Марк Шагал – замечательный еврейский мастер. Он занимался рисунком, живописью, стенографией и был автором стихов на идише. Он был одним из самых известных авангардистов XX века.
Список известных авангардистов также пополнился именем Марка Шагала. Он был удивительным художником, не придерживавшимся никаких правил и ограничений по композиции и светотеневой гамме. Его творчество было полностью инстинктивным, он изображал мир так, как его видел и чувствовал. Его картины могут быть сложны для понимания людей, не обладающих образным мышлением, так как его стиль полностью отличается от классики, представленной в работах Серова и Репина, которые строго придерживались требований жанра.
Детство
Художник, известный под именем Мовша (Моисей) Шагал, родился 6 июля (по другим данным 7 июля) 1887 года в Витебске, который в то время входил в состав Российской империи, а сегодня находится в Беларуси. Императрица Екатерина II распорядилась отвести окраину этого города для еврейского поселения.
Отец, Хацкель Шагал, занимал должность приказчика в лавке, торговавшей селедкой, и отличался тихим нравом, религиозностью и трудолюбием. Мать, Фейга-Ита Чернина, занималась воспитанием детей, среди которых, помимо старшего Мовши, было еще шестеро (один сын и пять дочерей). Она была полной противоположностью своему мужу — общительной, энергичной, предприимчивой, сама занималась хозяйством и даже управляла своим мужем. Родители мальчика были двоюродными братом и сестрой, и вступили в брак в 1886 году.
Как и многие еврейские дети, в возрасте пяти лет Мовша начал учиться в начальной школе (хедере). Основными предметами были изучение Талмуда, Торы и древнееврейского языка. Когда ему исполнилось тринадцать лет, он продолжил обучение в Витебском городском четырехклассном училище. Мовша учился неохотно, к тому же у него были проблемы с заиканием, поэтому он избегал общения со сверстниками из-за страха быть осмеянным. Из-за этого у него совершенно не было друзей.
Моисей обожал рисовать, поэтому с огромным удовольствием переносил на бумагу все, что видел из своего окна. Родители не одобряли этого увлечения сына, они мечтали, чтобы из него вышел хороший бухгалтер или чиновник, а рисование считали непродуктивным занятием, которое не сможет обеспечить достойное будущее. Часто мама использовала рисунки сына как салфетки во время обеда, а отец всегда говорил категорическое "нет", когда Моисей упоминал о своем желании учиться у известного местного художника Юделя Пену.
Однако Моисей продолжал уговаривать отца дать деньги на учебу в искусстве, и после двух месяцев уговоров, отец просто бросил нужную сумму в окно. Будущий гений авангардизма бросился за купюрами, собирая их со всего тротуара и не обращая внимания на насмешки прохожих.
Когда молодому художнику удалось накопить достаточную сумму денег, он решил перебраться в Санкт-Петербург, даже не предупредив родителей о своем решении. Шагал уверен был, что именно здесь, в столице империи, он сможет реализовать свой талант и продолжить учебу в академии художеств.
Однако скоро реальность наложила свой отпечаток на амбициозные планы талантливого юноши – он не смог пройти первый экзамен, который стал не только первым, но и последним официальным испытанием в его жизни. Моисей так и не смог поступить в эту престижную учебное заведение, но он не сдался. Марк продолжил учебу в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которой заведовал Николай Рерих. Он учился там два месяца.
Поиски своего творческого пути привели Шагала к решению вернуться в свой родной город летом 1909 года, заставив его прийти в состояние депрессии. Его полотна, написанные в это время, искренне отражают его угнетенное внутреннее состояние, которое преследовало его некоторое время. Художник гулял, предпочитая прогулки на мосту речки Витьбы.
Никто не знает, как бы закончилось это состояние, если бы не судьбоносная встреча с Беллой Розенфельд, которая стала любовью всей жизни художника. Эта встреча наполнила его вдохновением, которое казалось уже ушедшим от него навсегда. Марк почувствовал прилив сил и энергии, и он снова стал способен жить и творить свои полотна.
Осенью в этот же год он возвращается в Петербург. Шагал продолжает поиски учителя, который смог бы соответствовать его таланту, и в то же время зреет план завоевания Северной столицы. По благодаря рекомендательным письмам, Марк становится учеником престижной школы рисования, созданной меценаткой Званцевой. Таким образом, великий художник получает возможность обучаться у известного живописца Льва Бакста.
Из слов современников Шагала, Бакст встретил его без каких-либо условностей. Кроме того, Марк учился за счет средств своего наставника. Бакст смог убедить Шагала, что его талант не будет оценен в России, и что ему обязательно нужно уехать за границу для дальнейшего обучения. Шагал прислушался к совету, и в мае 1911 года отправился в Париж учиться. Именно там он начал подписывать свои картины как Марк Шагал.
Творческий путь художника начался с произведения под названием «Покойник». В 1909 году он создал картины под названиями «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья», которые являются ярким примером неопримитивистской стилистики. В августе следующего года Шагал отправился в Париж, где он создал известные полотна «России, ослам и другим», «Я и моя деревня», «Голгофа», «Автопортрет с семью пальцами». В это же время он создал произведения «Молящийся еврей» и «Понюшка табаку», которые показали, что Шагал стал важным лидером в возрождении культуры еврейского народа.
Первую индивидуальную выставку Марка Шагала организовали в июне 1914 года, где он представил зрителям все свои работы, созданные во время «парижского периода». После этого он вернулся в свой родной Витебск, где началась Первая мировая война. В течение 1914-1915 годов он создал целую серию картин, включающую семьдесят работ, в основном это были пейзажи, портреты и жанровые сцены.
Перед началом революции Шагал написал несколько величественных типичных портретов своих земляков, таких как «Зеленый еврей», «Продавец газет», «Красный еврей», «Молящийся еврей». Позже он создал цикл под названием «Любовники», включающий в себя полотна «Зеленые любовники», «Голубые любовники», «Розовые любовники». Художник также стал автором портретных и жанровых композиций, а также пейзажей, таких как «Портрет Беллы в белом воротничке», «Зеркало», «Над городом».
В 1927 году Шагал начал использовать гуашь и начал создавать серию работ под названием "Цирк Воллара". Эти картины были написаны в его узнаваемом стиле и изображали шальные образы циркачей — арлекинов, клоунов, артистов. В 1933 году министр пропаганды Германии, Пауль Геббельс, приказал уничтожить все произведения Шагала, и этот приказ был выполнен путем сожжения картин в Мангейме. После прихода к власти Гитлера начались гонения на евреев, и Шагал предвидел приближающуюся катастрофу, что отразилось в его работах, где прослеживалось ожидание апокалипсиса. Перед началом войны и во время военных лет художник создавал картины с изображением распятия, и это стало главной темой его работ — "Распятый художник", "Белое распятие", "Желтый Христос", "Мученик".
Личная жизнь
Белла Розенфельд стала женой необычного художника, который нашел в ней свою любовь всей жизни. Ее отец был известным ювелиром, а именно она стала для него источником вдохновения и поддержки. Их знакомство произошло в 1909 году, но они поженились только в 1915-м. Белла стала его источником счастья, их семейная жизнь была без скандалов и конфликтов. Из этого брака родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом отца, вышла замуж дважды и стала мамой троих детей.
Супруги не смогли провести свою старость вместе, так как Белла скончалась 2 сентября 1944 года от сепсиса. Смерть была зафиксирована американскими врачами в госпитале. После похорон любимой, когда Шагал вернулся домой, он осознал, что больше не сможет писать, и что без нее у него ничего не получится. Он поставил на мольберт портрет любимой, который он написал еще в России, и попросил дочь избавиться от всех красок и кистей.
Мысли о самоубийстве опять овладели Марком, но этот раз его дочь пришла на помощь. Она познакомила отца с Валентиной Бродской, у которой был свой салон мод в Лондоне. Через четыре месяца Марк и Валентина поженились, и только тогда Ида осознала свою ошибку. Бродская не позволяла Шагалу видеться с дочерью и внуками, заставляла художника писать декоративные букеты, так как они были востребованы, и тратила все заработанные Шагалом деньги напрасно. Этот брак длился до самой смерти художника, и все эти годы он продолжал писать свою незабвенную Беллу.
Смерть
Марк Шагал прожил долгую и насыщенную жизнь, полную творчества и любви к искусству. Он ушел из жизни 28 марта 1985 года, в возрасте почти 100 лет. Его последним приютом стало кладбище коммуны Сен-Поль-де-Вансе в Париже.
Родина и места творчества Шагала гордятся своим знаменитым художником. Его произведения собраны в лучших галереях США, Франции, Германии, Беларуси, России, Израиле. Особую память о Шагале сохраняют в его родном городе Витебске, где сегодня открыт музей в доме художника. В этом музее поклонники его творчества могут окунуться в атмосферу, в которой зарождался и развивался его уникальный талант.