Марина Лаврентьевна Попович была военной летчицей в советское время. Она славилась как испытатель новых моделей самолетов. За свои подвиги она была удостоена медалей и орденов «За отвагу» и «Мужество».
Детские годы
Марина Попович, известная также под девичьей фамилией Васильева, родилась в удаленном хуторе Леоненки, расположенном в Велижском районе Западной области, ныне известной как Смоленская. Даже в биографии нет точной даты ее рождения. Причина отсутствия этой информации неизвестна, но некоторые исследователи указывают, что это произошло во второй половине июля 1931 года, в то время как другие утверждают, что Марина Лаврентьевна появилась на свет 12 июля 1937 года.
У родителей Ксении Логиновны и Лаврентия Федосовича было еще пятеро детей помимо их дочери. Когда Марина была еще ребенком, погибла ее сестра Зоя, после чего она стала старшей среди оставшихся детей. По словам самой женщины, её отец занимался перегонкой плотов по Западной Двине и отлично играл на скрипке. Сама Марина со временем научилась играть на детских цимбалах. В семейном оркестре был также дядя, который аккомпанировал на баяне. Вся семья надеялась, что Марина в будущем посвятит себя музыке.
Однако вот такую карьеру выбрала ее сестра Валентина, которая закончила консерваторию и стала дирижером в театре. А вот карьеру летчика ей посоветовали братья мамы, которые сами были пилотами. В начале Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Новосибирск. Через много лет, Марана Лаврентьевна вспоминала, как они жили на своем хуторе и их начали бомбить. Двоюродные братья ушли в партизаны. «Память о войне, сильная вещь. Я помню, как хотелось мести. Возможно, именно поэтому желание летать со мной осталось».
Инструкторов смущал не только рост, но и пол Марины, которая решила поступить в авиационное училище после окончания войны. В то время как женщины стали редкостью в авиации из-за смены простых моделей самолетов на реактивные, Марина не побоялась и пошла за своей мечтой. Она сделала себя старше на шесть лет, чтобы поступить в учебное заведение, и обратилась за помощью к заместителю председателя Совета министров Ворошилову. Благодаря полученному разрешению, Марина осуществила свою заветную мечту и стала летать.
В 1948 году Марина Попович совершила свой первый полет на Ут-2 в качестве курсанта. Через три года она получила документы об окончании Новосибирского авиационного техникума и приступила к работе на заводе имени «Коминтерна», где занималась сваркой и технологией производства.
В 1954 году девушка закончила Саранскую летную школу, специализируясь на профессии «летчик-инструктор». После окончания обучения она преподавала в этой же школе несколько лет, и только в 1958 году перешла работать в аэроклуб имени Чкалова, где ей было предложено занять должность летчика-инструктора.
Начиная с 1960 года, девушке было разрешено учиться на пилотирование реактивных самолетов, и хотя только в качестве ученика. За короткий срок летчица овладела всеми навыками, и вскоре стала единственной женщиной в Советском Союзе, получившей звание летчик-испытатель первого класса в гражданской авиации.
Желая быть лучшей во всем, Марина не боялась участвовать в конкурсе на включение в отряд космонавтов среди женщин. В 1962 году она прошла стандартный медицинский отбор и была включена во вторую группу. Однако, к сожалению, ее так и не выбрали для космических испытаний. В 1963 году Марину Лаврентьевну приняли в Вооруженные Силы на должность транспортного летчика в одном из эскадрилий. Через год она уже была летчиком-испытателем и командиром самолета Ан-12 в Военно-Воздушных Силах. В 1966 году ей официально выдали диплом Высшего авиационного училища.
Достижения
Имя Марины Лаврентьевны Попович навсегда останется в истории авиации. Она стала первой женщиной, которая смогла преодолеть звуковой барьер, управляя истребителем МиГ-21. Именно за этот подвиг её коллеги прозвали «мадам МиГ».
В 1965 году Марина Попович установила новый мировой рекорд по скорости полетов на самолете «РВ». Она пролетела расстояние в две тысячи километров со средней скоростью 737 километров в час.
20 сентября 1967 года она побила рекорд, установленный американкой Жаклин Кокран. Маршрут полета ее пилотируемого самолета проходил от Волгограда до Москвы, затем в Астрахань и снова возвращался в Волгоград. Всего 2510 километров, что на 344 километра больше маршрута американской летчицы.
У Марины Попович всего десять установленных рекордов, которые она достигла, будучи командиром воздушного судна АН-22 гиганта «Антей». Последний рекорд женщина установила, преодолев вместе с командой более 1000 километров со средней скоростью 600 километров в час. При этом на борту был груз в пятьдесят тонн.
До 1978 года Марина Лаврентьевна работала в авиационном НИИ, расположенном в городе Владимирск.
С 1984 года президент «Версто», летной ассоциации в Тушино, является. Некогда возглавляла «Конверст Авиа» авиакомпанию в отрасли авиации. Также участвует в движении «Надежда России». Есть профессором в Национальной академии физической культуры имени Лесгафта.
Личная жизнь
У Марины было два важных момента в ее личной жизни, связанных с мужчинами. Она вышла замуж за известного летчика-космонавта Павла Поповича в 1955 году. Однако восьмидесятые годы принесли развод, неожиданный для многих. У этой пары уже родились две прекрасные дочери, Наталья и Оксана.
Борис Жихорев стал вторым мужем Марины Лаврентьевны. Он также был летчиком военной авиации и генерал-майором в отставке.
Последние годы Марина с семьей прожила в Краснодарском крае. В 2013 году они приобрели участок земли и построили свой дом. Женщина продолжала активный образ жизни и участвовала во многих местных мероприятиях.
Утром 30 ноября 2017 года у Марины внезапно стало плохо, и ее госпитализировали в Краснодарский кардиологический центр. В этот же день она ушла из жизни.
4 декабря 2017 года она была проводится на последний путь со всеми воинскими почестями на Федеральном мемориальном военном кладбище.
Награды
Марина Попович была награждена орденом «Трудового красного Знамени» в 1985 году, а также «Знаком Почета» в 1958 году. В 1972 году ей была вручена золотая медаль авиации.
В 2004 году женщина была удостоена Национальной премии за свои достижения в сфере спорта и получила звание «Олимпия».