Марина Цветаева написала большинство своих стихов в периоды глубокой душевной боли. Несмотря на свой гениальный талант, она была просто женщиной, жаждавшей любви и простого счастья. Она была сильной и открытой, отражая в своих стихах все, что было близко ей как женщине. Некоторые ее знакомые считали ее надменной и неискренней, но это было прямо противоположно ее поэзии. Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя возможно он зашифрован в ее словах: «Я – лунатик двух темных лун».
Марина Цветаева останется навсегда в памяти истории мировой поэзии 20-го века. Не только её любовные стихи, но и её проза стали национальным достоянием. Многие из её произведений были усопами еёмузыкальные и стали романсами.
Детство и юность
Марина Цветаева появилась на свет 8 октября 1892 года в Москве, в день памяти апостола Иоанна Богослова, что нередко отражалось в ее стихах. Ее отец, Иван Цветаев, был известным искусствоведом и профессором Московского университета, а ее мама, Мария Мейн, была пианисткой, обучавшейся у Николая Рубинштейна. В 1894 году появилась на свет младшая сестра Марины — Анастасия. Родители передали свою любовь к искусству дочерям: мама учила Марину играть на фортепиано, а отец занимался с ней изучением иностранных языков и чтением хорошей литературы.
Девочка провела много времени с мамой за пределами России, поэтому она в совершенстве владела не только своим родным языком. Она хорошо знала немецкий и французский языки. Когда ей было 6 лет, она начала сочинять свои первые стихотворения, и делала это на французском языке. Сначала ее отправили в московскую частную женскую гимназию, а после окончания учебы она уехала в интернат для девочек в Германии и Швейцарии. В 16 лет Марина заинтересовалась старофранцузской литературой и даже начала посещать лекции в Сорбонне, но бросила обучение на половине пути.
Ее первые стихи были опубликованы под названием «Мусагет». В то время у нее появились друзья среди столичных символистов, и она посещала все занятия в кружках и студиях при этом агентстве.
После нескольких лет в Праге они переехали в Берлин, а потом, спустя три года, окончательно обосновались в Париже. Ее мужа обвиняли в том, что он участвовал в заговоре против сына Троцкого, что он шпион и агент НКВД. Это тяжело давило на Цветаеву, ее душа тянулась обратно домой. Она поняла, что не сможет долго задержаться в эмиграции, родина навсегда привязала ее к себе.
Поэзия
Творческий путь Марины Цветаевой начался в раннем детстве, с ее первых стихов, написанных в шесть лет. Первая книга поэзий была опубликована в 1910 году и названа «Вечерний альбом». Она содержала стихи, написанные во время учебы в школе. Ее творчество было оценено известными литераторами того времени, особенный интерес проявили Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв, супруг Анны Ахматовой, и Валерий Брюсов, считавшийся основоположником русского символизма. Воодушевленная первым успехом, Цветаева начала писать прозу – статью «Волшебство в стихах Брюсова». Стоит отметить, что первые книги Цветаева издавала за счет собственных средств.
Сразу после публикации первого сборника поэзий Марины вышел второй – «Волшебный фонарь», а затем и третий, получивший название «Из двух книг». Перед Октябрьской революцией поэтесса посетила город Александров, где жила ее сестра с мужем. Все стихи, написанные в тот период, были посвящены родным и любимому городу, и этот отрезок ее жизни специалисты назвали «Александровское лето Цветаевой». Этот период также совпадает с публикацией ее стихотворений — «Стихи о Москве» и «К Ахматовой».
Во время Гражданской войны Цветаева проявляла большее сочувствие к белогвардейцам, хотя ей было неприемлемо само разделение родины по цветам.
В то время Марина ТвеТаева творила стихи, которые впоследствии были включены в сборник «Лебединый пруд». Она также стала автором поэм «Младенец Егор», «Царевна», «На красном жеребце», и выпустила несколько романтических пьес. В 20-х годах, когда она уже находилась за рубежом, Цветаева написала две крупные работы, которые назвала «Поэма о Горах» и «Поэма о Конце». В ее художественном наследии эти поэмы занимали важное место. Множество ее стихов, написанных в эмиграции, так и остались неопубликованными. Последней вышедшей книгой стал сборник под названием «После России», в котором собраны стихи поэтессы, написанные до 1925 года. Вопреки тому, что она постоянно творила, этот процесс был никогда не прекращающимся.
Иностранцам больше нравилась проза, которую писала великая поэтесса. Она выпустила книги «Мать и музыка», «Мой Пушкин», «Дом у Старого Пимена» и написала ряд статей о творчестве Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Михаила Кузмина. Ее стихи не были так популярны за рубежом, хотя в это время она написала цикл стихов «Маяковскому». Его смерть сильно повлияла на поэтессу. Ее стихи тех лет отражают это потрясение, растерянность и боль.
Личная жизнь
Марина встретила своего супруга Сергея Эфрона в 1911 году благодаря знакомству с Максимилианом Волошином, когда он проживал в своем доме в Коктебеле. Через полгода молодые люди поженились и вскоре стали родителями дочери Ариадны. В личной жизни Цветаевой также были другие мужчины, в чьи руки попало ее ранимое сердце. У нее был роман с поэтом Борисом Пастернаком, который длился целых десять лет, и даже ее эмиграция не помешала этим отношениям.
Время, проведенное в Праге, было ознаменовано новым, достаточно бурным романом. В этот раз наша героиня обратила внимание на юриста и скульптора Константина Родзевича. Их отношения длились около полугода. За это время она создала «Поэму Горы», вдохновленную своим возлюбленным, и передающую всю глубину ее чувств к нему. Позже выяснилось, что он уже имеет невесту, и Марина даже помогла ей выбрать свадебное платье. Так завершился этот страстный роман.
В частной жизни великой поэтессы было место не только для мужчин. В 1914-ом году, еще до того, как Марина отправилась в эмиграцию, в ее жизни появилась София Парнок – поэтесса и переводчик. Они встретились на одном из собраний литературного кружка, и быстро подружились. Но дружеские отношения вскоре выросли в роман.
Имея вдохновение от новых эмоций, Цветаева написала целый цикл стихов, названных «Подруга», и посвятила их Софии. Скоро эта связь стала известна широкой общественности.
Муж узнал о новом увлечении жены, начал ревновать страшно, устраивал скандалы Цветаевой, и после этого Марина решилась бросить его и уйти к Парнок.
Они были вместе до 1916 года, затем отношения прекратились, Цветаева вернулась к мужу и в 1917 году родила еще одну дочь – Ирину. Она описала свою необычную связь с поэтессой очень просто и емко. Она сказала, что любовь между женщинами это дикость, а любить только мужчин – очень скучно. Но свои отношения с Софией она назвала «первой катастрофой в жизни».
Когда у Ирины родилась дочь, жизнь поэтессы превратилась в череду неудач. В стране началась революция, муж уехал за границу, денег не было, их мучил голод. К тому же ее старшая дочь, Ариадна, тяжело заболела. Ирина вынуждена была принять трудное решение и отдать ее в детский приют в Кунцево, подмосковном городе. К счастью, Ариадне удалось поправиться, но ее младшая сестра Ирина умерла от голода в возрасте всего трех лет.
В 1925 году Марина Цветаева вновь стала матерью, у нее родился сын Георгий, но домашние ласково называли его «Мур». Вскоре семья переехала в Париж. Георгий также не имел крепкого здоровья, он был очень хрупким и болезненным. Но это не помешало ему уйти добровольцем на фронт, откуда парень уже не вернулся. Он погиб летом 44-го и похоронен под Витебском, в братской могиле. Ни у Ариадны, и у Георгия не было детей, поэтому у поэтессы с мировой славой не осталось прямых потомков.
Смерть
Во время переезда семьи Цветаевой в другую страну, они столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. В это время Сергей был уже болен и не мог работать, а Георгий только что появился на свет. Ариадна пыталась заработать, вышивая шляпки, но это не приносило достаточного дохода. Единственным источником денег для семьи были небольшие гонорары за произведения, которые платили Марине за ее прозу и эссе. Марина понимала, что семья медленно умирает от голода, поэтому решилась обратиться в посольство СССР. Все взрослые члены семьи подали прошение о возвращении на Родину.
В 1937 году разрешили вернуться Ариадне, после шести месяцев бегства из Парижа, потому что над ним висела угроза ареста. Его обвиняли в участии в политическом убийстве. Немного времени спустя вернулись Цветаева и Георгий. Но радость от встречи с родиной скоро стала настоящей трагедией. Сначала арестовали Ариадну, а после нее и Эфрона. Всего Ариадна отбыла в лагерях пятнадцать лет и была реабилитирована в 1955 году. А вот для мужа поэтессы ждала иная участь – его расстреляли в октябре 1941 года.
Однако Марина не узнала об этом горьком конце. В начале Великой Отечественной войны Цветаева и Георгий были отправлены в Елабугу. Они нуждались во временной регистрации, и для этого им нужно было найти работу. 28 августа 1941 года Марина написала заявление на должность посудомойки. И через 3 дня она покончила с собой в доме, куда их поселили вместе с сыном. Цветаева оставила три предсмертные записки. В одной из них, адресованной ее возлюбленному «Муру», она просила прощения за свой поступок, выражала свою безграничную любовь к нему и утверждала, что это будет лучше для всех. Во второй записке, адресованной эвакуированным, она просила помочь ее сыну. А третью она написала для тех, кто будет участвовать в ее похоронах.
Марина Цветаева была похоронена в городе Елабуга 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище. Из-за военных действий местоположение ее могилы осталось неизвестным. В южной части кладбища ее сестра Анастасия обнаружила четыре неизвестные могилы, датированные 1941 годом, и установила между ними крест с надписью о месте захоронения поэтессы Цветаевой. Это произошло в 1960 году, и спустя десять лет крест был заменен гранитным надгробием. Анастасия прожила долгую жизнь и, достигнув возраста за 90, заявила, что камень установлен в точном месте захоронения ее сестры, и нет никаких сомнений в этом.
В соответствии с православной традицией, суицидальных людей не отпевают, однако по особому разрешению епископа можно провести этот обряд. В 1991 году, в день пятидесятой годовщины ее смерти, патриарх Алексий провел церемонию отпевания. Обряд состоялся в храме Вознесения Господня у Никитских ворот в Москве.
Память о великой поэтессе сохраняется в множестве музеев и памятников, открытых в различных городах России, а также в странах бывшего Советского Союза и за ее пределами.
Творчество поэтессы
Подборки поэзии
- 1910 — «Вечерний альбом»
- 1912 — «Волшебный фонарь»
- 1913 — «Из двух книг»
- 1913 — «Юношеские стихи»
- 1922 — «Стихи к Блоку»
- 1922 — «Конец Казановы»
- 1920 — «Царь-девица»
- 1921 — «Вёрсты»
- 1921 — «Лебединый стан»
- 1922 — «Разлука»
- 1923 — «Ремесло»
- 1923 — «Психея. Романтика»
- 1924 — «Молодец»
- 1928 — «После России»
Поэмы
- Волшебник
- На Багровом Коне
- Стихотворение Огня
- Стихотворение Конца
- Крысолов
- С морским ветром
- Попытка комнаты
- Стихотворение Лестницы
- Новогоднее стихотворение
- Стихотворение Воздуха
- Рыжий бык
- Перекоп
- Сибирская степь
- «Размышления о жизни»
- «Свободный дух»
- «Вдохновение Пушкина»
- «По следам Пушкина и Пугачёва»
- «Искусство и честность»
- «Поэзия и время»
- «Эпос и лирика в современной литературе»
- «Материнская любовь и музыка»
- «Волшебство материнства»
- «История посвящения»
- «Уютный дом у Старого Пимена»
- «История о Соне»
Драма
- Красный валет
- Снежная буря
- Удача
- Путешествие
- Пьеса о Мэри
- Каменный ангел
- Феникс
- Ариадна
- Федра