Когда Михаил Барышников переехал из СССР в США, он стал «невозвращенцем», и это дало США статус балетной державы мира. Он был единственным русским артистом, полностью узнаваемым в стране. Как сложилась жизнь величайшего балетного артиста? Почему он настаивает на том, чтобы не возвращаться в родную страну, даже на короткий визит? Все это можно узнать из полной биографии Михаила Барышникова.
Семья, детство и образование
Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге, в тот период времени, когда Латвия была частью Советского Союза. Его отец, офицер Советской Армии, переехал в «освобожденную» Латвию вместе со своей женой, домохозяйкой по имени Александра Григорьева. Отец был очень строгим и требовал полного подчинения от жены и сына.
Миша был ближе к своей маме, которая увлекалась искусством и пыталась вовлечь его в этот мир: они посещали музеи Риги вместе, ходили на концерты и спектакли. В то время как отец занимался воспитанием Миши по-своему, что навсегда отдалённо отпугнуло Мишу от него.
В десятилетнем возрасте мальчик окончательно решил стать балетным артистом и информировал родителей об этом, заявив, что уже зарегистрировался на экзамены. Мальчика приняли в хореографическую школу, но учительница Хелена Тангиева сообщила ему, что ему нужно «вырасти», чтобы выступать в сольных номерах. Ежедневно мальчик занимался физическими упражнениями, висел на шведской стене и добился успеха. Его рост увеличился на 4 сантиметра.
Михаил Барышников в своем детстве
В 12 лет Михаила постигла трагедия. Его мама отвезла его к бабушке на Волгу и вернулась в Ригу, где покончила с собой. Причины ее самоубийства остались неизвестными. Это сильно повлияло на подростка, отдалившегося еще больше от своего отца.
Миша некоторое время пытался жить со своим отцом, но тот женился во второй раз, и мальчик ушел из дома. Семья одноклассника Андриса Витиньша приютила подростка, где он прожил два года. С отцом он больше не общался.
Образование
После окончания хореографической школы, Михаил Барышников поступил в училище. Там его учителями стали Валентин Блинов и Юрис Капралис. Особенно большое влияние на молодого артиста оказал Капралис, который поставил для Барышникова и другого студента, позже ставшего знаменитым, Александра Годунова, первые номера, включая совместные выступления.
Базовое образование Барышников получил в средней школе № 22 в Риге. В 1964 году Латвийский театр оперы и балета приехал на гастроли в Ленинград. Юрис Капралис настоял на том, чтобы ученик поехал с труппой и прошел пробы в Вагановском хореографическом училище.
Александр Пушкин, бывший учитель знаменитого Рудольфа Нуриева, принял талантливого ученика в свой класс. Три года обучения у такого учителя не прошли даром: стоило Барышникову получить диплом, как перед ним открылись двери знаменитой «Мариинки».
Молодой Михаил
Жизнь в СССР. «Невозвращенец»
С 1967 года молодой талантливый балетный артист присоединился к Мариинскому театру и сразу же стал ведущим солистом, прекрасно исполняя такие роли, как:
- «Дон Кихот» (Базиль);
- «Спящая красавица» (Дезире);
- «Гамлет» (главная роль);
- «Сотворение мира» (Адам).
В 1973 году артисту было разрешено провести собственный сольный вечер, на котором он сам выбирал программу. Барышников подобрал серию одноактных номеров и исполнил «Дафнис и Хлоя», «Блудный сын» и «Дивертисмент». Это выступление стало апогеем славы артиста в Советском Союзе.
Впервые за рубежом наш герой побывал в Лондоне в 1970 году. Поездка для Михаила Барышникова стала настоящим шоком, особенно культурным. В СССР любые попытки новаторства жестко подавлялись. В Великобритании артист увидел современный балет.
В 1974 году, находясь в гастролях в Канаде, Михаил Барышников принял нелегкое решение – не возвращаться на родину. Танцор попросил политического убежища. В Советском Союзе таких людей называли «невозвращенцами».
Выступление Михаила Барышникова
Карьера в США
Второе приглашение для Барышникова возникло от другого «невозвращенца» по имени Александр Исаакович Минц. Он переехал в Соединенные Штаты и присоединился к труппе «Американского Национального театра». В июле 1974 года артист сделал дебют в Нью-Йорке, играя в спектакле «Жизель» с Н. Макаровой в качестве партнерши.
Этот успех моментально принес славу великому артисту, который начал экспериментировать. В период с 1974 по 1979 годы Барышников был ведущим артистом труппы, а с 1980 по 1989 годы он стал её художественным руководителем. Артист пересмотрел и представил новое видение спектаклей «Золушка», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
В 1990 году Михаил Барышников завершил свою карьеру в классическом балете. Вместе с хореографом и танцовщиком Марком Моррисом он основал проект «Белый Дуб» во Флориде, посвященный развитию современного бального танца.
Модерн принес всемирную славу Барышникову. В каждом своем выступлении артист через движения передает эмоции, излагает свою душу, переживая жизнь и смерть.
Михаил Барышников возглавлял проект «Белый Дуб» до 2002 года. После этого он начал развивать «Центр искусств» своего имени, где собрал произведения живописи и художественной фотографии. Галерея открылась в 2005 году на 37 улице Нью-Йорка.
Фильмография
Режиссеры Голливуда не могли пропустить культового балетного артиста с потрясающей пластикой. Михаил Барышников дебютировал в кино в 1978 году, сыграв звезду балета Юрия Копейкина в «Поворотном пункте», за что был номинирован на Оскар в категории «Лучшая мужская роль второго плана».