Марк Аврелий – один из пяти великих императоров Древнего Рима, способствовавших процветанию величественной империи. Своими философскими трудами он внес значительный вклад в развитие позднего стоицизма.
Марк Аврелий, правивший в Риме, является для историков последним правителем, на котором, как считается, закончился знаменитый «золотой век» древнего государства. Действительно, после его ухода величие империи начало угасать, а ее могущество стремительно ослабевать.
Труды и высказывания Аврелия, сохранившиеся до наших дней, стали классикой древнеримской философии. Цитаты великого императора обрели второе дыхание и в современной жизни, вошед в учебники и философские произведения.
Детство и юность
С тех пор, как Марк Аврелий был рожден, прошло почти две тысячи лет, поэтому многие аспекты его жизни вызывают разногласия у исследователей. Известно, что будущий император родился 26 апреля 121 года на территории Римской империи.
По некоторым данным, его родителями были Аний Вер и дочь аристократов Домиция Луцилла. Мать мальчика была близкой родственницей императора Адриана. Домиция не проявляла интереса к политике: она была очень мягкосердечной женщиной, которая полностью посвятила свою жизнь семейному очагу. Через год после рождения Марка появилась девочка по имени Анния Корнифиция. По какой-то неизвестной причине сестра Аврелия скончалась до достижения сорока лет.
По другим источникам, Марк, как утверждают, происходил из знатной патрицианской семьи, чьи корни уходили к испанской знати. Из-за определенных обстоятельств мальчика усыновила семья императора Адриана. После смерти своего первого усыновителя, мальчика забрал себе император Антоний Пий и дал ему имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
Дедушка будущего правителя захотел, чтобы его внук получал образование дома. Лучшие учителя занимались с Аврелием, и уже в ранние годы обучения юноша проявил удивительно острый ум и эрудицию. Особенно теплые воспоминания у мальчика остались о его учителе Диогнете, который обучал его живописи и основам философии.
Блестящее образование и аналитический склад ума позволили Марку в молодом возрасте занять должность помощника консула. После смерти императора в 198 году, юноша приступил к исполнению своих должностных обязанностей, которые требовали глубокого знания государственных дел.
Правление империей
Всего в 19 лет Марк получил консульскую должность, что было огромной честью для него. В 161 году, когда он был избран на пост консула в третий раз, умер правитель Антоний Пий. Власть над Римской Империей перешла к его сыновьям — Марку Аврелию и Луцию Цейонию. Братья управляли государством вместе в течение восьми лет, но вскоре Луций умер, и власть полностью перешла к Марку.
С самого начала своего правления молодой император проявил огромное уважение к Сенату и древним традициям. Марк Аврелий уделял большое внимание судебной системе и предпочитал укреплять исконно римские правовые устои вместо сомнительных реформ. Он был известен как мудрый и здравомыслящий правитель, а его склонность к глубоким размышлениям стала характерной чертой этого времени.
За время правления Марка Аврелия было сделано много для людей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. Были созданы программы поддержки семей с многими детьми и помощи нуждающимся.
Сам император был сторонником мира, хотя ему пришлось участвовать в нескольких сражениях. После смерти Антония Пия Парфия нарушила границы Рима, победив императорские войска в двух битвах. Риму пришлось заключить мирные договоры с агрессорами, причем на невыгодных условиях. Чуть успокоилась эта ситуация, как на северных границах Рима начались нападения германских племен.
Из восточных степей на Рим постоянно нападали сарматы, с которыми Марк лично командовал в боях. Однако когда римлянам наконец удалось перейти к успешному наступлению, войско было поражено эпидемией чумы, которая начала распространяться среди солдат.
Философские труды
С молодости Аврелий уделял много времени изучению философии. Его наставником и советчиком был известный римский стоик — консул Квинт Юний Рустик.
Несмотря на загруженное правительственное расписание, император находил возможность писать книги. За свою жизнь Марк написал двенадцать трудов на греческом языке, многие цитаты из которых стали поговорками. Собранные произведения автора назывались "К самому себе", или, в других вариантах перевода, "Наедине с собой", "Рассуждения о самом себе".
Сам император даже не предполагал, что через две тысячи лет его записи будут изучать с восторгом потомки. Он вел личные дневники, где размышлял о жизни, смерти и долге. Он анализировал ситуации из своей жизни, когда ему приходилось подавлять гнев перед человеческой подлостью.
Марк Аврелий чувствовал большую ответственность за будущее Римской империи. Внутри общество разлагалось нравственным упадком и невежеством, а снаружи на него нападали варвары. Ситуация в государстве была сложной, но император старался не поддаваться гневу, ненависти и отчаянию.
В то время в Риме было распространено язычество, а христианская вера подвергалась гонениям. Несмотря на это, в работах императора можно заметить склонность к христианскому мировоззрению. Философ был приверженцем монотеистической теории — уверования в существование единого начала, управляющего всем на Земле.
Монотеизм Аврелия был подтвержден немецким гуманистом Ксиландром, который провел большую работу по изучению книги «Рассуждения о самом себе». Ученый обнаружил ряд аналогий между произведениями римского философа и священным текстом христианства — Новым заветом.
Эпиктет и Сенека считались ведущими философами-стоиками древности до 17 века, в то время как Марк Аврелий оставался в тени. Швейцарец Казобон восстановил историческую справедливость, разложив заслуги всех троих перед мировым стоицизмом. Таким образом, Марк Аврелий наконец получил своё почетное место.
В последующие столетия ученые более глубоко изучили личность и взгляды великого римлянина. Большинство исследователей сходятся в мнении, что, будучи язычником, Марк Аврелий подсознательно проповедовал христианство.
Известно, что философская работа «Рассуждения о самом себе» стала любимой настольной книгой сорок второго президента США, Билла Клинтона.
Личная жизнь
После смерти императора Адриана власть перешла к Антонию Пию, который выдал свою дочь Аннию Галерию Фаустину за Марка Аврелия, талантливого государственного деятеля, ставшего новым правителем.
Мало что известно о частной жизни этой пары. По сведениям Аннии Галерии, она родила философу двенадцать детей, но только четверо наследников достигли совершеннолетия.
Последние годы правления Марка были крайне сложными. С одной стороны, варварские племена постоянно нападали на границы государства, а с другой – чума сеяла смерть среди народа Европы.
Ни щадящая никого, чума забрала и великодушного императора. Он скончался 17 марта 178 года, находясь в Виндобоне (нынешняя Австрия).
За его милосердие к простым жителям и укрепление позиций Рима в Европе, Аврелия была признана великим богом. Годы его правления в античной истории считаются «золотым веком». Его останки были перевезены на родину и похоронены в мавзолее Адриана.
Смерть не была неожиданной для философа – он был к ней готов. Лежа на смертном одре, он продолжал беспокоиться о судьбе страны и своих подданных.
Император, известный своей мудростью, олицетворенный в конной статуе, и его бессмертные философские труды до сих пор сохраняются в памяти. Через века произведения этого автора доносят до нас мысли о возможности государственного управления, сочетающегося с простыми человеческими принципами.
Еще в средние века была обнаружена конная статуя, которая была установлена на одном из известных холмов, который является колыбелью Древнего Рима. На сегодняшний день этот памятник находится на Капитолийской площади Нового дворца в Риме. Это изваяние напоминает посетителям о высоких моральных качествах и величии древнеримских правителей.
Считается, что Аврелий был последним из пяти римских императоров, который искренне заботился о благополучии своей страны. Его сын Коммод, который взошел на престол после Марка, предпочел личные удовольствия и материальные блага государственному долгу. Он отказался от ведения войн на границах и заключил невыгодный для Рима договор с варварами. Этот факт остался в истории как демонстрация слабости и уязвимости некогда великой державы.