Матильда Кшесинская является знаменитой балериной, учительницей и главной балериной Мариинского театра. Она получила звание Заслуженной артистки Императорских театров.
Вокруг имени Матильды Кшесинской возник такой густой кокон сплетен, легенд и слухов, что трудно было разглядеть ее настоящую сущность. Современники описывали ее как страстную, преданную природу, обладающую невероятным обаянием. Она стала первой из русских балерин, которой позволили самостоятельно выбирать свой репертуар.
Она была виртуозной, великолепной танцовщицей, способной составить конкуренцию иностранным балеринам, а затем и вытеснить их с русской сцены. Из-за нее члены царской семьи рисковали своей репутацией и честью, даже готовы были участвовать в дуэлях. Александр III назвал ее "украшением русского балета", а Николай II преклонялся перед ее талантом.
Детство
Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа 1872 года в Лигово, неподалеку от Петербурга, в семье, тесно связанной с миром балета. Ее отец, Феликс Кшесинский, российский поляк, был балетмейстером в Мариинском театре. Ее мама, Юлия Доминская, была вдовой танцора из балета Леде и воспитала пятерых детей.
Помимо Матильды, ее старшая сестра Юлия, которую все звали "Кшесинская 1", также занималась балетом, а ее брат Иосиф Кшесинский ушел из жизни в 1942 году в блокадном Ленинграде.
По преданию семьи рассказывается, что прадед по отцовской линии был лишен своего графского титула, состояния и благородной фамилии Красинский еще в молодости. Он сбежал во Францию, чтобы укрыться от наемных убийц, нанятых его собственным дядей, который жаждал титула и богатства. Вернувшись, прадед не смог подтвердить свое происхождение из-за утери всех документов, остался лишь перстень с гербом Красинских. Ему не оставалось ничего другого, как пойти в артисты и достичь успехов на сцене как звезда польской оперы.
Малей, так ласково называемая дома Матильдой, начала заниматься балетом в восьмилетнем возрасте в качестве внештатной ученицы. Завершив обучение в Императорском театральном училище в 1890 году, она получила знания у таких знаменитых учителей, как Христиан Иогансон, Лев Иванов и Екатерина Вазем. Ее выпускной вечер посетили все члены царской семьи, и во время торжественного ужина Матильду усадили рядом с цесаревичем Николаем. Именно в тот момент Александр III сказал, что она станет настоящим украшением и гордостью русского балета.
История творчества балерины началась в Мариинском театре, где она была принята в балетную труппу. Она покорила сцену в этом театре в течение 27 лет, до 1917 года. Когда она выходила на сцену, ее имя звучало как Кшесинская 2, поскольку ее сестра Юлия была первой, кто применял это имя.
Мариинский театр
Роли режиссеры Мариус Петипа и Лев Иванов доверили молодой балерине, которую они знали еще со времен училища. Ее первым дебютом была партия феи Драже в балете «Щелкунчик», затем она танцевала Одетту-Одиллию в постановке «Лебединое озеро» и Никию в «Баядерке».
После ухода балерины Карлотты Брианцы в Италию, Матильда брала на себя ее роль — принцессу Аврору в «Спящей красавице».
В 1896 году Кшесинская была признана примой-балериной императорских театров, несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. Существует версия, что ее карьерный рост был обусловлен ее связями при дворе.
Под ее руководством были созданы балеты, но они не вошли в хронику достижений Кшесинской. В 1894 году она танцевала главную роль в балете с названием "Пробуждение флоры", который был поставлен по случаю свадьбы великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны.
Кшесинская достигла огромных успехов и была на вершине славы, но продолжала совершенствовать свою танцевальную технику. В 1898 году она начала заниматься с частным преподавателем Энрико Чеккетти и стала первой русской балериной, которой удалось выполнить 32 фуэте подряд.
Матильда считала, что артисты с академическим образованием могут безопасно исполнять любые роли. Она засветилась в спектакле Михаила Фокина под названием «Эвника» в 1907 году, после этого приняла участие в постановках «Бабочки» в 1912 году и «Эрос» в 1915 году.
Интриги
Кшесинская всегда возмущалась, когда в труппу приглашали зарубежных танцовщиц, и все свои усилия направляла на то, чтобы противиться этому. Она упорно утверждала, что отечественным балеринам по силам исполнять главные роли, в то время как режиссеры предпочитали приглашать иностранных артистов.
Часто балерина Пьерина Леньяни из Италии попадала в интриги, и несмотря на сопротивление Матильды, она все же оставалась в труппе Мариинки в течение восьми лет. К тому времени Кшесинская приобрела такую власть, что могла противоречить даже директору Императорских театров князю Волконскому, который вынужден был покинуть театр из-за отказа восстановить старую постановку «Катарина, дочь разбойника», где Матильда должна была исполнить главную роль. Хотя Кшесинская утверждала, что основной причиной разногласий между ней и директором театра были проблемы с костюмом, в котором исполнялся русский танец в балете «Камарго».
В 1899 году Матильда осуществила свою старую мечту — получила роль Эсмеральды, которую неохотно передал ей Мариус Петипа. После этого ее ролью танцевала только Кшесинская, несмотря на недовольство со стороны коллег. Ранее исполнение этой роли было привилегией итальянок.
Но все усилия оказались напрасными. Заносчивое поведение балерины вызвало ярость у Дягилева. Его гнев передался даже его слугам, и один из них, Василий, даже посоветовал ему подсыпать балерине яд.
Личная жизнь
Матильда Кшесинская была окружена интригами не только в своей карьере, но и в личной жизни. Она была очень близка к царскому двору, и у нее было несколько любовников из дома Романовых.
В 1892 году Матильда познакомилась с цесаревичем Николаем II, и сразу же их отношения стали очень страстными. Он стал посещать все ее выступления, купил ей красивый дом на Английской набережной, где они могли встречаться незаметно. Они оба знали, что их отношения без будущего, но продолжали встречаться.
Матильда искренне любила цесаревича, об этом она писала в своем дневнике. Она утверждала, что это была любовь с первого взгляда.
После проведенного в Красном Селе сезона, они больше не могли думать ни о ком, кроме друг друга.
В 1894 году Николай II обручился. Его избранницей стала Алиса Гессен-Дармштадская, внучка королевы Виктории. После этого он прекратил отношения с Матильдой.
Однако царские особы продолжали стремиться к ее расположению, и вскоре балерина уже была близка с великим князем Сергеем Михайловичем, а затем ее возлюбленным стал великий князь Андрей Владимирович. 18 июня 1902 года Матильда родила сына Владимира, которому, согласно Высочайшего указа от 15 октября 1911 года, дали отчество «Сергеевич». Фамилия мальчика была Красинский, в родные звали его просто Вовой.
30 января 1921 года Матильда вступила в брак с великим князем Андреем Владимировичем. Свадьба состоялась в Архангело-Михайловской церкви в Каннах. Великий князь усыновил Владимира и передал ему свое отчество. Сама Кшесинская приняла крещение в православной церкви в 1925 году и получила имя Мария.
В ноябре 1926 года по указу Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II, Кшесинская и ее потомки были удостоены княжеского титула и наследовали фамилию Красинские. В июле 1935 года они получили титулы светлейших князей Романовских-Красинских.
Эмиграция
В феврале 1917 года Кшесинская лишилась своего роскошного дома — особняка на Английской улице, который теперь занимал «центральный штаб ленинцев», и дачи. Балерина вынуждена была скитаться с Вовой по чужим домам. Она приняла решение о переезде в Кисловодск, где живет князь Андрей Владимирович, хотя надеется, что очень скоро вернется домой.
В своем дневнике балерина писала, что ее душа находилась в смятении. С одной стороны, она была рада увидеться с Андреем, а с другой, мучилась угрызениями совести, так как оставляла Сергея в столице, где он каждую минуту находился в опасности. Кроме того, она увозила от него ребенка, которого тот очень любил.
Матильда Кшесинская покинула Петербург 13 июля 1917 года, чтобы больше никогда не возвращаться.
Жизнь становилась все более запутанной. Членам аристократии пришлось в течение шести недель проживать в вагонах, где бушевал сыпной тиф, уносящий жизни ежедневно. После этого им удалось уехать из Новороссийска с французскими визами. 25 марта 1920 года они прибыли на виллу балерины в Кап-д”Ай.
Через девять лет Кшесинская уже вела занятия в своей собственной балетной студии в Париже. Она была очень сбалансированным педагогом и никогда не повышала голос на своих учениц.
Память
Биография Матильды Кшесинской настолько богата событиями, что она неоднократно упоминалась в книгах и показывалась в кино. В книге Бориса Акунина «Коронация, или Последний из романов» из серии о Эрасте Фандорине описывается сцена подготовки к коронации Николая II, в которой можно увидеть отсылку к Матильде Кшесинской через одного из героинь – Изабеллу Снежневскую.
В октябре 2017 года на большие экраны вышел фильм «Матильда», где Кшесинская является главной героиней. Режиссером картины стал Алексей Учитель, который показал любовные отношения балерины и цесаревича.
После выхода первого официального трейлера возник скандал. Оказалось, что в фильме демонстрируются эротические сцены с участием главных персонажей, исполненных Михалиной Ольшанской и Ларсом Айдингером.
Инициатива общественного движения «Царский крест» вызвала широкий общественный резонанс, который впоследствии привел к скандалу. Участники движения обвинили создателей проекта в искажении исторических событий и провокации антироссийской и антирелигиозной пропаганды в культурной сфере. На эти обвинения откликнулась Наталья Поклонская, обратившаяся в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить съемки.
В результате проверки не было выявлено нарушений, однако конфликт между общественными деятелями, политиками и кинематографистами продолжался длительное время.
Смерть
Когда Матильде достигла 86 лет, она видела во сне Александра III, услышала колокольный звон и пение в церкви. Она решила написать мемуары о неизвестных фактах своей жизни и публиковала их в 1960 году на французском языке. В 1992 году книгу перевели на русский и выпустили в России
После того сонного времени Матильда провела еще 13 лет. Она ушла из жизни в возрасте 99 лет 5 декабря 1971 года. До столетнего юбилея оставалось совсем чуть-чуть.
Последним домом для великой балерины стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа. Ее похоронили в могиле, где отдыхали ее муж и сын.