Марис Лиепа — биография, личная жизнь и причина смерти

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа был известным советским и латвийским артистом балета, также он был балетным педагогом и киноактёром. Его награды включают звание народного артиста СССР и Ленинскую премию. Он провел двадцать лет своей карьеры в Большом театре Союза Советских Социалистических Республик.

Марис Лиепа, бывший артист балета, был одним из немногих латвийских художников, чье имя было узнаваемо для жителей Советского Союза. Его выступления на сцене Большого театра запомнились зрителям его ролью романтичного Зигфрида в "Лебединое озеро" и неистового Красса в "Спартаке".

Детство

27 июля 1936 года в Риге появился на свет Марис-Рудольф Лиепа, сын оперного певца. Его отец, Эдуард Андреевич, работал в театре оперы и балета Латвийской ССР, что позволило Марису с самого детства познакомиться с внутренним устройством театра и тем, что представляет собой сцена. В доме его родителей часто бывал директор оперного театра Рудольф Берзиныш, который предложил ввести маленького Мариса в хор мальчиков в спектакле оперы «Кармен». Так началась сценическая карьера будущей звезды.

В детстве Марис был хрупким и болезненным ребенком. Чтобы укрепить его здоровье, мальчика отдали в балет. Хотя его мать, Лилия Лиепа, мечтала, чтобы он стал врачом, отцовское мнение имело решающее значение в этом вопросе.

В учебном заведении балетного искусства в городе Рига педагог и бывший солист балета Валентин Блинов увидел в Марисе потенциального танцора. Начинающий артист успешно продвигался в своей карьере, и уже в тринадцать лет ему доверяли роли во взрослых балетах. В спектакле "Бахчисарайский фонтан" он исполнял краковяк и мазурку, в "Дон Кихоте" – сегидилью, роль рабочего – в "Красном маке", мальчика-половца – в опере "Князь Игорь". В балете "Ромео и Джульетта" он танцевал партии Шута, друга Тибальда, слуги Монтекки и юноши из толпы.

Помимо занятий балетом, Лиепа также занимался плаванием и спортивной гимнастикой. В плавании он добился заметных успехов, и в какой-то момент стал даже чемпионом Латвии среди юниоров.

В 1950 году рижское училище прошло хороший тест своего профессионализма на Всесоюзном смотре хореографических училищ в Москве. На этот смотр были отправлены лучшие ученики, включая Лиепа. Во время мероприятия он выступил вместе с Галиной Ждановой и Иной Каруле, исполнив па-де-труа из "Щелкунчика" и мазурку под руководством Валентина Блинова. Видимо, юного танцовщика выделили, так как через три года он был приглашен на обучение в Московское хореографическое училище — Николай Иванович Тарасов набирал мужской класс.

С 1953 по 1955 год Марис Лиепа учился классическому танцу в одной из лучших учебных заведений страны, не пропуская ни одного занятия. Он всегда приходил за десять минут до начала. Для того чтобы обеспечить сына на время обучения, его родители продали дачу на Взморье, так как в училище ему не дали стипендию. В училище ему предсказывали будущее в исполнении характерного танца.

Но сам артист мечтал о большем. Он видел себя исполнителем главных партий, о чем свидетельствует его запись в дневнике: "Я буду танцевать принца Зигфрида в ‘Лебедином озере’".

На выпускном вечере, который состоялся 1 мая 1955 года на сцене филиала Большого театра (теперь это театр Оперетты), Марис Лиепа исполнил всю партию Щелкунчика, хотя готовили его к исполнению па-де-де из "Щелкунчика" и "Дон Кихота". Отличная техника исполнения и внешние данные привлекли внимание балетной критики. Хореографическое училище Лиепа окончил с отличием, но в Большой театр его не приняли, сославшись на указание сверху о том, что национальные кадры должны закрепляться на местах. Артисту пришлось вернуться в Ригу.

Спустя полгода Лиепа вернулся в Москву. Проходила декада латышского искусства. На этот раз он подготовил роль русского воина Никиты в балете «Лайма» композитора Альберта Лепиня и деревенского музыканта Тотса в балете «Сакта свободы» на музыку Адольфа Скулте.

Его выступление увидела и оценила Майя Плисецкая, которая предложила ему стать её партнёром на Днях русской культуры в Венгрии. Там, в Будапеште, Лиепа исполнил роль Зигфрида в дуэте с ведущей балериной советской страны. Однако на одной из репетиций он серьезно травмировал голень и отправился на лечение в Сочи. В это же время в городе гастролировал МАМТ им. К. Станиславского и Вл.

Немировича-Данченко. Находясь в лечебном санатории, его обнаружил художественный руководитель театра балетмейстер Владимир Бурмейстер и предложил работу в театре с зарплатой в две тысячи рублей. В 1956 году это были огромные деньги.

В Москве обосновался Лиепа. За период четырех лет работы в театре имени Станиславского он превратился в настоящую звезду балета. Его самыми известными ролями стали: Зигфрид и Конрад в «Корсаре», Лионель в «Жанне д’Арк», Синдбад в «Шехеразаде». Он приобрел огромное количество поклонников, его осыпали цветами, они поджидали его у входа, чтобы получить автограф.

На Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 года, Марис Лиепа получил золотую медаль в жюри балетного конкурса, председателем которого была выдающаяся балерина Галина Уланова.

В Большом театре Союза ССР, в конце концов, высоко оценили талант танцовщика. Летом 1960 года Лиепа был приглашен балетмейстером Леонидом Лавровским присоединиться к гастролям труппы театра в Польше. По возвращении Лавровский рекомендовал танцора руководству театра.

Перед тем как принять его в труппу, артиста пригласили на беседу, во время которой Лиепа не интересовался ни будущей зарплатой, ни обеспечением проживания; ему было важно только то, что он будет танцевать. Его скромность покорила руководство, и с осени 1960 года Марис Лиепа стал солистом Большого театра. Уже в первом сезоне он исполнил почти весь репертуар — от «Золушки» до «Спартака». Специально для него Лавровский поставил одноактный балет «Ночной город» на музыку Белы Бартока.

В 1963 году Лиепу начал преподавать мастерство танца в Московском хореографическом училище. За семнадцать лет работы он подготовил не одно поколение танцоров, которые стали победителями балетных конкурсов.

После того, как Юрий Григорович присоединился к театру в 1964 году, стиль спектаклей и репертуарная политика изменились. В новой версии «Спартака» Лиепу получил роль Красса, учитывая его уникальные танцевальные возможности. Успех спектакля превзошел все ожидания – в 1970 году театр был удостоен Ленинской премии за эту постановку. Критики признали Лиепу лучшим исполнителем роли Красса в советском балете.

В 1966 году Лиепу дебютировал в качестве балетмейстера, восстанавливая одноактный балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку Карла Вебера.

Артист Лиепа был восторженно встречен повсюду во время гастролей театра по всему миру. В английской прессе он был назван "Лоуренсом Оливье балетного мира".

В 1971 году Сергей Лифарь лично вручил Солисту Лиепе премию имени Вацлава Нижинского за его выступление в роли Альберта в балете "Жизель".

К сожалению, рано или поздно все заканчивается. В декабре 1978 года в газете «Правда» была опубликована статья Лиепы о жизни Большого театра, в которой он выразил свое негативное мнение о новой хореографии Григоровича. Важно было понимать характер управляющего художественной деятельностью. Артист никогда не простил критику, которую направил ему Лиепа.

Поэтому в последующие годы ему редко предлагали вести ключевые роли в новых танцевальных постановках. Он сыграл Вронского и Каренина в «Анне Карениной», Принца Лимона в «Чиполлино», а также Тотса и Солиста в постановке «Эти чарующие звуки» от Владимира Васильева.

28 марта 1982 года артист в последний раз исполнил свою роль Красса на сцене знаменитого театра, за что получил стоящую овацию от публики. Однако Лиепу уволили из театра по обвинению в «профнепригодности».

Впоследствии он неоднократно появлялся на творческих вечерах театра и продолжал вызывать яркую реакцию у зрителей.

Уход из Большого театра не сказался негативно на художнике. Он продолжал развиваться и проявлять новые черты своей многогранной личности. Какое-то время Лиепа работал балетмейстером и танцором в театре Бориса Эйфмана. Он исполнил партию Рогожина в спектакле "Идиот" и Солиста в "Автографы".

В 1981 году на IV Международном конкурсе артистов балета танцовщик был удостоен золотой медали.

С 1983 по 1985 год Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы Софийской народной оперы в Болгарии. Там он поставил "Дон Кихот" и "Спящую красавицу".

В 1986 году осенью артист пытался занять вакантное место балетмейстера в рижском театре оперы и балета, но ему отказали. Ни рекомендация бывшего главного балетмейстера Александра Лемберга, ни дружба с Раймондом Паулсом, министром культуры Латвии, не помогли.

Когда Лиепа решил создать свой собственный театр в Москве, министерство культуры дало разрешение. В начале марта 1989 года начался набор танцоров. Однако реализовать задуманное ему не удалось.

Кино

Снимаясь в кино, артист не ограничивался фильмами-балетами. Он впервые появился на экранах в 1959 году в небольшой роли в мелодраме «Ильзе» Рижской киностудии.

Замечательной стала его игра в фильме «Могила льва», основанном на белорусских легендах (1971 год).

В 1974 году был снят фильм по пьесе Константина Симонова «Четвёртый», в котором Лиепа сыграл роль приятеля главного героя, исполненного Владимиром Высоцким. В этом фильме он также сочинил философский хореографический номер под названием «Икар на три минуты».

В 1985 году вышел фильм «Детство Бемби», основанный на сказке Феликса Зальтена, где Лиепа сыграл роль отца Бемби. Его дочь, Илзе, также поучаствовала в съемках этого фильма.

Лиепа сыграл запоминающуюся роль полковника Валентайна Уолтера в пятом фильме цикла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне под названием «Двадцатый век начинается», вышедшем в 1986 году.

В своём дебютном фильме режиссёра Николая Бурляева, «Лермонтов», Лиепа сыграл роль императора Николая I в 1986 году.

Танцовщик сыграл еще множество небольших, но уникальных ролей в кино. Однако самыми запоминающимися работами остаются образы из фильмов-балетов.

В 1969 году на пике популярности вышел фильм «Гамлет», где Лиепы мощно и страстно исполнил роль героя.

Одним из ярких успехов танцора стал Хиггинс из фильма «Галатея» по пьесе Бернарда Шоу (1977 год) с участием неповторимой Екатерины Максимовой.

В 1978 году артист создал забавные образы в телевизионном фильме-спектакле «Бенефис Людмилы Гурченко».

После его смерти были выпущены два документальных фильма, «Поединок с судьбой» и «MARIS», рассказывающие о его любви к балету и внутреннем конфликте художника с жёстким диктатом времени.

Личная жизнь

Всегда вызывал интерес у фанатов личная жизнь великолепного танцовщика и обольстительного красавца. Несмотря на все его попытки скрыть эту сторону жизни, все равно она оказывалась на виду у всех.

Майя Плисецкая была первой супругой Мариса Лиепы. Их брак, заключенный в 1956 году, продержался всего три месяца.

Во время съемок фильма «Ильзе», артист встретил свою вторую жену. Маргарита Жигунова и Лиепа стали родителями двоих детей: сын по имени Андрис (родился в 1962 году) и дочь Ильзе (родилась в 1963 году). Имена детей пара взяла из фильма, где и познакомилась. Оба детей стали известными артистами балета.

В конце 1970-х годов Лиепа влюбился в молодую балерину по имени Нина Семизорова. Их роман был невозможно скрыть от окружающих, и в итоге Лиепа переехал жить к Нине в её маленькую комнату на улице Большая Спасская. Он оставил роскошную квартиру на улице Неждановой своей бывшей жене и детям, чтобы начать новую жизнь с Ниной. В 1985 году их брак закончился.

Лиепа имел гражданский брак с художницей по костюмам Евгенией Шульц. Он долгое время скрывал существование своей дочери Марии (родилась в 1979 году), чтобы избежать пятна на своей репутации в качестве артиста, поскольку она считалась незаконнорожденной.

Когда Лиепа был женат на Маргарите Жигуновой, у него завязался роман с Галиной Брежневой, дочерью генерального секретаря Леонида Брежнева. В течение пяти лет высокопоставленная поклонница артиста добивалась его расположения, ходила на все его выступления (всегда сидела на первом ряду), посылала ему цветы и дорогие подарки. Поскольку она была влиятельным человеком, Лиепе пришлось сдаться. Поговаривали, что Ленинскую премию театр получил не без её участия. Галина сама разорвала отношения, когда, встречая артиста в аэропорту, увидела своего возлюбленного в тёплых объятиях семьи.

Смерть

После того, как Лиепа был отклонен в своих амбициях стать главным балетмейстером в Риге, он погрузился в глубокую депрессию. Возможно, это негативное событие сильно повлияло на здоровье художника.

26 марта 1989 года Марису Эдуардовичу Лиепе, 52 года, неожиданно стало плохо и он скончался от инфаркта в автомобиле скорой помощи.

Прощальная церемония с артистом прошла в залах Большого театра, которому он отдал больше двух десятилетий своей творческой жизни.

Могила Лиепы находится на Ваганьковском кладбище в Москве. В Риге установлен кенотаф с надписью на могиле его родителей: «Марис Лиепа, который вдали».

Избранная фильмография

  • 1969 — Игра Престолов
  • 1971 — Война и мир
  • 1972 — Ромео и Джульетта
  • 1975 — Анна Каренина
  • 1976 — Преступление и наказание
  • 1977 — Мастер и Маргарита
  • 1978 — Братья Карамазовы
  • 1985 — Герой нашего времени
  • 1986 — Отцы и дети
  • 1986 — Доктор Живаго
  • 1986 — Анна Каренина
  • 1987 — Война и мир
  • 1988 — Преступление и наказание
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий