Максимилиан Робеспьер — выдающийся французский революционер, защищавший демократические принципы и боровшийся за социальные реформы во время Великой французской революции. Его решительность и принципиальность сделали его одной из ключевых фигур этого периода.
Избранный депутатом от третьего сословия в Генеральные штаты в 1789 году, Робеспьер быстро стал одним из лидеров демократического движения в Учредительном собрании. Его непоколебимая позиция в вопросах рабства, смертной казни и избирательного права принесли ему прозвище «Неподкупный».
С момента основания Якобинского клуба, Робеспьер выступал как ярый противник войны с Австрией в 1792 году и поддержал свержение монархии, а также провозглашение республики. Находясь в Комитете общественного спасения, он активно участвовал в установлении революционного правительства в период войны против коалиции монархий и гражданской войны.
Он отстаивал политику дехристианизации и провозгласил культ "Верховного Существа", поддержав закон о начале "большого террора". Его решения и действия имели огромное значение для курса французской революции и судьбы страны во время самых сильных социальных и политических потрясений.
Детство
Максимильен Мари Изидор де Робеспьер родился 6 мая 1758 года в городе Аррас, который в то время был административным центром провинции Артуа в Королевстве Франции. Его предки были уважаемыми юристами и служащими. По мужской линии его предком был Робер Робеспьер (1627-1707), который работал нотариусом в Карвене и балью в Уаньи.
Его сын, Мартен Робеспьер (1664—1720), был прокурором, а внук, Максимилиан Робеспьер (1694—1762), выступал в роли адвоката в Высшем совете Артуа. Отец будущего революционера, Максимильен Бартелеми Франсуа де Робеспьер, также практиковал адвокатскую деятельность, а его мать, Жаклин Маргарита Карро, была дочерью пивовара. Они поженились в 1757 году и через год вступили в брак, вскоре после рождения Максимилиана. У них было еще четверо детей, но через неделю после рождения младшего ребенка Жаклин умерла, оставив Максимилиана в возрасте шести лет. Через два года отец семьи ушел из дома и страны по неизвестным причинам, его последнее место жительства было обнаружено на кладбище церкви Сальваторкирхе в Мюнхене.
После того, как их мать умерла, дедушка по материнской линии, Жак Карро, взялся за Максимилиана и Огюстена, в то время как их сестры уехали жить к тетям по отцовской стороне. Максимилиан пошел учиться в коллеж Арраса, который после изгнания иезуитов был под контролем местного католического епископа. Шарлотта заметила, что уход матери и отъезд отца сильно повлияли на Максимилиана, сделав его задумчивым и склонным к одиночеству для размышлений. Он увлекался приручением голубей и воробьев, что позднее было отмечено как проявление его доброты и заботы о животных.
Хотя дед хотел отправить Максимилиана в пивоваренное дело, профессора коллежа увидели в нем потенциал и привлекли внимание влиятельных граждан города к его способностям. Благочестивые тети, которые были уважаемыми в Аррасе, также способствовали его образовательным перспективам, рассказывая о его достоинствах местному канонику Эме.
После присоединения к адвокатской коллегии при совете Артуа, Максимилиан Робеспьер активно вступил в политическую жизнь. В 1789 году он стал одним из двенадцати представителей Арраса, участвовавших в работе Генеральных штатов. Пройдя путь от незаметного провинциального деятеля до выдающегося оратора, он выступил 69 раз в 1789 году и увеличил этот показатель до 328 речей к 1791 году.
В 1789 году Робеспьер стал якобинцем и показал себя как сторонник радикальных реформ, вдохновляясь идеями Рене Руссо и критикую либеральных реформаторов. Его непоколебимость в демократии и верность идеалам принесли ему прозвище Неподкупного. После закрытия Национального собрания в 1791 году он стал общественным обвинителем в уголовном суде и продолжил свою карьеру в Париже. Робеспьер выражал противоположность началу войны с Австрией, полагая, что она на руку лишь богатым слоям населения, но остался в меньшинстве по этому вопросу.
Он был одним из инициаторов принятия присяги депутатами третьего сословия, также активно участвовал в создании декларации прав человека и конституции 1791 года. Вопреки его позиции против смертной казни, большинство депутатов не поддержали его в этом вопросе. В то же время французские войска проигрывали австрийцам на фронтовых линиях, что вызвало угрозу стабильности правящим кругам.
В своих публикациях в газете «Защитник конституции» Робеспьер заявил о необходимости революции в стране. В августе 1792 года он вступил в восстание, в результате чего была создана Парижская Коммуна, после чего он был избран в Конвент вместе с Жоржем Жаком Дантоном, начав тем самым противостояние с жирондистами. Якобинцы, рассматривая своих оппонентов как сторонников восстановления монархии, начали кампанию, венчавшуюся казнью Людовика XVI без суда и следствия.
Получив поддержку санкюлотов и радикалов, якобинцы достигли принятия закона о регулировании цен на хлеб и укрепили свои позиции в Парижской Коммуне. Победа над жирондистами в мае 1793 года вызвала федералистский мятеж, который стал причиной гибели якобинца Жан-Поля Марата.
С целью восстановления порядка, Конвент сформировал комитеты с широкими полномочиями, в который был включен и Робеспьер, устанавливающий курс революции. Противостоя Дантону и его сторонникам, он выступал против уничтожения христианских ценностей и атеизма, видя в создании общества на основе республиканской морали и религии цель революции. Робеспьер настаивал на том, что террор является единственным средством достижения этих целей.
Окончание военных действий с Австрией дало возможность начать действие конституции, которая ограничивает исполнительную власть в рамках конституционных норм. Робеспьер активно способствовал интеграции государства в производственный процесс, настаивая на финансировании и контроле. В это время Франция начала восстанавливаться после длительного экономического кризиса.
Несогласный с церковью относительно культа Верховного Существа, Робеспьер поддерживал идею светского государства, что привело к обновлению образовательной системы, разделению на гуманитарные и технические дисциплины, а также реформам в области искусства и науки.
В июне 1794 года был принят закон, направленный против сторонников противоречащих республиканской морали. Робеспьер поддерживал казнь своих противников и выступал за уважение культа Верховного Существа, но его популярность стала снижаться, что привело к началу Большого террора и последующему свержению его власти.
27 июля, после государственного переворота 9 термидора, Робеспьер и его сторонники были арестованы как бунтовщики. В результате заговора они были признаны вне закона, что привело к свержению Робеспьера и прекращению его деятельности.
После приобретения верховной власти, Максимилиан Робеспьер усердно трудился над укреплением основ революционного государства, став ключевой фигурой в политической жизни Франции того времени. В качестве члена Комитета общественного спасения, Робеспьер активно участвовал в разработке политики, направленной на устранение внутренних и внешних угроз для молодой Республики. Он выступал за строгую судебную систему, направленную против тех, кого он считал угрозой для революционных достижений.
За время своего правления, Робеспьер инициировал принятие законов, ограничивающих власть крупных землевладельцев и монополистов, способствуя перераспределению земли среди крестьян и мелких фермеров. Такие меры были направлены на улучшение жизненных условий обычных людей и поддержку сельского хозяйства, которое находилось в тяжелом положении во время революции.
Робеспьер также поддерживал развитие образования, считая его ключевым элементом в формировании осознанных граждан, способных поддерживать идеалы республиканства. Он инициировал изменения, направленные на обеспечение доступности образования для всех слоев населения, стремясь внушить молодому поколению ценности равенства и свободы.
Его вклад в развитие научной мысли и искусства, который Робеспьер считал важным для прогрессивного общества, был не менее значительным. Поддерживая ученых и художников, чья работа способствовала развитию культурного и научного потенциала страны, он поощрял творчество и научные исследования.
Однако, несмотря на его попытки реформ, Робеспьер столкнулся с растущим недовольством и противостоянием различных групп населения, видевших в его политике угрозу для собственных интересов. Это недовольство в итоге привело к его падению и кардинальному изменению курса Французской революции.
Мнения историков весьма противоречивы относительно вклада Максимилиана Робеспьера в историю Французской революции. Хотя он стремился к построению более справедливого общества, его методы вызывают значительные споры. Робеспьер остаётся одной из самых спорных фигур революционного периода, и его наследие продолжает волновать умы людей по всему миру.
Казнь
Пострадавшего Максимилиана Робеспьера привезли в Комитет общественного спасения, где, лежа на столе, он прижимал к своей ране платок, пока его не обработал врач. В девять утра их перевели в Консьержери, а в полдень они предстали перед Революционным трибуналом. Приговор должен был быть вынесен немедленно — для бунтарей, объявленных вне закона, только их идентификация.
10 термидора (28 июля) в 17:30 три кареты с заключенными отправились к месту казни, проезжая мимо резиденции Дюпле, где жил Робеспьер. Жалюзи на окнах были закрыты, а входная дверь испачкана кровью. В 18:15 кареты подъехали к площади Революции.
Первым на плаху был послан Кутон, за ним шел Августен Робеспьер и Сен-Жюст. Последним приговорен казни стал мэр Парижа Флерио-Леско. Робеспьер был казнен предпоследним. Когда помощник палача снял повязку, поддерживавшую его смещенную челюсть, Робеспьер издал крик от боли, который, по легенде, разнесся не только над столицей, но и по всей Франции, всей Европе, и дошел до нас через века. Лезвие опустилось, и головы Робеспьера, Кутона и мэра Флерио-Леско были показаны народу, аплодисментами сопровождаемые собравшихся.
Узнтеры казненных людей были похоронены вместе на кладбище Эранси и покрыты известью, чтобы уничтожить все улики от Максимилиана Робеспьера.
На площади Робеспьера в Марселе установлена памятная доска с записью: «Адвокат. Родился в Аррасе в 1758 году. Был гильотинирован без суда и следствия 27 июля 1794 года. Прозванный Неподкупным. Защитник народа. Автор республиканского девиза: Свобода, равенство, братство». Да, это чувство существует, утверждаю вас, чистые и нежные души!
Оно живет. Это тонкое, могучее, неудержимое чувство, радость и страдания благородных сердец! Глубокое отвержение тирании, искреннее сочувствие к угнетенным, священная любовь к Родине, эта возвышенная и святая любовь к человечеству, без которой великая революция превращается в наглое преступление, уничтожающее другое преступление; она действительно существует — это благородное, амбициозное стремление создать на земле первую Республику в мире!