Мариус Петипа – выдающийся балетмейстер, солист балета, учитель и театральный деятель. Именно благодаря ему русский балет развивался в определенном направлении на протяжении многих лет.
Знаменитый балетмейстер Мариус Петипа не одобрял европейский балет, считая его отступлением от настоящего танца. Он утверждал, что это не искусство, а некоторые фигуры цирковых артистов. По его мнению, балет – это подлинное искусство, основанное на грации и красоте, а не на различных прыжках, высоких подъемах ног и пустом вращении. Петипа поклонялся русскому балету и был убежден, что только в России балет развивается в правильном направлении. Именно поэтому он покинул родную Францию и отправился в Россию, став создателем сценической формы танцев и стиля, которые и представляют собой классический балет.
Детство и юность
11 марта 1818 года в Марселе появился на свет Мариус Петипа. Его родители были тесно связаны с миром искусства: отец — французский артист балета и балетмейстер Жан-Антуан Петипа, а мама — драматическая актриса Викторина Морель-Грассо. Вместе с Мариусом в семье вырастали старший сын Люсьен, который также стал танцовщиком, и дочь Викторина, впоследствии ставшую известной певицей и актрисой.
Первый раз юный Мариус выступил на сцене в брюссельском театре под руководством своего отца. Его дебют состоялся в постановке «Танцемания» Жана-Антуана Петипа. Несмотря на это, юный танцовщик не испытал особого восторга от занятий танцем. Именно с этого момента началась творческая биография будущего известного танцовщика и балетмейстера.
Много лет спустя, в своих мемуарах, Мариус вспомнит, что его первый урок танцев состоялся, когда ему было всего семь лет. Отец, собственноручно сломавший несколько смычков, настойчиво пытался познакомить сына с искусством хореографии. Он прибег к жесткому наказанию, так как юный Мариус отказывался изучать танец и безразлично относился к этому виду искусства.
Тем не менее, усилия отца не прошли даром, через девять лет он уже занял пост премьер-министра, и получил должность балетмейстера Нантского театра. Буквально после первой самостоятельной постановки, молодой человек начал работать над созданием танцевальных номеров для опер, дивертисментов и одноактных балетов. Он продолжал трудиться с отцом, набираясь опыта и профессионализма, гастролируя по всем городам родной Франции, а также посетив Испанию и Америку. Петипа очень мечтал вступить в труппу Парижской оперы, но его не приняли, и Мариус отправился в Испанию, чтобы изучить тонкости испанских танцев. Эти навыки он намеревался применить на новом месте работы – в России.
Предложение о контракте в России оказалось очень привлекательным для Мариуса, но не только деньги были важны. Молодой, но уже известный балетмейстер имел достаточную репутацию в этой области искусства. На тот момент ему было менее тридцати лет, но он уже разочаровался в европейском балете. Мариус считал, что в нем отсутствует грация и красота, замененные «клоунскими упражнениями».
Мариус Петипа впервые появился на сцене в Петербурге, в Большом (Каменном) театре. Он исполнил главную роль в постановке и стал ее режиссером, а также помогал главному балетмейстеру Жюлю Перро. Прежде чем доверить Петипа свою постановку, Перро отправил его на экскурсию по русским музеям и рекомендовал почитать книги, чтобы лучше понять историю и этнографию России. Только через восемь лет балетмейстер смог представить собственную постановку «Звезда Гренады», основанную на испанских мотивах.
Удачные дебюты
В 1862 году Мариус представил свой первый большой балет под названием «Дочь фараона». Критики высоко оценили его мастерство в работе с труппой, но показали свое недовольство изменениями в сюжете. В Петербурге спектакль имел большой успех, но в Москве его встретили прохладно.
Петипа-балетмейстер ожидал большого успеха после успешного показа своей постановки «Баядерка», для которой музыку написал Людвиг Минкус. Во время премьеры главную роль исполнила Екатерина Вазем, а в 1902 году эту партию исполнила звезда — Анна Павлова. Мариус создал свой спектакль на основе французского балета «Сакунтала», написанного его братом Люсьеном Петипа, который вышел раньше, чем в Петербурге на двадцать лет. Однако критики считали, что в русской постановке «Баядерка» был настоящий танец, особенно это проявилось в завершающей сцене «Тени», где был яркий образец классического жанра.
«Эпоха Петипа»
Мариус был признан законодателем балетного искусства и внес огромный вклад в его развитие на долгие годы вперед. Петипа получил значительную поддержку от директора Императорских театров Ивана Титова, благодаря чему были созданы выдающиеся постановки французского балетмейстера. Титов долго мечтал о постановке балета-феерии и, наконец, получил сценарий, основанный на сказке Шарля Перро «Спящая красавица». Иван попросил Петра Чайковского написать музыку к этой постановке. Композитор согласился, но потребовал детального плана балета и специальных пожеланий балетмейстера. Петипа использовал картон и ножницы, чтобы создать фигуры всех артистов и постепенно передвигал их, создавая общую картину будущей постановки. После прослушивания музыки Петипа вносил изменения в танцевальные номера и даже создавал новые рисунки, например, для феи Сирени. Результатом их совместного творчества стала постановка, которая остается популярной и уважаемой уже в течение столетия. Этот балет стал классикой Петипа и продолжает покорять сцены и по сей день. За жизнь Мариуса ее поставили двести раз.
Взглядом балетмейстерши Веры Красовской, «Спящая красавица» стала величайшим событием в истории мировой хореографии, наивысшим достижением в ее карьере, подведением итогов сложных и не всегда успешных поисков маэстро в балетном искусстве. Это своеобразный эпитафия, достигнутое хореографическое искусство в 19-м веке.
В возрасте 76 лет Мариус Петипа был официально принят в гражданство России. Год спустя после этого знаменательного события в его биографии, Мариус и его ученик Лев Иванов поставили «Лебединое озеро». Ранее балет был представлен зрителям в 1877 году, но спустя семнадцать лет он зазвучал совершенно по-новому. Сцена бала во дворце была дополнена испанским, польским и венгерским танцами, а противоположностью нежной Одиллии стала страстная Одетта. Эта постановка — неотъемлемый символ русского балета.
Мариус Петипа провел более полувека в России и за это время поставил более 60 балетов. Среди них особое место занимают «Раймонда», «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь», «Золушка». Петипа считал свое пребывание в России самым счастливым временем своей жизни и просил Бога охранять его вторую родину, которую он полюбил всем сердцем. Такими словами заканчиваются мемуары Мариуса Петипа, но «эпоха Петипа» никогда не закончится, она продолжается в его балетах, которые по-прежнему идут на сценах театров по всему миру.
Впервые балетмейстер вступил в брак с русской артисткой балета Марией Суровщиковой, которая служила солисткой Императорских театров. Вместе они прожили пятнадцать лет, и в этом браке у них родились двое детей – дочь Мария и сын Иван. Дочь продолжила семейное дело, также став артисткой балета и солировала в Императорских театрах.
В 1882 году Петипа вступил во второй брак. Счастье в личной жизни нашел в Любови Савицкой, которая тоже была артисткой Императорских театров. Ее отец, Леонид Леонидов, был прославленным актером. Супруги прожили вместе до самой смерти Мариуса. Жена подарила Петипа шестерых детей – дочерей Надежду, Евгению, Любовь, Веру, и сыновей Виктора и Марию.
Кроме того, у хореографа также случались любовные связи, что приводило к рождению детей. Например, его роман с актрисой Терезой Бурден завершился появлением сына Мариуса, который также стал известным в сфере искусства, став драматическим актером. Дочь Татьяну родила работница театра, с которой он прожил длительное время в гражданском браке.
1(14) июля 1910 года наш великий хореограф Мариус Петипа скончался, его сердце перестало биться.
Его последним пристанищем стало Волковское евангелическое кладбище, и только в 1948 году его останки были перенесены на территорию Тихвинского кладбища Александро-Невской Лавры в городе Санкт-Петербурге.