Марлен Хуциев – известный кинорежиссер и сценарист, достигший пика славы в советскую эпоху. Он стал популярен после выхода на экраны фильма «Весна на Заречной улице», где снялись Николай Рыбников и Нина Иванова.
После премьеры «Весны на Заречной улице» Хуциев стал знаменит во всей стране. Романтическая лента о любви советской молодежи завоевала миллионы зрителей и стала классикой национального кино. Фильм по сей день пользуется популярностью и продолжает восхищать талантом знаменитого режиссера Марлена Хуциева.
Детство и юность
Профессиональный режиссер появился на свет 4 октября 1925 года в Тифлисе, позднее переименованном в Тбилиси. Родители мальчика, грузины по происхождению, стремились быть в тренде и назвали сына Марлен. Это имя произошло от фамилий Карла Маркса и Владимира Ленина, которых в то время считали великими лидерами коммунизма.
Мартын Левонович, отец Марлена, был убежденным коммунистом, полностью преданным идеям социализма. Еще до революции он присоединился к большевикам, после участвовал в Гражданской войне. В мирное время Хуциев-старший устроился работать в наркомат по делам торговли.
Мать будущего кинорежиссера, Нины Утенелишвили, была актрисой и происходила из дворянского сословия. Когда мальчику исполнилось три года, родители расстались и мать вместе с сыном переехала в Москву. В столице женщина решила возобновить сценическую карьеру: выступала в театрах, встречалась с коллегами по ремеслу. Маленький Марлен часто оставался один, предоставленный сам себе. Узнав об этом, отец забрал сына обратно в родную Грузию.
К к моменту этого события Мартын Леванович снова стал женат, и мальчик жил в его новой семье до семи лет. Это продолжалось до 1937 года, когда честного коммуниста, попавшего под каток репрессий, расстреляли. После этого Хуциев-младший снова был соединен с матерью, которая вернулась из столицы в Тбилиси. Когда мальчик начал ходить в первый класс, его учителя отметили его удивительное чувство красоты. Любовь к рисованию и другим видам искусства он унаследовал от матери, которая была потомственной аристократкой.
В молодые годы Марлен серьезно задумывался о карьере художника. В свободное от уроков время он много рисовал и, когда мог, посещал выставки картин, где проводил по несколько часов. Как старшеклассник, он начал готовиться к поступлению в художественную академию, записавшись на специальные подготовительные курсы.
Существенные изменения в жизни Марлена произошли после окончания Второй мировой войны. Талантливый парень отправился в столицу, чтобы попытаться свои силы на вступительных экзаменах во ВГИК. Поступив без особых усилий, Хуциев был зачислен на курс Игоря Савченко, автора знаменитых шедевров о Тарасе Шевченко и Богдане Хмельницком. Знаменитому мастеру удалось обнаружить у молодого грузина уникальный режиссерский талант. Как вспоминал позже Игорь Андреевич, Хуциева можно было назвать редким образцом самоотверженного служения искусству.
Режиссерская карьера Марлена Мартыновича началась с малоизвестного фильма «Градостроители», снятого им в 1950 году совместно с режиссером Феликсом Миронером.
Кинематограф
В 1956 году на Одесской киностудии Хуциев снял свой знаменитый фильм. Картина с названием «Весна на Заречной улице» сделала его известным на всей территории СССР и принесла популярность главным исполнителям ролей – Николаю Рыбникову и Нине Ивановой. Этот прекрасный фильм стал визитной карточкой режиссера Хуциева, который сумел искусно соединить любовную историю с актуальной производственной темой.
Когда мастеру выпала огромная известность, ему было чуть больше 30 лет. Молодой режиссер преуспел в испытании популярностью, не поддался звездным причудам и не стал зазнаваться.
Интересно, что «Весна на Заречной улице» принесла еще одну звезду советского кинематографа — начинающему оператору Петру Тодоровскому. В 1970 году Петр Ефимович снова принял участие в проекте Хуциева, уже в качестве актера в военном фильме «Был месяц май».
Через два года после премьеры своего первого фильма Марлен Мартынович представил зрителям свою новую работу, которая вновь завоевала их сердца. Лента под названием «Два Федора» открыла актерскую карьеру Василия Шукшина, который сыграл главную роль в фильме. В роли его возлюбленной появилась актриса Тамара Семина.
В 1959 году режиссер сменил место работы, начав работать на Горьковской киностудии. Именно здесь был создан его фильм под названием «Застава Ильича», судьба которого была необычайно сложной. Изначально лента называлась «Мне двадцать лет», а соавтором Мартыновича был советский сценарист Геннадий Шпаликов.
Фильм столкнулся с суровой цензурой, и его долго не допускали до проката. Основной сюжет был связан с молодыми «шестидесятниками», которых критики считали не соответствующими идеалам советского общества. На одном из первых этапов Никита Хрущев раскритиковал фильм, заявив, что ни один из персонажей не «представлял нашу прекрасную молодежь». Генсек открыто заявил, что в период «строительства коммунизма» демонстрация духовных колебаний среди молодежи в кино неприемлема.
Под влиянием картины Хрущева были написаны стихи Рождественского, Окуджавы, Ахмадулиной, Вознесенского и Евтушенко, которые были вкраплены в виде документальных кадров. Оригинальную картину «Заставу Ильича», которой не коснулись ножницы цензуры, показали только перед распадом Советского Союза.
В 1965 году Марлен Мартынович начал работать на студии «Мосфильм». В 1966 году он вместе с 25 деятелями искусства и науки подписал открытое письмо генсеку Брежневу против реабилитации И.В. Сталина. Этот шаг Хуциев сделал также из личных мотивов – память о расстрелянном отце жила в нем до конца жизни.
В 1966 году режиссер порадовал зрителей новым фильмом под названием «Июльский дождь», идея к которому возникла еще во время работы над «Заставы». Однако критики сразу же раскритиковали его за претенциозность, излишний эстетизм и слабую драматургию. Фильм долго пролежал на полке рядом с работами других талантливых режиссеров, таких как Кончаловский, Тарковский и Муратова. В первый год показа «Июльского дождя» его посмотрело всего три миллиона зрителей, что для советского кинопроката не было большим успехом.
Марлен Мартынович также внес свой вклад в историю фильмов о Великой Отечественной войне, сняв потрясающую военную драму под названием «Был месяц май». В 1971 году его шедевр был награжден на международном фестивале телевизионных фильмов в Праге.
В кинокарьере гения изобразительного искусства насчитывается не так уж много работ – чуть больше десятка, однако каждая из них запомнилась миллионам кинолюбителей. Небольшое количество вышедших фильмов совсем не беспокоило самого режиссера: он уверен, что все сделал правильно. Каждый свой проект он тщательно разрабатывал годами, доводя его до совершенства мысленно, а затем воплощал на экране.
«Бесконечность» стала его последним художественным фильмом, после чего последовали еще несколько документальных проектов. Оставив съемки, Марлен Мартынович продолжил свою преподавательскую деятельность, которой занимался и до этого.
Последний проект Хуциева – документальный фильм «Невечерняя», над которым он трудился около восьми лет. Не хватало денег на съемки, и режиссер безуспешно ходил по кабинетам чиновников, пытаясь найти финансирование. Он обнародовал эту проблему в интервью, после чего к нему обратился спонсор с предложением помочь завершить проект. Когда фильм был готов к выпуску в 2018 году, Хуциев заявил, что на премьерном показе он назовет имя мецената. К сожалению, великий мастер не успел это сделать.
Личная жизнь
Скромный и умный человек, Хуциев всегда предпочитал сохранять свою личную жизнь в тайне от посторонних. Единственной женщиной, сопровождавшей режиссера в его жизни, стала выпускница ВГИКа Ирина Соловьева, которая стала матерью его сына Игоря.
Познакомившись еще в студенческие годы, молодые люди остались вместе на протяжении всей своей жизни. Ирина Семеновна работала в сценарной коллегии на киностудии имени М. Горького, но ее основным призванием было заботиться о любимом муже и сыне.
Игорь Хуциев следовал стопам своего знаменитого отца, закончив ВГИК и став режиссером и сценаристом. Его последний фильм, названный «Невечерняя», был создан при участии Хуциева-младшего.
Игорь Марленович поздравил своих родителей, подарив им внучку Нину, которая успешно закончила МГУ на отделении китайской филологии. В настоящее время девушка проживает и работает в Шанхае.
Весной 2019 года Марлен Мартынович был доставлен в Боткинскую больницу с подозрением на кровотечение из желудочно-кишечного тракта.
Подтвердившийся диагноз привел к кончине великого художника 19 марта того же года в стенах больницы. В момент ухода из жизни ему исполнилось 93 года, и он выжил свою возлюбленную жену всего на два месяца.
Режиссерская фильмография
- Градостроители 1950 год
- Весна на Заречной улице 1956 год
- Два Фёдора 1958 год
- Застава Ильича 1964 год
- Июльский дождь 1966 год
- Был месяц май 1970 год
- Алый парус Парижа 1971 год
- И всё-таки я верю… 1974 год
- Послесловие 1983 год
- Бесконечность 1991 год
- Люди 1941 года 2001 год