Мария Монтессори, итальянская врач и педагог, разработала уникальную педагогическую систему, основанную на идее свободного воспитания.
Как отметил Антуан де Сент-Экзюпери, наше детство оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Монтессори очень хорошо осознавала это и создала систему воспитания, которая не имеет себе равных в мире. Ее удивительный метод позволяет развивать не только здоровых детей, но и тех, у кого есть отклонения. Эта система продумана, технологична и уникальна, способствуя развитию интеллекта, и до сих пор используется во многих странах.
Детство
31 августа 1870 года в городишке Кьяровалле появилась на свет Мария Монтессори, единственный ребенок крупного чиновника Алессандро Монтессори и его жены Ренильды. По материнской линии предки Марии были учеными и священниками Стоппани. Сама мама занималась обучением своей любимой дочери.
Девочка училась с легкостью, особенно ей нравилась математика. Если ее мама брала ее с собой в театр, она всегда брала учебник и продолжала решать задачки во время представления, находя нестандартные решения для каждой из них. Ее мечтой было поступить в техническую школу, но там учились только мальчики, ни одна девочка не могла туда попасть. Однако благодаря своей настойчивости Марии удалось одержать победу — родители поддержали ее, и в возрасте двенадцати лет ей разрешили поступить в это учебное заведение. Она успешно заканчивает школу, и тогда она принимает решение, что в будущем будет бороться за равные возможности образования для всех, вне зависимости от пола.
В 1890 году Монтессори начала серьезно заниматься естествознанием и стремилась стать детским врачом. Но столкнулась со сложностями из-за того, что университеты и медицинская практика были доступны только мужчинам. Ее отец пытался отговорить ее от этой идеи и даже не разговаривал с ней некоторое время. Но Мария была настойчивой и целеустремленной, и, в конце концов, добилась своей цели. Сначала ее приняли как свободного слушателя, но затем, поразившись ее успехам, преподаватели зачислили девушку в студенты.
Для Монтессори учиться было тяжело. Она проводила практику в морге ночью, когда все были дома, чтобы избежать насмешек однокурсников. Ее отец не разговаривал с ней и не давал денег на обучение, поэтому она нашла работу в клинике для детей с патологиями развития. Никто не занимался этими детьми, поэтому она разработала систему, в которой дети могли бы познать мир и быть готовы к жизни взрослых еще в детском возрасте.
Когда Монтессори защищала свой диплом, ей пришлось прочитать лекцию. В этот день её отец случайно зашёл в университет и увидел, как после её выступления дочь была аплодирована, и как публика и преподаватели были восхищены её выступлением. Алессандро, наконец, простил свою дочь, и между ними наступило примирение. Благодаря своему упорству Мария снова достигла своей цели — она стала первым доктором-женщиной в стране. Биография молодого специалиста началась с работы в клинике Сан-Джовани, где её взяли на должность ассистента. Одновременно с этим она вела частную практику по медицине. Мария читала интересные лекции, которые были опубликованы в изданиях Европы.
В период с 1897 по 1898 год Мария посещает занятия по педагогике, изучает научные труды по восприятию и воспитанию детей. Среди ее пациентов появились умственно отсталые дети, и чтобы научиться работать с ними, Мария изучает книги двух французских ученых – Эдуарда Сегена и Жана-Поля Гаспара Итара. Она переводит их работы на итальянский, переписывает шестьсот страниц исключительно вручную, и заполняет несколько толстых тетрадей. Работы французов становятся отправной точкой для нее, мотивацией к продолжению работы с трудными пациентами. Из работ Сегена она усваивает одну истину – специальная методика может помочь из сотни идиотов сделать 25 полноценных людей.
Мария Монтессори успешно достигла первых побед в своей системе обучения, когда её учеников допустили к обычным экзаменам их результаты превзошли результаты обычных детей из начальной школы в Риме. Это позволило правительству страны создать Ортофренический институт для подготовки педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми. В 1898 году Мария была назначена руководителем этого института, где она работала до 1900 года.
В 1901 году Монтессори поступает в Римский университет, где изучает философию, экспериментальную психологию и педагогическую антропологию. Она становится главой кафедры антропологии и начинает работу над научным трудом под названием «Психологическая антропология». Также она выступает с лекциями на тему «Истинное обучение – помощь, а не осуждение. Оно дает ребенку энергию, а не лишает его сил».
Благодаря поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, Мария Монтессори открывает «Дом ребенка» — первую школу, где учились нормальные, хотя и запущенные дети. С тех пор и в течение последующих 45 лет она занимается воспитанием и обучением здоровых детей.
Образовательное учреждение «Дом ребенка» основано на принципах Монтессори. Здесь созданы условия, чтобы дети разных возрастов чувствовали себя комфортно. Педагоги используют материалы для обучения математике, сенсорике и языку, которые доступны в единственном экземпляре. Мария наблюдала, как дети с большим усердием и энтузиазмом занимаются. Она видела, что правильные решения приходят к детям на инстинктивном уровне, который присущ каждому человеку по природе, и этот инстинкт помогает им активизировать энергию и энтузиазм, благодаря чему дети выполняют задания, решить которые нельзя с помощью обычных педагогических методов.
Монтессори призывает к пониманию естественного развития ребенка, к использованию уникальной обучающей среды и к любви и уважению к ребенку.
В 1909 году Мария организовала первый международный учебный семинар, на котором присутствовали более сотни педагогов из разных стран. Также она выпустила свою новую работу под названием «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга стала всемирно известной, ее перевели на все основные языки, включая русский.
В 1913 году лекции Монтессори прозвучали на территории Америки, что привело к созданию Монтессори-ассоциации в Вашингтоне. Эту организацию инициировал изобретатель Александр Белл вместе со своей супругой, а заботу о ней взяла на себя дочь американского президента Вильсона.
Позднее Мария снова посетила Штаты и выступила в «Карнеги-холле». За это ее наградили двумя золотыми медалями Панамско-Тихоокеанской выставки.
Татьяна Сухотина-Толстая, дочь Льва Толстого, посетила «Дом ребенка» в 1910 году и отметила соответствие педагогических идей своего отца. В 1914 году группа российских общественных деятелей, посланных Российским министерством народного образования, также посетила школу, включая Юлию Фаусек, которая помогла внедрить метод Монтессори в России.
В 1922 году Мария по приказу правительства Италии стала государственным инспектором школ. В 1929 году она вместе с сыном Марио основала Международную Монтессори Ассоциацию (АМИ), которая продолжает свою работу и по сей день.
В 1934 году Мария была вынуждена навсегда покинуть свою родину из-за конфликта с фашистским правительством Муссолини. Ее американские друзья предлагали ей убежище, но женщина не желала привязываться к определенному месту, она считала себя человеком мира.
Сначала Монтессори отправляется в Испанию, затем в Нидерланды, а во время Второй мировой войны она проживает в Англии. Однако ей приходится уехать из-за того, что она была гражданкой Италии, враждебного государства. В это время индийское теософское общество приглашает Монтессори и ее сына на семь лет. Мария проводит лекции в Мадрасе, Карачи, затем в Кодайканале, где позднее открывает свою школу. Известная педагог считает, что именно в Индии ее метод наиболее соответствует духовному миру местных жителей. Именно в это время она начинает разрабатывать программу обучения детей в возрасте от 6 до 12 лет, будущий этап развития.
Слова Монтессори, обращенные к человечеству, звучат следующим образом: «Проблема заключается в том, что взрослые хотят быть в центре внимания цивилизации. Если власти обратят внимание на детей, заглянут в детскую душу, то возможно, нам удастся создать мирный мир. Образование является оружием мира».
После войны Монтессори переехала в Нидерланды. В 1952 году она опубликовала свою последнюю работу под названием «Разум ребенка». Мария не только основала новый метод обучения, где акцент делался на развитие детей в первые три года жизни, но и постепенно внедрила взрослым мысль о том, что дети – отдельная категория!
Личная жизнь
Умная и красивая Мария могла бы легко устроить свою личную жизнь, но она посвятила большую часть времени педагогике. Мария никогда не вступила в официальный брак, хотя у неё был любимый человек — доктор Джузеппе Монтесано. Они работали вместе в римской психиатрической клинике, и он стал отцом её единственного сына Марио, родившегося в 1898 году. Они не поженились из-за противодействия матери жениха, Марио был считался незаконнорожденным. Католическая Италия не одобряла такие отношения, и ситуация была сложной как для Марии, так и для её сына. Поэтому было принято решение отдать его на воспитание в обычную деревенскую семью, где мальчик прожил до десятилетнего возраста. Только после этого Мария смогла забрать сына и больше никогда не расставаться с ним. Марио продолжил дело матери и стоял во главе АМИ до 1982 года, до своей смерти. Благодаря ему подобные ассоциации открылись и существуют по сей день в Италии, Германии, России, Франции, и Китае.
В настоящее время наша планета населяется тысячами школ Монтессори. В 1988 году ЮНЕСКО приняло решение внести имя Марии Монтессори в список педагогов, которые внесли значительный вклад в развитие педагогической мысли в 20-м веке. Теперь ее имя уравнивается с именами таких педагогов, как Джон Дьюи, Георг Каршенштецнер, Антон Макаренко.
Смерть
Жизненный путь Марии Монтессори завершился 6 мая 1952 года, когда она ушла из жизни в Ноордвик-ан-зее, Голландия.