Акмулла, или Мифтахетдин Камалетдинов, является выдающейся фигурой в башкирском литературном движении. Его также знают как просветителя, общественного деятеля и философа, чья работа имела огромное значение для тюркоязычных народов Степи и Поволжья.
Откуда пошла его деловая активность? Что делает его творчество особенным и почему оно оказало такое большое влияние? Давайте рассмотрим биографию Акмуллы.
Происхождение
Известно, что Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов пришел в этот мир в декабре 1831 года на просторах Оренбургской Губернии. Однако, происхождение этого писателя вызывает споры среди исследователей. Наиболее распространенное мнение гласит, что он родился в знатной башкирской семье, в то время как другие утверждают, что его родители были казахского происхождения. Сам же Мифтахетдин описывал свою семью как смешанную — отец был башкир, а мать из казанских татар. Однако источники свидетельствуют о том, что Мифтахетдин долгое время проживал в родном доме, который был отцом двоеженцем. Несмотря на аристократическое происхождение, его семья была скорее бедной, чем богатой. Сведения о его личной жизни можно найти в Доме-Музее Мифтахетдина Акмуллы, который находится в его родном поселке Туксанбаево (Миякинский район, Башкортостан).
Молодые годы
Мифтахетдин Камалетдинов удивил своих родителей ранними успехами в учении, был любознательным и начитанным мальчиком. Он обожал письмо, историю и литературу. Сначала он учился на родине, а затем поступил в медресе соседнего поселка, где обучались исламские народы.
В деревне Стерлибашево он стал учеником известного поэта-лирика и суфистского аскета-проповедника Шамсетдина Ярмухаметовича Заки. Скорее всего именно под влиянием своего наставника молодой Мифтахетдин начал заниматься поэзией. Познакомившись с творцом, он захотел поделиться своими переживаниями и мыслями через поэзию и научиться передавать чувства словом.
Странствия
В двадцать пять лет Мифтахетдин покинул своего учителя и отправился в путь. За это время о его жизни сохранилось мало данных. Известно лишь, что он много путешествовал, начиная с южного Башкортостана, через Зауралье, до восточной территории Восточной Сибири. В сельской местности Казахстана он выступал как поэт-импровизатор и правдоруб. Но как он зарабатывал на жизнь? Стихами он не мог прокормить себя, поэтому ему приходилось работать где угодно. Однажды он был столяром в одном посёлке, а в другом ауле он учил детей письму и счёту. Он всегда брал с собой необходимые инструменты и книги, чтобы быть готовым к любой работе.
Тем не менее, Акмулла Мифтахетдин не оставляет своего призвания ни на минуту. Во время своих путешествий поэт вдохновился простым народом и в своем творчестве отразил свою любовь к беднякам. С помощью своих песен он старался принести им свет в жизнь, выбрав основное направление лирики призыв к справедливости и борьбе. В его поэзии осуждались предрассудки и самодурство бай. Звучали призывы свергнуть ярмо помещиков, обогающихся на бедствиях и страданиях простого народа. Свои произведения Мифтахетдин, по традиции, не записывал. Он объяснял это тем, что произведения не принадлежат ему лично, а принадлежат людям. Как и многие его коллеги, он декларировал свои сочинения наизусть, храня их содержание в памяти. Особую роль играло мастерство импровизации. Акмулла прямо на ходу придумывал трогательные и глубокие поэмы, которые презентовал любопытным слушателям.
Путешествуя по бескрайним поселкам, Мифтахетдин не только творил свои стихи, но и соперничал в риторике и мудрости с сэсэнами (башкирские народные баянисты, исполняющие эпические песни под аккомпанемент народных инструментов).
Преследования
Растущая популярность поэта-вольнодумца и его армии последователей вызвала гнев завистников и богачей. Особенно выделился кулак Батуч Исянгильдин, который начал доносить на знаменитого поэта-странника, обвиняя его в уклонении от военной службы (путем приписки казахского происхождения). Хотя нельзя сказать, что он врал. Акмулла, свободолюбивый по натуре, действительно не любил военной службы, а предпочитал путешествия. Его бунтарство и жажда справедливости сыграли свою роль — поэт надеялся добиться перемен для простонародья. Чиновники воспользовались доносом и арестовали мятежного поэта из-за их страха растущего влияния правдоруба и желания утихомирить Мифтахетдина. В результате поэт провел в тюрьме целых четыре года.
Испытание, которое он пережил, стало для него крайне тяжким. Но проблема заключалась не столько в лишениях и унижениях, сопровождающих тюремную жизнь, сколько в отсутствии общения, изоляции и навязанном одиночестве. Акмулла всегда привык действовать и проявлять инициативу, поэтому бездействие в тюрьме тяжело давалось ему. Он понял, что единственный способ выжить в этой ситуации — это продолжать творить. Попав в тюрьму, он принялся за создание новых произведений с удвоенной силой. В своих работах он выражал надежду на счастье и свободу, звучали призывы к светлому будущему без угнетателей. В них прослеживалась борьба с издевательствами, насмешками надсмотрщиков и тяжелыми условиями тюремного существования. Вместе с этим в его работах отражалась любовь к родным местам, желание быть свободным. Но несчастье не могло длиться вечно. Его освобождению способствовал его почитатель Габибул Зигангиров, который обратился с просьбой о прощении к Императору Александру Второму и заплатил залог в размере две тысячи рублей.
Творчество
После того как Акмулла Мифтахетдин был освобожден, он решил направиться прямиком в свою родную деревню. Спустя много лет странствий (ему уже за сорок), он жаждал найти уединение в своем родном месте. К сожалению, его отец был человеком суровым и традиционалистским, и не понял его стремление к свободе и прогрессу. В результате вместо воссоединения их ожидало недопонимание и постоянные конфликты. В конце концов Акмулла снова отправился в путь, от которого уже не будет возврата.
Вновь и вновь, Акмулла своими стихами вселял своим землякам чувство собственного достоинства, защищал личную независимость и права. Он поощрял среди неграмотных крестьян желание учиться, стремление расширить свой кругозор и ценил значение образования. В каких произведениях прослеживаются подобные идеи?
В первую очередь в стихотворении «Мои башкиры!» (также известном как «Башкиры, всем нам нужно просвещение!»). Основная идея этого стихотворения заключается в требовании свободного распространения знаний и образования, что, в свою очередь, улучшит жизнь простых людей. Оригинал был написан на татарском языке, но в нем ощущается любовь к башкирской земле и сострадание к её жителям. Произведение насыщено гиперболами и сравнениями, оно пронизано настойчивостью, страстью и добротой.
«Место зека — в карцере» отражает эмоции автора, страдающего в четырехлетнем заточении. Лирический герой изнурен, его лицо пожелтело, но его главная забота — это не его собственная судьба. Все мысли заключенного направлены на угнетенных товарищей. Именно о них беспокоится душа заключенного поэта.
В стихотворениях таких как «Вода» и «Огонь» акцент уже на природе. Строго описываются природные стихии, на фоне которых человеческие страдания и мечты блекнут. «Всё в мире подвластно огню», заключает поэт. Богатство и знатность исчезают без следа, но мудрость и знание вечны.
В стихотворении «Осень» звучат чувственность и нежность, отражающие поток переменчивого движения природы. Поэт погружается в многообразие впечатлений, вызываемых красками и звуками жизни. Русский перевод теряет часть экспрессии оригинала, однако легко доступен.
Тема социального угнетения, столь важная для Акмуллы, четко прослеживается на фоне его произведений «Проклятьем и мольбою» и «Наш мир». В них он обличает жестоких богачей, чей смысл сущестования сводится к угнетению других и накоплению богатства. Мифтахетдин выражает мысль о том, что пока в Башкирии процветает угнетение и произвол правящих классов, пока люди разделены на сословия, жизнь в этих краях будет приносить лишь несчастья.
Гибель
Продолжая свои проповеди с новой силой, поэт привлек внимание новых врагов. Акмулла Мифтахетдин раздражал не только бояр и землевладельцев, но и представителей исламского духовенства. Постоянная борьба за социальный прогресс, против суеверий, религиозного фанатизма и наглости феодалов сделали его объектом страха и ненависти среди реакционных кругов.
Двадцать седьмого октября 1895 года в реке на юге Урала, неподалеку от железнодорожной станции, было найдено мертвое тело Акмуллы. Многие сразу подозревали, что смерть была насильственной, и, скорее всего, заказной. Среди потенциальных организаторов покушения называли боярина Исянгильдина.
Память
Улица в городе Альметьевске и Башкирский педагогический университет были названы в честь выдающегося башкирского поэта. Также литературная премия и сквер в городе Уфа носят его имя. Памятник Мифтахетдину Акмулле был установлен восьмого марта 2008 года.
Скульптура показывает просветителя, отдыхающего после долгого пути. Он общается с двумя детьми (девочкой слева и мальчиком справа). В этом проекте изображена сторона жизни поэта, связанная с просвещением.