Мартин Лютер — биография, жизнь и учения основателя лютеранства

Мартин Лютер, знаменитый богослов и инициатор Реформации, произвел перевод Библии на немецкий язык и оказал огромное влияние на мировую историю. Отныне его имя тесно связано с лютеранством — одним из важнейших религиозных течений. Также стоит упомянуть, что Лютер создал немецкий литературный язык.

Воздействие Мартина Лютера на мировую историю было огромным и можно даже утверждать, что он изменил общий ход событий. Его деятельность заставила задуматься о мощи католической церкви и привела к возникновению нового религиозного течения — протестантизма. Несмотря на все свои заслуги, Лютер всю жизнь считал себя грешником.

Детство

Мартин Лютер появился на свет 10 ноября 1483 года в немецком городке Айслебен, куда его отец Ганс Лютер переехал в поисках лучшей жизни. Ганс был очень трудолюбивым, но их семья так и оставалась в сложном положении. Изначально они жили в деревне Мера, где отец вел крестьянский образ жизни. Позже они переехали в Айслебен, где Ганс нашел работу в рудниках. Когда Мартину было полгода, семья опять переехала, на этот раз в Мансфельд, где отца считали зажиточным бюргером.

Когда Мартин перешел в обычную школу в семилетнем возрасте, он впервые столкнулся с повседневными трудностями жизни. Там он столкнулся с постоянными наказаниями и унижениями. За семь лет обучения в этой школе он освоил только письмо, чтение, несколько молитв и десяток заповедей.

Когда Мартину исполнилось 14 лет в 1497 году, он стал учеником францисканской школы Магдебурга. Через год он начал учиться в школе в Эйзенахе, но у него совсем не было денег на самое необходимое. Вместе с друзьями он пытался заработать, петь под окнами богатых горожан. Планировал начать самостоятельно работать в руднике, но судьба распорядилась иначе.

Однажды они пели возле дома богатого горожанина, и Мартина заметила его жена Урсула. Женщина почувствовала жалость к мальчишке и предложила ему переехать в их дом на некоторое время. Этот переезд стал для Лютера новым этапом в жизни.

В 1501 году закончилась школа, и Мартин стал студентом философского факультета университета Эрфурта. Он отличался от других своей отличной памятью и стремлением к новым знаниям, которые он всасывал на лекциях. Cамый сложный материал легко усваивался им, и благодаря этому Лютер занял лидирующие позиции в университете.

В 1503 году Мартин получил степень бакалавра и стал преподавать философию. В то же время он изучал юриспруденцию по желанию отца. Развитие Лютера было разносторонним, но его больше всего привлекало богословие и труды великих отцов церкви.

После получения диплома университета, Мартин принял решение, которое поразило всех, включая его родителей. Он выбрал путь отречения от мирских забот и посвятил свою жизнь служению Богу. Его решение было вызвано смертью близкого друга, и Мартин почувствовал себя виноватым в этой трагедии. Он решил, что ему нужно искать прощение и очищение своей души перед Господом.

Монастырь

Во монастыре святого Мартина он выполнял любую работу. Ему поручали заводить часы на башне, помогать старшим монахам, подметать церковный двор, заменять привратника.

Для того чтобы помочь Мартину Лютеру преодолеть гордыню, монахи время от времени отправляли молодого богослова в город, чтобы просить милостыню. Он безропотно подчинялся, строго следуя их указаниям. В 1506 году Мартин стал монахом, а через год – священником. Теперь его называли братом Августином.

Когда Лютер был священником, он продолжал учиться и развиваться. В 1508 году он был назначен преподавателем в Виттенбергском университете после того, как получил рекомендацию от генерального викария. Он преподавал студентам диалектику и физику. Позднее он получил степень библейского бакалавра и начал изучать богословие. Лютеру разрешалось толковать библейские писания, для чего ему пришлось изучить иностранные языки, что он и сделал.

В 1511 году Лютер посетил Рим по поручению своего ордена и там начал сомневаться в католицизме. В 1512 году он стал профессором теологии, проповедовал и управлял одиннадцатью монастырями.

Реформации

Жизнь Мартина Лютера была целиком посвящена служению Богу, но он всегда чувствовал себя неполноценным и грешным перед Богом. Его внутренние страдания привели к пересмотру духовной жизни и началу реформации.

В 1518 году Лютер критиковал папскую буллу и стал разочаровываться в католицизме. Он написал 95 тезисов, которые поставили под сомнение учения Римской церкви.

Лютер утверждал, что духовенство не должно вмешиваться в дела государства или выступать в качестве посредника между Богом и человеком. Он также протестовал против обязательного безбрачия для духовенства, установленного папскими указами. Подобные реформационные усилия уже встречались в церкви, но Лютер был первым, кто столь категорично и открыто выражал свою позицию.

В 1520 году Лютер сжег папскую буллу перед народом, призвал всех сопротивляться папским законам и был отстранен от католической церкви. Согласно Вормскому эдикту от 26 мая 1521 года, Лютер обвинен в ереси. Только благодаря помощи сторонников лютеранства ему удалось избежать наказания. Они устроили его похищение, а на самом деле Мартин скрывался в замке Вартбург, где начал переводить Библию на немецкий.

В 1529 году общество официально приняло протестантизм Лютера, который стал одним из течений католицизма. Однако вскоре его последователи разделились на два лагеря – кальвинисты и лютеране.

Кальвинизм получил свое имя в честь Жана Кальвина, который продолжил дело Лютера. Он утверждал, что судьба людей полностью предопределена Богом.

Отношение к евреям

В своей жизни Мартин Лютер неоднократно менял свое отношение к евреям. Сначала он осуждал преследование этой нации, проповедуя терпимость и здравый смысл.

У Мартина возникло странное убеждение, что после прослушивания его проповедей евреи согласятся на крещение. Он написал брошюру под названием "О том, что Христос был евреем", в которой подчеркнул, что Христос также был евреем, и что он поддерживает сопротивление этого народа к власти папы.

Однако он позже осознал, что его учения не вызывают реакции у этой нации, и его отношение к ней стало враждебным. Под воздействием новых настроений он написал книги с явно антиеврейским характером — "Застольные беседы", "О евреях и их лжи".

После этого еврейское население окончательно потеряло веру в этого немецкого философа и не приняло его предложенные изменения. Позднее антисемиты черпали свою идеологию из лутеранской церкви, идеи которой послужили основой для пропагандистской кампании против евреев в Германии.

Мартин считал, что вера не запрещает людям вступать в брак с целью продолжения рода. Из биографии богослова известно, что он создал семью с бывшей монашкой, от которой у него появилось шестеро детей.

Катарина фон Бора была посвящена в монастырь ее родителями, когда они обнищали. В восемь лет она приняла обет безбрачия, а затем строго следовала дисциплине и аскезам. Ее воспитание в церкви сделало ее строгой и суровой, что отразилось на ее отношениях со супругом.

Их брак состоялся 13 июня 1525 года, когда ему было 42, а ей 26 лет. Они поселились в пустующем монастыре августинцев, просто и скромно, без излишеств. Двери их дома были открыты для всех нуждающихся в помощи.

Смерть

Мартин Лютер неустанно работал до самой смерти. Он выступал с лекциями, проповедями, трудился над написанием книг. Богослов отличался невероятной трудолюбивостью и энергией, он мало спал и скудно питался. По мере старения его начали беспокоить головокружения, частые потери сознания без видимых причин. У Лютера была диагностирована так называемая каменная болезнь, которая причиняла ему невообразимые страдания.

Внутренние сомнения и противоречия также сыграли свою роль в его плохом самочувствии. Лютер рассказывал, что ночами видит Дьявола, который обращается к нему со странными вопросами. Богослов молил Всевышнего послать ему смерть, так как он мучился болезнью многие годы, испытывая невыносимые страдания.

Он скончался внезапно 18 февраля 1546 года. Местом его погребения стала дворцовая церковь, на дверях которой он когда-то закрепил свои тезисы.

Режиссер Эрик Тилль посвятил автобиографическую картину «Лютер» памяти Мартина Лютера, в которой запечатлелась его жизнь полностью.

  • Берлебургская Библия
  • Лекции о послании к Римлянам
  • 95 тезисов о индульгенциях
  • К христианскому дворянству германской нации
  • О пленении церкви вавилонским
  • О свободе христианина
  • О рабстве воли
  • О войне против турок
  • Большой и малый Катехизис
  • Похвала музыке
  • О евреях и их лжи
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий