Марлен Дитрих, настоящее имя которой — Мария Магдалена, была немецкой и американской актрисой, чей влияние на мировую моду и стиль, а также создание неповторимых образов на экране, принесли ей звание женщины-легенды ещё за её жизни. Её голос, внешность и имя стали символом смертоносной привлекательности. Сотни тысяч статей были написаны о ней, и женщины по всему миру пытались подражать ей. В ХХ веке, наверное, не было человека, обладавшего большей популярностью, чем у Марлен Дитрих. Ледяная Фрау, Стальная Орхидея, Длинноногая Венера — она навсегда останется звездой иконой кино и моды, равнодушной, недосягаемой и отчуждённо взирающей на мир.
Детство
Марлен появилась на свет 27 декабря 1901 года в немецком Шёнеберге, пригородном районе Берлина.
Её отец, Луис Эрих Отто Дитрих, родился в 1868 году и в конце XIX столетия служил в уланских войсках, неоднократно удостаиваясь наград. На момент рождения дочери он был лейтенантом полиции. Мать, Вильгельмина Элизабет Йозефина, родившаяся в 1876 году, происходила из состоятельной семьи. Её родители владели часовым и ювелирным магазином в престижном районе Берлина – Унтер-ден-Линден. Семья была в яростном негодовании от того, что Йозефина решила связать свою судьбу с простым военным Луисом Дитрихом. Но, несмотря на протесты родителей, девушка вышла замуж за любимого в 1898 году. Для жениха, блестящего и беспутного офицера, который своим обаянием покорил не одну красотку, этот брак был по расчёту.
В 1900-м году супруги стали родителями дочери по имени Лизель. Через небольшой отрезок времени в семье появилась вторая девочка, которую назвали Мария Магдалена (позже актриса сократила своё имя, взяв первую часть от «Мария» и вторую часть от «Магдалена», в результате получилось Марлен).
Семья Дитрих была достаточно состоятельной, их дочери получали качественное образование. С самого раннего детства у девочек были отличные домашние учителя и гувернантки, которые обучали их английскому, французскому и литературному немецкому языку.
Когда Марлену было пять лет, её родители развелись. Отца, больного сифилисом, поместили в специальный санаторий, где спустя год он умер. Поэтому у девочки остались лишь самые призрачные воспоминания о нем, однако она унаследовала от него идеальные симметричные черты лица и дух прусского офицера-красавца.
Однако, жестокая и строгая мать сестер Дитрих оставила неизгладимое впечатление на своих дочерей. После смерти мужа Йозефина вынуждена была устроиться на работу к состоятельным людям в качестве домохозяйки. Но даже работая, она не забывала уделять внимание своим дочерям. Она воспитывала их в духе абсолютного подчинения, утверждая, что для истинных дам самое важное — прямая спина, изящные лодыжки и самодисциплина. Однако, если такой метод воспитания подходил старшей Лизель, то младшую Марлен посчитали взрывоопасной по меркам немецкого общества. Яркая, кокетливая и прекрасная, она как будто была чужой в этой строгой семье.
Образование
В 1907 году мать прислала Марлен в школу для девочек имени Августы Виктории с надеждой, что она там научится трудолюбию и усидчивости. Здесь Марлен увлеклась музыкой и освоила игру на лютне, а затем на скрипке.
В это время у женщины, занимавшей должность экономки в богатом доме, возникли отношения с офицером-аристократом по имени Эдуард фон Лош. В то время шла Первая мировая война, и Эдуард, участвующий в ней на фронтах, сделал предложение Йозефине. Свадьбы у них не было, пара скромно обвенчалась, потому что как раз накануне жених попал в госпиталь с серьезным ранением. Этот брак продлился ровно семь дней, после чего Эдуард умер от начавшейся гангрены, а Йозефина во второй раз стала вдовой. Теперь она была известна как фрау фон Лош. И её возмущение было несказанно, когда её младшая дочь Марлен отказалась принять эту старинную дворянскую фамилию, предпочтя оставить отцовскую – Дитрих.
Во время военных действий мать с дочерьми уехали в Дессау, где девочки учились в лицее Антуанетты. Возвращение в Берлин произошло лишь в 1917 году, когда Марлен продолжила образование в школе имени Виктории Луизы. Однако Йозефина решила, что разрушенный город не подходит для юной девушки, и отправила дочку в закрытый пансион в Веймаре. Там будущая актриса провела четыре года, усовершенствовала навыки игры на скрипке и мечтала стать великой скрипачкой, ведь её учитель музыки уверял в её непревзойдённом таланте.
Поверив словам своего учителя, после окончания пансиона в 1921 году Дитрих решила поступить в высшую музыкальную школу в Берлине, чтобы продолжить обучение у австро-германского скрипача и педагога Карла Флеша. Однако провалив экзамены, она осознала, что учитель музыки, возможно, обманул её, и его интересовала не столько игра на скрипке, сколько сама Дитрих – её чувственность и красота. Но это не сильно расстроило девушку, а, наоборот, придало ей смелости.
Поняв, что у неё есть прекрасное женское оружие – стройная фигура, красивые ноги, приятный голос – Дитрих решила поступить в театральную школу Рейнхардта. Однако её отказали и здесь. Но Марлен не испытала разочарования. Ведь можно найти работу и без образования, главное – наличие таланта, хорошей внешности, уверенности в себе, и все эти качества у Дитрих были на избыток.
Кинокарьера в Германии
Возраст Марлен был немного больше двадцати лет, когда она пристроилась на свою первую должность в оркестре в кинотеатре. Во время проигрывания немых фильмов, вместе с остальными музыкантами, скрипачке приходилось звучать кино. Участники оркестра вместо нот смотрели на молодую прекрасную девушку и постоянно выбивались из ритма. Сама же она окончательно убедилась в своей необыкновенной красоте и приняла решение связать своё будущее не с игрой на скрипке, а с актёрским искусством.
Марлен продержалась на своей работе месяц, но потом решила рассказать матери о своем решении. И тут на помощь пришло воспаленное сухожилие на безымянном пальце. Заявив, что больше не может играть на скрипке из-за болезни пальца, она нашла работу танцовщицей в ночном кафе. Кроме этого, она принялась участвовать в кинопробах и снова попыталась поступить в театральную школу. На этот раз ее заметил директор школы и согласился давать ей уроки в частном порядке. Так Марлен начала изучать актерское мастерство.
Её театральный дебют состоялся в декабре 1922 года, когда она сыграла небольшую роль в постановке «Ящик Пандоры». В 1923 году её познакомил с кинорежиссёром её дядя Марлен, Вилли Фельзинг, который вскоре пригласил девушку на кино пробы. Так она получила свою первую роль в кино и исполнила персонажа служанки Катрин в фильме «Таковы мужчины».
После этого она снялась в ряде фильмов, таких как «Трагедия любви», «Человек в дороге», «Прыжок в жизнь». В конце 1924 года она временно прекратила съемки из-за рождения дочери. Однако в 1926 году она вернулась к актерской работе, снявшись сразу в четырех картинах:
- «Манон Леско»;
- «Современная Дюбарри»;
- «Выше голову, Чарли!»;
- «Мадам не желает детей».
В 1927 году Марлен Дитрих сыграла свою первую важную роль в фильме «Кафе Электрик» австрийского режиссёра Густава Учицки. После этого её заметили другие кинорежиссёры. Теперь её не приходилось ходить по кастингам и пробам, чтобы получить роль — ассистенты сами находили её с предложениями о съёмках. В 1929 году она сыграла в трёх фильмах в главных ролях:
- «Целую вашу руку, мадам»;
- «Женщина, которая желанна»;
- «Опасности брачного периода».
Помимо работы в театре и кино, Дитрих продолжала заниматься музыкой, проходя уроки вокала. В 1928 году она записала свою первую пластинку с ансамблем ревю Миши Шполянского. В 1929 году американский кинорежиссёр австрийского происхождения Джозеф фон Штернберг обратил внимание на Марлен во время ревю «Два галстука». Он решил рискнуть и пригласил её сыграть главную роль Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел».
В 1930 году состоялась премьера фильма, которая оказалась настоящим триумфом, а Марлен внезапно стала популярной немецкой звездой. Этот момент стал отправной точкой её долгого и успешного сотрудничества с Джозефом фон Штернбергом, который превратил Дитрих в мировую кинодиву и самую желанную женщину на Земле.
Голливуд
После первого показа «Голубого ангела» Марлен уехала в Соединенные Штаты, где заключила контракт с «Корпорацией Paramount Pictures» с еженедельной зарплатой в 1750 долларов. Штернберг снял её в шести фильмах подряд, что принесло Дитрих всемирную известность:
- «Марокко»;
- «Обесчещенная»;
- «Белокурая Венера»;
- «Шанхайский экспресс»;
- «Распутная императрица»;
- «Дьявол – это женщина».
Первый фильм Голливуд «Марокко» стал знаменитым благодаря Марлен Дитрих, которая была номинирована на «Оскар». В этой ленте она исполняла роль певицы, выступившей перед публикой в костюме мужчины. Некоторые возмущались этим, но в женской моде Марлен стала настоящей революционеркой: женщины по всему миру последовали за ней и начали носить брюки.
Следующие картины, в которых принимала участие Дитрих, не достигли такой огромной известности. После нескольких неудачных фильмов её даже прозвали «коробочной офисной ядом»:
- «Жажда»;
- «Ангел воплощения»;
- «Дестри вновь в седле»;
- «Семь прегрешений»;
- «Энергетика»;
- «Так хочет леди».
Когда партия Адольфа Гитлера пришла к власти в Германии, Йозеф Геббельс предложил Марлен вернуться на родину. Ей обещали свободный выбор режиссёров, продюсеров, сценариев и 200 000 рейхсмарок за каждый фильм. Но Дитрих не только отклонила это предложение, но и подала документы на получение американского гражданства. После этого её считали предательницей на родине.
Во время Второй мировой войны Марлен Дитрих полностью поддерживала противников Германии. Она прерывала съемки, чтобы ездить с концертами в госпитали и гарнизоны, спала в окопах с простыми солдатами, умывалась растопленным снегом, подхватила пневмонию и мучилась от вшей. Ничего не пугало эту актрису, которая провела почти полтысячи выступлений. За этот подвиг Марлен Дитрих была награждена американской Медалью Свободы и орденом Почетного Легиона Франции.
В 1945 году актриса приехала в Берлин на похороны матери и заявила: «Я чувствую, что вместе с мамой хороню Германию. Я очень любила эту страну, но теперь ее для меня не существует».
Вернувшись в Америку, Марлен продолжила активно сниматься. Ее фильмография ежегодно пополнялась новыми работами:
- Роль Бланш Ферранд в фильме «Мартин Руманьяк»;
- Персонаж Лидии в «Золотых серьгах»;
- Шарлотта Инвуд в картине «Страх сцены»;
- Олтер Кин в «Пресловутом ранчо»;
- Хозяйка салона в фильме «80 дней вокруг света»;
- Кристина Хельм в картине «Свидетель обвинения»;
- Тана в «Печати зла»;
- Госпожа Бертхольт в «Нюрнбергском процессе».
В 1960-х годах Марлен стала реже появляться в кино и начала успешную карьеру ведущей и певицы, также она вела передачи по радио, писала книги и статьи для журналов.
Личная жизнь
Во время съёмок в кинокартинах «Трагедия любви» Марлен начала встречаться с администратором Рудольфом Зибером. В мае 1923 года они заключили брак, а через полтора года у них родилась дочь Мария. Во время беременности Дитрих запретила своему мужу интимные отношения, поэтому он начал роман с другой женщиной. После рождения ребёнка Марлен и Рудольф больше не жили вместе как муж и жена, но не разводились до самой смерти.
У актрисы было множество страстных романов – с коллегами по съёмочной площадке Джеймсом Стюартом, Жаном Гобеном, режиссёром Орсоном Уэллсом, писателем Эрихом Марией Ремарком. А долгая платоническая любовь между Марлен Дитрих и Эрнестом Хемингуэем нашла выражение в огромном количестве писем, которые впоследствии были изданы в виде книги.
Мария Рива, дочь Марлен, последовала в стопы своей знаменитой матери и стала актрисой кино и театра. Она также является матерью Дэвида Ривы, который в 2001 году снял документальный фильм о своей знаменитой бабушке под названием «Марлен Дитрих – Белокурая Бестия».
Болезнь и смерть
В 1975 году у Дитрих произошло трагическое событие: она сломала шейку бедра в результате падения. Её карьера завершилась, после чего она уединилась на своём имении в Париже и прекратила общение, принимая только избранных гостей. Несмотря на то, что травма не была слишком серьёзной, Дитрих отказалась от помощи медиков и госпитализации. Последние тринадцать лет своей жизни актриса провела в постели.
Пребывая в лёжачем положении, она также стала употреблять алкоголь, что привело к проблемам с почками. Это стало причиной её смерти, Марлен скончалась 6 мая 1992 года. Гроб с её телом, увитым французским и американским флагами, опустили в землю на её родине в Германии, рядом с могилой матери.