отличается нежностью, лиричностью, мелодичностью и гармонией.
Известно, что Максим Березовский не только писал хоровые партии, но и инструментальные произведения. Один из таких — соната для скрипки и клавесина — сохранился до наших дней и долгое время хранился в архиве Национальной библиотеки в Париже. Это трехчастное произведение с энергичным началом и концовкой, а также с заметно более медленной средней частью. Соната создана в классическом стиле, преобладавшем в Европе во второй половине XVIII века.
Симфония до мажор — последнее обнаруженное произведение Максима Березовского. Его случайно нашли в архивах Ватикана, и это произведение привлекло внимание американского дирижера Стивена Фокса, который впервые исполнил его с оркестром только в XXI веке.
Больше информации о личной жизни Максима Березовского практически нет. Однажды он заключил брак с известной балериной кордебалета, которая была известна под именем Францина Юбершер, предположительно из восточной Европы. Это произошло в 1763 году, их связывали совместные выступления и служба при дворе, но затем они расстались.
После этого Максим отправился один в Италию, возможно, из-за отсутствия финансов для содержания супруги. Дальнейшей судьбы Францины неизвестно. Возможно, она умерла или вступила в развод с мужем.
Существует легенда о том, что у Березовского был роман с княжной Таракановой. Известно, что они были хорошо знакомы, но нет подтверждений тому, что их отношения были романтическими. Максим Созонтович случайно познакомился с этой претенденткой на русский престол. Княжна пришла на премьеру его оперы в Ливорно и выразила свое восхищение композитору.
По одной из версий легенды, Березовский пригласил княжну на обед по просьбе графа Орлова, который выполнял поручение императорского дома по возвращению беглой самозванки в Россию. Но этот приятный обед был прерван, когда княжну увезли на корабле граф Орлов. Березовский, вернувшись вместе с ними в Россию, так и не воспользовался его защитой, чтобы основать собственную школу пения.
Однако исследователи отрицают этот утверждение. Когда княжна прибыла в Россию, Максим Созонтович уже успел вернуться из Италии.
Смерть
В апреле 1777 года Максим Березовский, по разным данным, окончил жизнь самоубийством или скончался от болезни. Нет точных сведений о причинах его кончины. Последние годы своей жизни композитор провел в нищете, сражаясь с бедственным положением, полностью изолированный от окружающего мира. Биографы считают, что все это говорит о его душевном расстройстве.
Максима Созонтовича могли толкнуть к самоубийству также многочисленные интриги, устроенные недоброжелателями в капелле. Сам композитор считал, что его творчество заслуживает более высокой оценки.
Однако, более реалистичной причиной смерти талантливого композитора считается лихорадка, вызвавшая воспалительные процессы в его мозгу. Несмотря на отсутствие медицинских подтверждений, именно от нее, по мнению биографов, скончался Березовский. Коллега-певчий выделял средства на похороны из казны.
Посвящение
В своем недавнем киноленте под названием «Ностальгия» Андрей Тарковский вывел на экран историю путешествия главного персонажа, направленного на раскрытие биографических данных о композиторе Сосновском. Вдохновителем этого персонажа послужил Березовский, жизненная судьба которого увлекла режиссера.