В 60-е годы прошлого века имя Маргариты Володиной гремело на всей территории Советского Союза. Она была яркой звездой советского кинематографа, улицы опустели, когда шла ее фильм. Ее таланту аплодировал Каннский фестиваль, а Шарль Азнавур поклонялся перед ней. Тогда ей и в мыслях не было, что она окажется в Париже, но уже не как звезда, а как обычная эмигрантка, которых множество.
Всесоюзная слава и поклонение зрителей охватили актрису Маргариту Володину после выхода фильма «Оптимистическая трагедия».
Детство и юность
Маргарита Володина пришла в этот мир 26 января 1938 года в Ленинграде, но фактическая дата ее рождения так и осталась загадкой. Все документы были потеряны, и лишь много лет спустя она призналась в своих мемуарах, что перед началом войны ей было девять лет, и она закончила третий класс. Однако после войны ее мать указала совсем другую дату рождения Риты, делая ее на несколько лет моложе.
Мать Маргариты носила имя Леокадия Николаевна и была родом из Польши, она преподавала в рабфаке. О ее отце ничего не было известно, даже сама девочка его не помнила. Родители расстались, когда она была еще совсем маленьким ребенком. Первенец супругов скоропостижно скончался вскоре после рождения, а Рита появилась на свет уже несколько лет спустя. Воспитывать дочь маме пришлось в одиночку, поэтому она трудилась без устали, а девочку воспитывала няня. Каждое лето она уезжала на деревню к своим родственникам, беря Риту с собой. Именно поэтому матери и дочери пришлось не видеть друг друга целых четыре долгих года во время войны – Рита жила в оккупированной деревне, а мама осталась в блокадном Ленинграде. Они встретились уже после окончания войны.
Жизнь в оккупации была для юной девочки настоящим адом. В нее смотрели как на ненужный рот, на кого-то лишнего, кого нужно было прокормить. Когда все садились за стол, ее просто «забывали» позвать.
Она пропускала занятия в школе, проводя большую часть времени за веретеном. Ее пальцы стали грубыми от толстой льняной нити, а глаза — уставшими от еле горящей лучины. Она постоянно подвергалась насмешкам из-за своего черного цвета глаз и темных волос, ее считали еврейкой.
Вместе с отчимом-фронтовиком Рита вернулась в родной город. Девочка с огромным усердием занялась учебой, посещая не только школу, но и драмкружок в Доме кино. В это же время Маргарита увлеклась танцами и литературой, обучаясь в музыкальной школе по классу вокала и фортепиано. У нее зародилась мечта выйти на сцену и стать известной актрисой. Однако это казалось невозможным — ее мать была осуждена по доносу отчима и отбывала наказание в «Крестах».
Володина была признана дочерью врага народа и изгнана из учебного заведения. Ей пришлось найти работу, и вскоре она стала приемщиком в ломбарде, а также зарабатывала, отбирая гнилые овощи на овощной базе.
Леокадия Николаевна вышла на свободу после смерти Вождя всех народов. Маргарита только что закончила вечернюю школу и была принята в Ленинградский институт культуры. В скором времени их вуз посетили члены приемной комиссии из Школы-студии МХАТ, предоставив студентам возможность перейти в московский вуз. Маргарита не упустила этот шанс, прошла все испытания и уехала в Москву. Виктор Монюков стал наставником для талантливой студентки.
Биография Маргариты Володиной в кино началась задолго до окончания университета. В 1957 году она приняла участие в съемках приключенческого фильма «Огненные версты», куда была приглашена самим режиссером Самсоном Самсоновым. Этот шаг обошелся ей без стипендии, что создало большие трудности для выживания в Москве. Однако Рита не отказалась от работы, ибо это было началом ее творческого пути.
Первым режиссером, который превратил Володину в мировую звезду, стал именно Самсонов. Она сыграла главных героинь в пяти его проектах. Причина их расставания и разрыва всех отношений до сих пор неизвестна. После развода Самсонов отказался от дочери Марии, которая только что закончила театральный институт и нуждалась в поддержке.
После этого у актрисы было еще два официальных брака. Второй раз она вышла замуж за настоящего мошенника, который был замешан в финансовых махинациях, используя имя своей известной жены в целях защиты. Их брак продержался всего пять лет, после чего его посадили в тюрьму.
Третий супруг Володиной назывался Михаил Крутиков. Он работал врачом-педиатром и спас ей жизнь после того, как во время операции она заразилась. Он ухаживал за ней, лечил ее раны и убеждал, что она обязательно выздоровеет, хотя врачи не давали ей шансов. Они были счастливы в течение года, он подружился с ее дочерью, но потом Михаил внезапно скончался от сердечного приступа. Ему было немного больше сорока лет.
Профессиональные неудачи почти сделали актрису забытой. Она прекратила съемки и посвятила себя внучке. Ее дочь Мария уехала во Францию после рождения девочки, и Володина оказалась в одиночестве с внучкой. Мария вышла замуж за француза, стала известной художницей и забрала к себе мать и дочь. В 1994 году Володина и ее внучка Аня приземлились в Орли.
В настоящее время у Маргариты Володиной своя собственная квартира-студия на Монмартре. Ее семья по-прежнему состоит из дочери и внучки, которая учится в престижном колледже в Англии. Актриса почти не имеет знакомых во Франции, ее друзьями являются только родные эмигрировавшего артиста Льва Круглого.
В 2010 году в России состоялась премьера документального проекта с названием «Бегство от смерти. Маргарита Володина», который был создан Юрием Рашкиным. Он встречался с Володиной и воскресил в памяти соотечественников славное имя почти забытой звезды.
Избранная фильмография
- 1957 — Огненные вёрсты
- 1960 — Бессонная ночь
- 1963 — Оптимистическая трагедия
- 1964 — Три сестры
- 1965 — Чёрный бизнес
- 1966 — Ярость
- 1967 — Арена
- 1969 — Каждый вечер в одиннадцать
- 1978 — И ты увидишь небо
- 1979 — Поздняя встреча
- 1984 — Время и семья Конвей
- 1985 — Тайна земли