Марина Раскова – женщина-летчица, которая была удостоена звания Герой Советского Союза за свои подвиги. Она участвовала в установлении рекорда по дальности беспрерывного полета на самолете АНТ-37, который назывался «Россия». Она также командовала первым в истории женским авиационным полком по имени «Ночные ведьмы».
Во время Великой Отечественной войны, смелые женщины сражались плечом к плечу с мужчинами, демонстрируя свою преданность Родине. Марина Раскова считалась одной из таких героинь, которая возглавила воздушное сопротивление авиации врагов.
Она лично знакома с Иосифом Сталиным и смогла убедить его в необходимости создания авиаотрядов, состоящих исключительно из женщин. Благодаря ее безграничной храбрости и преданности, Марина Раскова была высоко оценена советским народом и удостоена звания Герой Советского Союза, завоевав при этом любовь миллионов своих соотечественников.
Детство и юность
28 марта 1912 года в Москве появилась на свет Марина Раскова, родная дочь оперного певца Михаила Дмитриевича. Ее отец был членом творческого сообщества столицы, исполняя партии в театре и преподающую музыку. Он вдохновил Марину на изучение музыки и стал ее учителем.
У Марины было все, чтобы стать оперной певицей, но после трагической гибели отца ее судьба приняла другой поворот.
В 1919 году музыканта оказался под колесами мотоцикла, получив тяжелые травмы. Его жена Анна Спиридоновна осталась одна с двумя детьми и вынуждена была тянуть их на скромную учительскую зарплату. Чтобы помочь матери, Марина и ее брат Рома устроились на работу, покончив с беззаботным детством.
Семнадцатилетняя Марина пришла на Бутырский химический завод, где познакомилась с будущим мужем – инженером Сергеем Расковым. Чтобы помочь матери, вышла за него замуж и создала свою семью.
Служба в авиации
В начале 1930-х Раскова вернулась с декретного отпуска и присоединилась к лаборатории Военно-воздушной академии имени Жуковского. Здесь она окончательно осознала, что ее призвание не связано с музыкой и семейной жизнью, а с авиацией. Первый взгляд на огромный «железную птицу» буквально воспламенил ее мечту попасть за штурвал.
С поставленной целью научиться летать любой ценой, лаборантка поступила в заочное отделение Ленинградского института воздушного флота. В 1934 году она получила удостоверение штурмана, а через год, окончив дополнительные курсы, стала летчицей.
В это время в стране происходил настоящий подъем в авиастроении и пилотировании самолетов. Великими героями того времени были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов, исполнявшие невероятные фигуры пилотажа в воздухе. Женщины также решили не отставать и вскоре страна могла гордиться достижениями Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.
В 1938 году этот отважный женский летчик стал обладателем мирового рекорда по дальности полета, пролетев на самолете «Родина» (АНТ-37) целых 26 часов без остановок и пересадок. Маршрут от Москвы до Дальнего Востока превышал 6,5 тысяч километров.
В этом же году Марина Михайловна присоединилась к Красной Армии и начала служить в НКВД. К 1941 году она уже была старшим лейтенантом.
Когда вражеские войска вторглись на территорию СССР, вся страна встала на защиту родины. Марина Михайловна имела личное знакомство с генсеком Сталиным, благодаря чему ей удалось организовать женские авиаполки Як-1, По-2 и Пе-2. Народ прозвал боевую часть По-2 «Ночные ведьмы», и этот титул вскоре стал символом самой Расковой.
Женщина не могла сразу участвовать в боевых вылетах из-за множества организационных вопросов. Она руководила авиационным полком Пе-2, в котором было тридцать старых самолетов Су-2. После настойчивых обращений к комиссару авиационной промышленности А. Шахурину Расковой удалось получить для своего подразделения двадцать новых самолетов.
Изучение новых машин заняло некоторое время, но уже в начале 1943 года полк Марины был полностью готов к участию в битве за Сталинград.
Когда отряд Расковой начал перелет в зону боевых действий, оказалось, что из-за технических неполадок два самолета не смогут продолжить путь. Но командир Ломанова и Губина не бросила их: сопроводив основную эскадрилью к Сталинграду, женщина вернулась, чтобы помочь своим боевым подругам. Летчицы отправились в путь на несколько дней позже запланированного.
Весной 1929 года Марина стала женой инженера Сергея Раскова. Немного позже у них родилась дочь Татьяна, но радостное семейное счастье не продлилось. Возможно, этот брак был заключен поспешно, и осознав это, Раскова решила развестись.
Расставание прошло гладко, без скандалов и конфликтов. Дочь осталась жить с отцом, так как её мать была полностью занята своей работой в авиации. Она продолжала видеться с маленькой Таней, у них даже сохранилось совместное фото из 1938 года. Позже девушка вышла замуж и приняла фамилию Голенко.
Смерть
Вылет оставшихся самолетов был запланирован на утро 4 января, однако из-за сильного снегопада они взлетели только к обеду. Перед женской эскадрильей была густая облачность, но Марина Михайловна приказала продолжать движение вперед. Ее «железная птица» первой прорвалась сквозь пушистую белизну.
Сопровождавшие капитана Ломанова и Губина достигли места дозаправки без происшествий, в то время как самолет Расковой так и не появился.
Через три дня разбитый бомбардировщик командира авиаполка обнаружили в окрестностях Михайловки под Саратовом. Вместе с Мариной погиб весь экипаж — штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев, радист Николай Ерофеев. Позже на месте крушения установили мемориальную плиту.
Значение персоны с именем «Ночная ведьма» было велико – она символизировала женскую авиацию в советском союзе. Поэтому расследование обстоятельств ее гибели было возложено на Главную военную прокуратуру. Имеются документы экспертной комиссии, которые показывают, что общее время, проведенное Мариной Михайловной в полетах, составляло всего шестьдесят часов, что было недостаточно для справки с неблагоприятными погодными условиями. Другими словами, летчице просто не хватило опыта.
Решив не раскрывать грубую ошибку Марины Расковой, они пришли к выводу, что она должна остаться символом для миллионов советских граждан. Командира «Ночных ведьм» провели по последнему пути с полными почестями на Красной площади, рядом с могилами известных деятелей СССР.
За время своей службы в авиации одна из первых женщин-авиаторов была удостоена нескольких наград:
- медали «Золотая звезда»;
- нагрудного знака «Заслуженный сотрудник НКВД»;
- двух Орденов Ленина;
- ордена Великой Отечественной войны первой степени;
- звания Героя Советского Союза.
Интересные факты
- Экипаж «Родины» установил мировой рекорд по дальности полета и теперь направляется к новым достижениям. Во время перелета в Комсомольск-на-Амуре у самолета АНТ-37 закончилось топливо, что грозило штурманам серьезными наказаниями. Командир Валентина Гриздозубова отдала приказ о десантировании Расковой, которая благодаря этому оказалась в глухой тайге, где провела около десяти суток, имея в запасе лишь пару шоколадок.
- В советское время имя Расковой носили десятки улиц, площадей, образовательных учреждений. Впоследствии многие из них были переименованы обратно или названы новыми именами.