Итальянский актёр Марчелло Мастроянни стал известен своими выдающимися ролями в таких фильмах, как «Сладкая жизнь» (1960), «Восемь с половиной» (1963) и «Джинджер и Фред» (1986). Его талант был отмечен в различных мировых наградах, и он трижды был номинирован на получение премии «Оскар». За время своей активной карьеры Мастроянни снялся в более чем 120 фильмах.
Детство
Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни — это полное имя знаменитого актёра, который появился на свет 28 сентября 1924 года в маленьком провинциальном городке Фонтана-Лири. Его семья жила весьма скромно, потому что отец, работавший столяром, едва мог обеспечить своих близких. Деньги хватало только на самое необходимое, а иногда и на это не хватало. В доме всегда царила атмосфера бедности, которая навсегда осталась в памяти троих ребят, среди которых Марчелло был самым младшим.
Семья, испытавшая бедность в Фонтана-Лири, была вынуждена переехать в Турин, чтобы улучшить свое положение. Там мальчик провел свои детские годы, узнав, что такое зарабатывать собственные деньги с детства. В десять лет он освоил рабочую специальность, прошел обучение в ремесленном училище и начал зарабатывать. Он работал на стройке, разгружал товары в магазинах, рисовал чертежи и даже занимался бухгалтерией, но всегда мечтал стать архитектором. Марчелло не отказывался от ни одной работы и быстро учился. Часто он возвращался домой поздно и уставший, но чувствовал себя счастливым, потому что знал, что он нужен своей семье.
Марчелло познакомился с миром кино еще в детстве, когда ему было всего одиннадцать лет. Тогда он принял участие в съемках как массовка на студии «Чинечитта» для фильма «Марионетки». Это событие не вызвало у него желания стать актером, но все же привлекло его. Война помешала быстрому развитию его кинокарьеры, когда Марчелло оказался в немецком трудовом лагере. После того, как ему удалось сбежать, он некоторое время скрывался в Венеции. После окончания войны он вернулся в Рим и устроился на должность клерка. Однако судьба вновь поставила его на путь кинематографа.
Судьба свела молодого парня с директором театра Лукино Висконти. Никто не знал, почему мастер обратил внимание на этого бедняка. Позже сам Висконти сказал, что юный Марчелло не умел делать ничего, но что-то в нем привлекло его внимание. Режиссерская интуиция подсказала, что все придет свое время, и нужно просто подождать.
Тем временем Мастроянни усердно учил тексты, но произнести даже одну фразу было очень сложно. Решив направить все свои усилия на актерское мастерство, Марчелло бросил учебу и начал пытаться себя в новой роли. Стоит отметить, что из него мог бы получиться отличный архитектор. Учеба для него была простой, и преподаватели предрекали ему светлое будущее.
Актерская карьера
Постепенно учась тонкостям актерского мастерства, Марчелло стал получать больше предложений. К 1950 году его карьера начала набирать обороты. Конечно, его имя еще не было знакомо широкой публике, и главные роли в великих фильмах ему не светили. Но у него был постоянный заработок и возможность развиваться. Ежегодно его можно было увидеть в 3-4 фильмах, и с каждым новым произведением искусства его актерское мастерство становилось все более совершенным.
По окончании 50-х годов произошли два значительных события в жизни актера: он сыграл в двух ярких фильмах, «Белые ночи» и «Злоумышленники неизвестны». Если раньше он исполнял скромные роли (крестьянин, таксист, рабочий), то на этот раз ему выпали более интересные и сложные персонажи.
Оба этих фильма стали судьбоносными для актера. Ведь именно благодаря этим ролям его заметил великий режиссер Федерико Феллини, который нуждался в именно таком актере для своего нового проекта. Так Марчелло попал в фильм «Сладкая жизнь», где сыграл роль человека, ищущего смысл жизни в бесконечной суете и соблазнах. Его работа была высоко оценена зрителями, а сам актер был доволен своим трудом.
Совсем недавно после первых крупных съемок появилась еще одна возможность заработать деньги и показать свои таланты. Сейчас Марчелло сотрудничает с Микеланджело Антониони и играет в фильме «Ночь». Благодаря этому проекту актер приобрел репутацию виртуоза, способного полностью погрузиться в стиль и идеи режиссёра. В этот раз Марчелло демонстрирует умение преображаться и тонкую психологию.
Персонаж в фильме «Ночь», сыгранный молодым актером, довольно хладнокровен и сдержан. В фильме «Развод по-итальянски» зрители увидели его в совсем другом свете. Здесь персонаж Марчелло горяч и решителен. Именно за этот фильм в 1961 году актер был номинирован на «Оскар». Этот проект также принес ему приз Британской киноакадемии и желанный «Золотой глобус».
Через два года был выпущен один из наиболее мощных и серьезных фильмов Феллини «8½» на тему послевоенного времени. Работа над этим фильмом была признана во многих странах, включая Россию. Актер становится настоящей легендой. Предложения от лучших режиссеров начинают поступать на него с невероятной скоростью. Карло Понти также не остается в стороне и снимает Мастроянни в кадре со своей женой, легендарной мечтой всех мужчин, Софи Лорен.
После 1980-го года актер чаще всего появляется в ролях более зрелого возраста (например, в фильмах «Город женщин», «Интервью» и других). В 1986-м итальянская кинозвезда получила предложение от советского режиссера Никиты Михалкова сняться в фильме «Очи чёрные». Мастроянни согласился и не пожалел об этом. Помимо того, что он получил большой опыт и новую аудиторию, его игра в этом фильме принесла ему серьезную награду — «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Заключительные проекты Марчелло означили завершение его жизненной работы («Какой сейчас час?», «Всё в норме» и так далее). В своем последнем фильме актер сыграл в паре со своей дочерью от Катрин Денев – Кьярой.
Личная жизнь
В жизни этого выдающегося мужчины, красавца и талантливого актера, было множество женщин, все они отличались друг от друга, но все без ума от него. Громкие романы знаменитости активно обсуждались в узких кругах, публиковались провокационные статьи в газетах, из-за чего он был готов несколько раз уйти от своей семьи, но каждый раз любовь к своей жене останавливала его. Его брак продержался многие годы вопреки сплетням и интригам. Первая любовь, женщина всей его жизни, Флора Карабелла подарила Марчелло замечательную дочь Барбару.
Роман с актрисой Фэй Данауэй был страстным, но в то же время тяжелым и длился целых три года. Несмотря на сильные запретные чувства, Марчелло не смог покинуть свою семью, а Фэй не хотела быть просто любовницей — она мечтала стать единственной женщиной в жизни артиста. Обиженная тем, что Марчелло отдал предпочтение семье, Фэй назвала его «маменькиным сынком», обвинив в том, что он не способен на мужественные поступки. Долгое время актёра мучили обида и унижение, но он слушал своё сердце и убеждал себя, что сделал правильный выбор.
Во время работы во Франции Мастроянни встретился с Катрин Денёв и сыграл с ней вместе в одном фильме. Постепенно их кинематографический роман перерос в реальные отношения. Вскоре у Катрин родилась дочь по имени Кьяра, что принесло актеру огромное счастье. Он устраивал пиры, угощал людей шампанским и кричал на весь Париж о своем новом статусе отца. Вскоре было принято решение о разводе с его тогдашней супругой. Несмотря на серьезные намерения Марчелло и предложение руки и сердца, Катрин отказала. Для нее все отношения исчерпали себя, и она не видела смысла связывать свою жизнь узами брака.
Биография актера изобилует романами на стороне, но ни одна из женщин не смогла превзойти в сердце Мастроянни Флору Марчелло. Именно ее он любил до последнего дыхания.»
Смерть
В день 19 декабря 1996 года произошло ушедший из жизни актер. В последние годы своей жизни он сражался с раком поджелудочной железы. Несмотря на свою слабость и болезненное состояние, он продолжал сниматься в фильмах и выступать на сцене театра. Его последняя работа была спектакль под названием «Последние луны». Мало кто знал, что ради искусства актер проводил химиотерапию, а потом выходил на сцену и не просто играл, а жил.
На дождливое декабрьское утро он покинул этот мир. Актер всегда считал Францию своим вторым домом, поэтому свою последнюю дорогу он выбрал в Париже. Уход этого актера стал огромной потерей для всего мира. Власти Рима приняли решение покрыть черным покрывалом римский фонтан Треви, рядом с которым проходили съемки известного фильма «Сладкая жизнь». Так город прощался с великим человеком и скорбел о его уходе. В итальянской газете «Республика» появилась яркая статья. На передней странице был изображен Федерико Феллини, который покинул нас незадолго до этого. Он стоит на облаке и протягивает руку своему любимому актеру со словами: «Иди сюда, Марчелло, здесь прекрасно».
Интересные факты
- Марчелло Мастроянни был очарован Россией. Его привлекли не только фильм «Очи черные», но и творчество А.П. Чехова. Он перечитывал любимые пьесы и принимал участие в спектаклях «Дядя Ваня» и «Три сестры». Актер также был увлечен творчеством замечательного психолога Ф.М. Достоевского, который оставил след в его работе, особенно в роли в фильме Висконти «Белые ночи».
- Актер был популярен среди женщин, однако в день свадьбы супруга всегда получала роскошный букет, независимо от того, где находился и с кем был актер. Это был знак уважения, любви и признательности. Женщине пришлось перенести многое, но она смогла сохранить семью, несмотря на внимание мужа к другим женщинам, даже публично. Брак был спасен, и за это Марчелло был бесконечно благодарен этой «святой» женщине.
- Несмотря на бешеную популярность у женщин, Мастоянни не считал себя красавцем и удивлялся, когда к его вилле подъезжал автобус, наполненный женщинами, желающими просто увидеть звезду. Для актера худые руки, тонкие ноги, большие губы и маленький нос были достаточными, чтобы не влюбиться в него.
- Во время своей жизни актер выпустил книгу под названием «Счастливая жизнь», в которой признавался, что любит всех людей. Возможно, поэтому жизнь отвечала ему взаимностью. Марчелло чувствовал, что ему очень повезло, и был благодарен судьбе за всё, что случилось с ним.
- Марчелло не был единственным творческим членом своей семьи. Его старший брат также был связан с киноиндустрией и имел хорошую репутацию среди режиссеров.
- Никита Михалков был удивлен, когда Мастроянни согласился сыграть в его фильме, основанном на нескольких рассказах А.П. Чехова. Опыт работы над этим проектом был очень важен как для режиссера, так и для самого актера.
- В честь актера названа одна из самых красивых площадей в Риме, расположенная недалеко от улицы Венето, по которой он многократно проходил во время съемок фильма «Сладкая жизнь».
Культовая картина «Сладкая жизнь» принесла резкие изменения в жизни Марчелло. Но особого внимания заслуживает предыстория. Федерико Феллини, безусловно, увидел потенциал, заложенный в скромном молодом человеке. Но он не выбрал его из-за этого. Ему нужен был неизвестный актер, и такое решение глубоко огорчило Мастроянни. Несмотря на то, что он столкнулся с отказом и подавил свое самолюбие, актер все-таки согласился. И это оказалось не зря. После этого Феллини и Мастроянни продолжили сотрудничать. Режиссер с гордостью говорил, что они были замечательной командой.
Список избранных фильмов
- «Сладкая жизнь» (1960 г.);
- «Ночь» (1961 г.);
- «Восемь с половиной» (1963 г.);
- «Вчера, сегодня, завтра» (1963 г.);
- «Браке по-итальянски» (1964 г.);
- «Подсолнухи» (1970 г.);
- «Убийство в Риме» (1972 г.);
- «Что?» (1973 г.);
- «Очи чёрные» (1987 г.);
- «Высокая мода» (1994 г.).