Мария Капнист – известная актриса, пользующаяся популярностью во времена Советского Союза и украинского кинематографа. В 1988 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки Украинской Советской Социалистической Республики. Ее талант был признан благодаря участию в таких фильмах, как «Бронзовая птица», «Руслан и Людмила», «За двумя зайцами», «Олеся», «Янки при дворе короля Артура».
Говорят, что Бог никогда не даст человеку более тяжелых испытаний, чем те, что он сможет вынести. Но когда читаешь о жизни известной украинской актрисы Марии Капнист, начинаешь сомневаться в этом утверждении. Она потеряла все, что только можно потерять – родителей, сестру, любимого мужчину, красоту, молодость и здоровье, просто из-за своего благородного происхождения.
На гербе Капнистов было выгравировано: «В огне непоколебимые», и Мария, в свою очередь, доказала, что она действительно достойна своей фамилии. Она всегда считала себя бабой Ягой, поддерживая свой образ странной и вызывающей женщины. Но в то же время ее слова: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели» заслуживают внимания.
Детство
9(22) марта 1913 года в Санкт-Петербурге появилась на свет Мариэтта Капнист-Серко (настоящее имя актрисы). Ее отец, Ростислав Капнист-старший, был графом, а мать, Анастасия Байдак, была потомком атамана Ивана Серко и принадлежала к старинному дворянскому роду. Родовой замок семьи Капнист (или Капниссос по-гречески) до сих пор стоит на острове Занте в Ионическом море.
Граф Стомателло Капниссос проявил особый героизм, защищая греческие острова от турецкого вторжения. За это его наградил правитель Венецианской республики графским титулом. Его внук, Петр Христофорович, также сражался с турками, уже при Петре Первом. Он позднее перебрался на Украину и скончался там.
Сын Петра Христофоровича, Василий, изменил немного свою фамилию на Капнист, и участвовал в сражениях под Очаковом, командуя казачьими войсками. За свои заслуги он получил от императрицы Елизаветы Петровны родовые земли на Полтавщине.
Мариэтта является пятым и последним ребенком в семье графа и графини. Ее старшая сестра Елизавета родилась в 1906 году, а братья — Василий в 1907, Григорий в 1908 и Андрей в 1910.
Мариэтта провела свои ранние годы детства в Петербурге, где семья Капнистов проживала в собственном здании на Английской набережной. После 1917 года семья переехала в Судак. Молодая Мариэтта выросла, окруженная гувернантками и учителями, в особняке с семидесятью комнатами. В 1921 году ее отца расстреляли как "врангелевца".
В этом же году умерла единственная сестра Мариэтты, Елизавета, а через пять лет погиб брат Василий. После расстрела отца Андрея его вывезли в эвакуацию, и с тех пор о нем не было никаких вестей.
Дом Капнистов в Судаке был разрушен. Выжившие Капнисты скрывались от беспощадных большевиков. Благодаря крымским татарам, которые чтят память отца Мариэтты, девочке и ее матери удалось спастись из города, переодевшись в татарскую одежду.
Когда Мариетта Капнист было шестнадцать лет, она окунулась в атмосферу Ленинграда, а через год поступила в Театральную студию, которую создал Юрий Юрьев в Ленинградском драмтеатре им. Пушкина. После закрытия студии, Капнист продолжила обучение в Ленинградском театральном институте имени Островского. Учителя увидели в Марии большой талант и предсказали ей яркое будущее. Она была активна на сцене, уже как начинающая актриса выходила на профессиональные спектакли.
Однако дворянское происхождение Марии Капнист помешало ей развивать свою творческую карьеру. Ее исключили из университета и запретили жить в Ленинграде. Девушка решила уехать в Киев, где снова стала студенткой, этот раз в Киевском финансово-экономическом техникуме. После получения диплома она начала работать бухгалтером в Киеве, а затем переехала в Батуми.
В 27 августа 1941 года произошло арест Марии Капнист. Следствие продолжалось почти год, и только 6 июня 1942 года Особое совещание вынесло свой приговор – восемь лет пребывания в исправительно-трудовом лагере. Мария осуждена по статье 58-1-а, ее обвинили в шпионаже в пользу иностранных разведок в годы войны.
Капнист перевели в Карлаг, где она отбывала свое первое заключение. Именно там Мария встретила Анну Тимиреву, их дружба продержалась долгие годы, пока была жива Анна. В 1950-м Капнист перевели в Степлаг, и судьба снова свела ее там с актрисой Татьяной Окуневской.
По словам самой актрисы, которая позже написала о своем опыте, их доставили в один из лагерей Караганды ночью. Это место было специальным лагерем для переселенцев, и здесь жили люди, такие же как и она. У нее были длинные прекрасные косы, однако они были обрезаны, и теперь у нее было только воспоминание о них.
Она уже знала, что ждет ее во время ночных допросов, когда ее ослепляли ярким светом лампы или погружали в ледяную ванну. Она знала, чем заканчивается заинтересованность начальства к заключенным женщинам. Женские лагеря имели свои собственные правила, возможно, еще более ужасные, чем мужские.
Именно в Карлаге Мария встретила Анну Тимиреву, невысокую красивую женщину, потомственную терскую казачку. Они подружились, и только потом Анна рассказала Марии, что ее муж – Колчак. Подруги устраивали спектакли ночью в бараке, где они жили, а днем их отправляли на работу, они занимались изготовлением саманных кирпичей.
Сначала ничего не получалось, но потом они настолько наловчились, что в день делали до 180 штук. Они выполняли эту тяжелую работу в невыносимой жаре, им давали совсем немного воды, и в бараке ночью было трудно дышать.
И кроме того начальник лагеря Шалва Джапаридзе не позволял прекрасным женщинам проходить, каждую ночь присылал в барак "сваху", заключенную, такую же, как и все остальные, и она водила к нему тех, кого он выбрал. Однажды такая "сваха" пришла и сказала, что начальник умирает, и просила Марию написать письмо его дочери. Когда она пришла, начальник начал домогаться к ней.
Когда он пытался ее трогать, Мария ударила его, испытывая ненависть и беспомощность. Шалва отомстил ей, приказав конвойным бросить женщину к уголовникам в мужском лагере. Она испугалась, притаилась и ждала. Когда их старший пришел к ней в барак, Мария в отчаянии начала кричать, поносить их, говорить о войне и о том, что если бы у нее были пули, то она показала бы им всем.
Один из заключенных предложил убить ее, но их главный остановил всех и приказал не трогать женщину. Зеки стали драться между собой, и конвоирам не осталось ничего другого, как забрать Марию обратно. Вернувшись в свой барак, Мария Капнист отчаянно подумала, что она не выживет.
После освобождения Капнист была направлена на поселение в Казачинский район Красноярского края.
Во второй раз актриса была арестована 11 октября 1951 года, а в декабре того же года Красноярский районный суд признал ее виновной в антисоветской агитации. Мария Капнист была приговорена к десяти годам лагерей. Под давлением следствия бедная женщина вынуждена была признать свою вину. Она призналась, что ее настоящее имя Мария, а не Мариэтта, и в приговоре суда ее записали как Марию Капнист.
В заключении Мария встретила Валентину Базавлук, срок отбывания которой подходил к концу. Валентина сумела добиться аудиенции у Анастаса Микояна, благодаря усилиям которой Мария вышла из тюрьмы в 1956 году. Если бы не ее участие, то Капнист была бы освобождена только в 1963 году.
Полная реабилитация Марии Капнист произошла в 1958 году. Суд отменил все приговоры в отношении нее, так как не нашел в ее действиях состава преступления.
После освобождения Мария Капнист вернулась в Киев. У нее не было ни работы, ни жилья, и женщина с трудом нашла работу дворника, затем массажистом. Она ночевала, где могла – на вокзале, в сквере и даже в телефонной будке.
Фильмы
После 42 лет в тюрьме Мария вышла женщиной, выглядевшей как старуха. Однажды, в своей обычной одежде — фуфайке, Капнист стояла возле кассы кинотеатра. Молодой человек подошел к ней и спросил, в каком фильме она снимается. Этим молодым человеком был Юрий Лысенко, начинающий режиссер. Он буквально затянул женщину на съемочную площадку и предложил ей роль игуменьи в фильме "Таврия".
После этого режиссеры студии им.Довженко стремились предложить Капнист роли в своих фильмах. В 1972 году Мария сыграла роль одного из главных персонажей в фильме «Руслан и Людмила». Ей была поручена роль Наины. Во время съемок произошел инцидент, который доставил актрисе неприятные впечатления.
В сценарии фильма был запланирован волк, но режиссер Александр Птушко заменил его на тигра. Мария, естественно, об этом не знала. Когда она вошла в павильон, зверь зарычал, и женщина, оглядевшись, увидела, что животное направляется к ней. Капнист так смотрела на хищника, что тот быстро отступил в клетку, а камера успела запечатлеть взгляд актрисы.
Когда режиссер похвалил Марию, она назвала его подлецом и, в костюме персонажа, убежала в гостиницу «Москва», где находился ее номер. Капнист потеряла сознание прямо на своем этаже и не могла встать с постели на несколько дней.
Мария всегда была надежной воплощать различных персонажей, включая леди, графиньи, ведьмы, загадочные старухи, волшебницы и цыганки. В фильме «Бронзовая птица» актриса сыграла таинственную и устрашающую графиню, которая вызывала ужас у пионеров. В «Новые приключения янки при дворе короля Артура» Мария исполнила сразу три роли – рыцаря, Фатума и игуменьи.
Актриса исполнила главную роль в картинах «Шанс» режиссера Александра Майорова, где она сыграла великосветскую даму, персидскую княжну Милицу Федоровну. Фильм основан на повести «Марсианское зелье» Кира Булычева, входящей в цикл «Великий Гусляр», события которой разворачиваются в 17-м веке. Главный герой, казак по имени Алмаз Битой, спасает от смерти инопланетянина, который благодарен и дарит ему эликсир молодости. Благодаря этому зелью, Алмаз и Милица доживают до 20-го века. Они возвращаются в город Великий Гусляр, где хранили свой секрет, но обнаруживают, что его тайну уже раскрыли и некоторые жители города опробовали его действие.
Мария не раз давала благотворительные концерты. Она сумела восстановить имя своего знаменитого предка – писателя Василия Капниста. Решено отпраздновать 230-летие со дня его рождения, издать его произведения, а некоторые из них включили в учебную программу школы.
Личная жизнь
Мария пережила сложные времена. Она потеряла близких людей один за другим: кто умер, кого расстреляли, а кого отправили в эмиграцию. Личная жизнь актрисы была тоже тяжела – она родила дочь в тюремной больнице в 1949 году от польского инженера Яна Волконского, которого вскоре расстреляли. Ребенка она назвала Радислава (Рада), так же, как одну из героинь рассказа «Макар Чудра» Максима Горького. Когда Рада была двухлетней, ее отделили от матери, и девочка выросла в Есауловском детдоме Красноярского края.
Матерь Радиславы вспоминала историю ее рождения. Когда вожатые узнали о беременности Капнист, они настаивали на аборте, но женщина отказалась. Ее подвергли пыткам, обливали холодной водой, но она все выдержала. Радислава удивлялась, как ее мать вообще выжила. Потом Капнист избила одного из надсмотрщиков, который издевался над женщинами.
Рада родилась крупной, поэтому девочке прибавили год при регистрации. Изменили и отчество, записав Олеговной вместо Яновны. Видимо, многое пришлось пережить Капнист, нужно было до конца довести человека.
В 1956 году Марию Капнист освободили, однако она не смогла забрать дочь из-за отсутствия работы, жилья и плохого здоровья. Рада уже привязалась к подруге матери – Валентине, и отказывалась признавать свою настоящую мать. В результате Раду удочерила Базавлук, сохраняя ее прежнюю фамилию. В детском доме Радислава была записана под другой фамилией, однако Валентине удалось вернуть ей ее настоящую фамилию – Капнист. Отношения между мамой и дочкой постепенно налаживались, и когда Рада стала подростком, она поняла и простила свою мать.
В течение всей своей жизни Мария была близка с Георгием Холодковским, которого звала просто — Юл. Первый раз он увидел ее еще в детстве, а свои романтические чувства он испытывал к ее старшей сестре Елизавете. После смерти сестры Георгий разорвал все отношения с семьей Капнист. Однако спустя десять лет они встретились в Петербурге, и это событие изменило их обоих.
Между молодыми людьми возникла любовь, и вскоре Мария оказалась в тюрьме. Во время ее заключения Георгий поддерживал ее посылками с воли.
Радислава утверждала, что он был единственным, кто протянул Марии руку помощи, несмотря на опасность для своей жизни. Узнав о рождении любимой дочери, он не отвернулся от Марии и продолжал помогать ей. Возможно, после освобождения Марии у них было бы все по-другому, но женщина была слишком обидчива, чтобы простить Георгия.
Холодковский встретил Капниста на вокзале после его освобождения из лагеря. Он был таким же красивым и молодым, а Мария выглядела как старуха. Он принес большой букет цветов, прошел мимо несколько раз, но не узнал в изможденной старухе свою любимую. Когда все пассажиры разошлись, он подошел к ней, отдал цветы, сказал, что не увидел ожидаемого человека, и почти ушел.
И если бы Мария не привлекла его внимание, он бы и ушел. Ее внешний вид шокировал Георгия.
На протяжении всей своей жизни они испытывали нежные чувства друг к другу. Георгий предлагал Марии выйти за него замуж, однако она постоянно отказывала.
Мария проводила время в подземельях лагерей, и после этого у нее возникла навязчивая боязнь замкнутого пространства, которая преследовала ее до конца жизни. Она никогда не решалась пройти по подземному переходу, и однажды случилась трагедия. В октябре 1993 года актриса пыталась перейти Проспект Победы, наиболее оживленную улицу в Киеве. Ее сбил автомобиль, и Мария получила серьезные травмы, которые привели к отеку легких.
Мария Капнист ушла из жизни 25 октября 1993 года, умерла в Александровской больнице в Киеве. Она была похоронена на семейном кладбище Капнистов в деревне Великая Обуховка на Полтавщине. Из пятерых детей семьи, брат Марии, Григорий, прожил дольше всех, ушел из жизни в 1976 году.
В 2007 году была основана общественная организация под названием «Фонд памяти Капнистов». На пост главы организации была назначена дочь Марии Капнист – Радислава. В сентябре 2014 года на доме, где жила актриса, была установлена мемориальная доска. А в ноябре 2018 года одна из улиц Киева была названа в честь Марии Капнист.
Избранная фильмография
- 1956 — Одна ночь
- 1959 — Иванна
- 1960 — Вдали от Родины
- 1961 — За двумя зайцами
- 1962 — Мы, двое мужчин
- 1963 — Серебряный тренер
- 1964 — Ключи от неба
- 1965 — Нет неизвестных солдат
- 1967 — Война и мир
- 1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика
- 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака
- 1969 — Сыновья уходят в бой
- 1970 — В тридевятом царстве…
- 1970 — Олеся
- 1970 — Мир хижинам, война дворцам
- 1971 — Где вы, рыцари?
- 1972 — Руслан и Людмила
- 1973 — Старая крепость
- 1974 — Бронзовая птица
- 1976 — Табор уходит в небо
- 1978 — Квартет Гварнери
- 1979 — Цыган
- 1982 — Возвращение Баттерфляй
- 1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа
- 1983 — Вечера на хуторе близ Диканьки
- 1984 — Шанс
- 1984 — Иванко и царь Поганин
- 1986 — Золотая цепь
- 1987 — Прощай, шпана замоскворецкая…
- 1988 — История одной бильярдной команды
- 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура
- 1988 — Поляна сказок
- 1989 — Искусство жить в Одессе
- 1990 — Ведьма
- 1991 — Анна Карамазофф
- 1991 — Меченые
- 1992 — Белые одежды
- 1992 — Сердца трёх
- 1994 — Тёмные воды