Уникальный тимбр голоса этого артиста невозможно перепутать ни с каким другим. Его характерный хрип воспринимается не только в разговорной манере, но и в исполнении песен, которые он исполняет с огромным воодушевлением. Талант Михаила Боярского с годами не угасает, наоборот, как прекрасное вино, становится все более ярким и насыщенным. Он стал настоящим символом Ленинграда, уже сегодня его называют «живой легендой», его всё ещё узнают на улицах и пытаются заговорить с ним, как со старым другом.
Михаил Боярский прославился не только как актер, но и как знаменитый певец. Его настоящая слава пришла к нему после съемок в фильме «Собака на сене», а стать звездой советского кино ему помог выход на экраны приключенческого фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».
Детство и юность
26 декабря 1949 года в семье актеров появился на свет Михаил Боярский. Его мама, Екатерина Мелентьева, и папа, Сергей Боярский, работали в Театре им. В.Ф.Комисаржевской.
Михаил имел знаменитых предков. Дед по отцу, Александр Боярский, был протоиереем и настоятелем церкви Спаса на Сенной, а затем был назначен настоятелем Исаакиевского собора в 1926 году. Екатерина Бояновская, бабушка Михаила, была потомственной дворянкой и окончила Смольный институт благородных девиц.
Из детских воспоминаний у Михаила осталась комната в шесть квадратов на улице Гончарной, в которой жила их пятеро. Он помнит крыс, отсутствие мебели и горячей воды.
У них была отличная библиотека, которую они постепенно распродавали из-за отсутствия денег на одежду и еду. Детские воспоминания Михаила были не самыми восторженными, и самые светлые из них относились к бабушке Екатерине, на которой держалась вся их семья. Она очень любила своих внуков, старалась привить им любовь к традициям своего народа и его культуре.
Михаила любили в семье и старались баловать в пределах своих возможностей. Он ходил с родителями гулять, в театр, в музей, с ним постоянно играли и читали интересные книги. Несмотря на усилия бабушки и других членов семьи воспитать в нем интеллигентность, мальчик был настоящим любителем авантюр и приключений, не упускал ни одной уличной драки.
В семилетнем возрасте Боярский проявил интерес к музыке, и этот интерес не исчез, поэтому его родители отправили его в музыкальную школу при консерватории, где он учился игре на фортепиано. Они мечтали, чтобы из их сына вырос великий музыкант. Они знали, как тяжело быть актером, и не хотели такой судьбы своему сыну. Несмотря на их пожелания, оба сына Боярских пошли учиться в театральные институты.
Что сказали родители старшему Александру, когда он решил учиться на актера, осталось тайной, но Михаилу они предупредили, что он не может рассчитывать на их помощь и защиту.
Однако, их помощь при поступлении была совершенно излишня. Сразу после окончания школы, Боярский поступил на первый курс ЛГИТМиКа, где его наставником стал известный драматург Леонид Макарьев. Обучение студенту Боярскому давалось легко, поскольку он проявил огромный интерес к наукам, а его острый ум усваивал материалы стремительно.
Артистический путь Михаила Боярского начался на сцене театра имени Ленсовета, куда он пришел работать сразу после окончания учебы. Его руководителем был режиссер Игорь Владимиров, который первоначально предложил молодому актеру роль студента в массовой сцене спектакля "Преступление и наказание". Известность пришла к Боярскому после его участия в постановке "Трубадур и его друзья", где он воплотил образ Трубадура. В дальнейшем в его репертуаре появились более яркие роли, которые он исполнил в спектаклях под руководством Владимирова.
Изначально Боярский был обладателем уникальной музыкальной одаренности и гибкости, которые в соединении с его вспыльчивым характером позволяли ему без труда превращаться в самые разнообразные персонажи. Среди них оказывались истинные отчаянные и авантюристы, герои и скитальцы. После этого у Боярского появилась своя фан-база, спектакли с его участием собирали полные залы, а при каждом своем уходе со сцены он уносил с собой бесконечные овации благодарных поклонников.
Михаил Боярский достиг высшего уровня актерского мастерства в Театре им. Ленсовета, где ему достались роли в основном репертуаре. Он сыграл философа Луиса в спектакле "Дульсинея Тобосская", где его сердце покорила главная героиня. Его партнером на сцене стала Алиса Фрейндлих, с которой он впервые встретился в театре.
Позже он получил роль в «Интервью в Буэнос-Айресе», где его партнером был сам режиссер – Игорь Владимиров. Боярский также исполнил главные роли в спектаклях «Спешите творить добро» и «Рояль в открытом море».
В 80-е годы театр переживал критические моменты: ушли все старожилы, с которыми Михаил начинал свою карьеру, и труппа начала распадаться. Но самым тяжелым был уход из театра Алисы Фрейндлих.
В 1986 году Александр Боярский также покинул этот театр. В этом же году он присоединился к Ленинградскому театру им. Ленкома, где стал одним из ведущих актеров и исполнил роль Ривареса в спектакле «Овод». В 1988 году Боярский основал свой собственный театр «Бенефис» и стал его руководителем.
Вскоре зрители смогли насладиться спектаклем «Интимная жизнь», режиссером которого был сам Михаил Боярский. Этот спектакль был удостоен главного приза на международном фестивале «Зимний Авиньон».
В 2007 году по решению городского совета Санкт-Петербурга помещение театра перешло в городскую собственность. Боярский проиграл борьбу с чиновниками, и «Бенефис» прекратил свое существование.
Фильмы
Во время учебы Михаил Боярский начал свою кинематографическую карьеру. Его пригласили сыграть главного героя в фильме молдавских кинематографистов «Мосты», где его партнером был Михай Волонтир. После выхода этого фильма Михаил не стал знаменитостью, но получил много опыта. Через год режиссер Леонид Квинихидзе пригласил актера на второстепенную роль в комедии «Соломенная шляпка». На съемочной площадке начинающий актер впервые увидел знаменитых артистов — Людмилу Гурченко и Андрея Миронова.
В 1975 году Михаила Боярского позвали на съемочную площадку психологической драмы «Старший сын». Его партнерами стали Николай Караченцов и Евгений Леонов. Фильм навсегда вошел в золотой фонд отечественного кинематографа, за время проката его посмотрела миллионная армия зрителей.
После съемок музыкального фильма «Собака на сене» Михаил Боярский получил громкий успех. Высокий, статный, молодой актер отлично подошел для образа ключевого персонажа этой ленты. Режиссер Ян Фрид смог собрать на площадке настоящих профессионалов и талантливых артистов, что стало залогом такого огромного успеха фильма. Михаилу Боярскому выпала роль Теодоро – молодого человека, влюбленного в главную героиню, которую сыграла Маргарита Терехова. В картине также снялись начинающая актриса Елена Проклова и опытный Армен Джигарханян.
Изначально режиссер планировал вовлечь Михаила Боярского в исполнение роли маркиза Рикардо, жениха основной героини. Планировалось, что образ Теодоро будет отдан Олегу Янковскому или Олегу Далю. Однако после первой пробы он изменил свое решение. Теперь Боярский играл роль Теодоро, а роль Рикардо досталась Николаю Караченцову.
В 1979 году вышел фильм, который принес Боярскому огромную популярность. Речь идет о комедии "Д’Артаньян и три мушкетера", режиссером которой был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Этот трехсерийный фильм сделал Михаила знаменитым и превратил его в секс-символ страны. Сначала режиссер хотел поручить главную роль Александру Абдулову, а Михаилу предложил роль Рошфора. Позже он изменил свое решение и предложил Боярскому сыграть роль одного из мушкетеров — Атоса или Арамиса.
Начиная с 1978 года режиссеры соревновались за возможность работать с Михаилом Боярским, так как все стремились заполучить эту звезду в свои проекты. Каждый год его список фильмов пополнялся 3-5 новыми работами. К 1990 году он уже снялся в тридцати лентах. Именно в то время он присоединился к съемочной группе фильмов «Сватовство гусара» и «Гардемарины, вперед!», которые были сняты под руководством режиссера Светланы Дружининой.
На съемках комедии-вестерна «Человек с бульвара Капуцинов» режиссер Алла Сурикова пригласила Боярского, где он исполнил роль Черного Джека. После этого он сотрудничал с Юнгвальд-Хилькевичем в фильме приключенческом «Узник замка Иф», где ему досталась роль Фернана де Монсера — негативного персонажа.
В 1989 году зрители увидели любимого актера в таких любимых ими лентах, как «Искусство жить в Одессе» и «Дон Сезар де Базан». Первую картина снова была режиссера Юнгвальд-Хилькевич, и он предложил Боярскому сыграть гипнотизера. Вторую ленту снял Ян Фрид, и опять же он утвердил Михаила на роль главного героя.
Музыка
В девяностых годах было выпущено десять фильмов с участием Михаила Боярского. В это время снимали продолжение приключений мушкетеров, картина «Тартюф», режиссером которой был Ян Фрид. Потом актер сыграл в фильмах «Королева Марго», «Клюква в сахаре», «Зал ожидания». Именно в 90-х художник начинает свою музыкальную карьеру. В те годы он признавался, что его постоянно приглашают на съемочную площадку, но он вынужден отказываться, потому что предлагаемые образы его «не цепляют».
В это время он подарил своей огромной армии поклонников множество песен, которые стали хитами на многие годы. Он исполнил композиции под названием «Спасибо, родная!», «Зеленоглазое такси», «Все пройдет», «Городские цветы», «Листья жгут». Виктор Резников, Максим Дунаевский и Леонид Дербенев написали песни для Боярского. Когда появилась песня под названием «Сокольники», авторами которой были Лариса Рубальская и Владимир Мигуля, старинный парк получил свой гимн. Песни композитора Виктора Мальцева были выпущены двумя альбомами, которые получили название «Графский переулок» и «Дорога домой».
Между Боярским и Караченцовым существовало настоящее соперничество в музыкальном творчестве. У обоих артистов уникальные голоса, каждый из которых обладает своей неповторимостью. Их невозможно спутать с кем-то другим, их голоса узнаваемы сразу же. После выпуска песен, исполненных Боярским, армия его поклонников выросла в несколько раз. На его концертах собиралась миллионная аудитория, просящая его исполнить композиции из известных фильмов и новые, но уже полюбившиеся песни — «Большая медведица», «Спасибо за сына и дочь», «Ап!» и многие другие.
В современной эпохе Боярский почти не участвует в кино. Ему не интересно понижать уровень до низкокачественных фильмов, истории о бандитах и полицейских абсолютно не привлекают его внимание. Поэтому в настоящее время актера можно увидеть довольно редко, и то только в тех фильмах, которые считаются "высоким искусством".
Когда режиссер Владимир Бортко предложил Боярскому сценарии таких фильмов, как "Тарас Бульба", "Идиот", "Петр Первый. Завещание", он с радостью согласился на съемки. В последнем проекте он сыграл князя Дмитрия Кантемира, а его дочь Елизавета получила роль Марии Кантемир.
В 2013 году режиссер Андрей Кавун снял сериал «Шерлок Холмс», в котором главные роли исполнили Игорь Петренко и Андрей Панин. Боярский сыграл роль инспектора Лестрейда.
Три года спустя, в 2016 году, поклонники артиста были рады новой работе своего кумира. Это произошло в фильме «Черная кошка», снятом режиссером Антоном Сиверсом. Фанаты артиста были немного удивлены — Боярский отошел от своего «табу» и снялся в криминальном жанре, что противоречило его принципам. Но ему было интересно попробовать себя в новом жанре и поработать с таким сильным актерским составом. Кроме Боярского, в фильме также снялись Константин Лавроненко, Игорь Петренко, Гелу Месхи, Алексей Шевченков, Елена Цыплакова.
Михаил Боярский занимает прочную общественную позицию. Он стал одним из тех, кто выразил поддержку президенту Путину в вопросе Крыма и Украины. В результате этого актер был внесен в список лиц, которым запрещен въезд на территорию Украины. Перечень был составлен Службой безопасности Украины.
Во время выборов в Государственную Думу осенью 2016 года, Боярский был кандидатом от партии «Единая Россия».
Личная жизнь
Карьера Михаила Боярского прошла удивительно успешно, также как и его личная жизнь. Считается, что браки актеров ненадежны, для двух творческих личностей трудно жить под одной крышей, однако иногда бывают исключения. Будущую жену Ларису Луппиан Михаил встретил в театре имени Ленсовета, где они оба принимали участие в постановке «Трубадур и его друзья». Михаил играл главного героя, а Ларисе досталась роль принцессы.
Лариса впоследствии вспоминала, что увидела Мишу впервые еще в университете, но тогда он не произвел на нее впечатления. Он был высокий, худой, с гладко выбритой головой и очень высокомерный. Когда они начали репетировать в театре, Лариса сумела рассмотреть парня поближе и заметила, что он не так уж плох. Кроме того, он был очень открытым, общительным и щедрым. Вокруг него всегда было много друзей.
Скоро между ними вспыхнул роман, который не понравился режиссеру. Он всегда противился романтическим отношениям между актерами в труппе и угрожал увольнением тем, кто нарушал этот запрет. Но влюбленные не испугались и вскоре поселились вместе. Театр выделил Ларисе комнатку в 13 квадратных метров, где они обустроились.
Боярский не торопился жениться на своей возлюбленной, но через некоторое время он понял, что лучшей жены ему не найти. Молодые люди поженились.
Их сын Сергей появился на свет в 1980 году и уже на раннем этапе своей жизни оказался на съемочной площадке двух фильмов. Родители надеялись, что он последует их примеру, но Сергей выбрал свой собственный путь, связанный с политикой. Он стал депутатом Государственной Думы России от партии «Единая Россия». Сергей состоит в браке и воспитывает двух дочерей по имени Екатерина и Александра.
Дочь Боярского, Елизавета, пришла в этот мир в 1985 году. Она совершенно не интересовалась актерской профессией и мечтала стать журналисткой, но в результате влияния родительских генов стала знаменитой актрисой.
Лариса выбрала семью перед карьерой и никогда не пожалела об этом. Их жизнь вместе не была легкой и спокойной. Боярский испытал все прелести своей звездной жизни: множество поклонниц, бесконечные гастроли и многочисленные соблазны, от которых не так просто отказаться. Однако супруги смогли преодолеть все трудности. Их брак несколько раз был на грани развода, но они смогли справиться со всеми испытаниями, и сейчас у них все хорошо.
Боярскому было 35 лет, когда у него обнаружили панкреатит. В 1994 году у него обострился сахарный диабет, и с тех пор он постоянно принимает лекарства и следует рекомендациям врачей в питании. Несмотря на все это, он смог сохранить стройную фигуру: при росте 185 см его вес составляет 88 кг.
В северной столице у семьи Боярских есть собственное восьмикомнатное жилище. Их дочь Лиза вступила в брак с известным актером Максимом Матвеевым и в две тысячи двенадцатом году подарила знаменитому дедушке внука по имени Андрей. Интересно, но оба родителя ребенка активно развивают свою актерскую карьеру, то часто уезжают в гастроли, поэтому Андрей проводит много времени с бабушкой и дедушкой. В конце две тысяч восемнадцатого года у Елизаветы появился второй сын — Григорий. Бабушка активно помогает в воспитании малыша, ведь мама вновь ушла на сцену.
Всем известно, что Боярский в течение долгих лет является фанатом ФК «Зенит» и активным курильщиком. В 2013 году он возглавил движение, защищающее права любителей курения.
Артист сформировал свой сценический образ еще в молодости. После роли Д’Артаньяна он почти всегда носит свою черную шляпу с широкими полями. Его усы также стали неотъемлемой частью его внешности. Существует мнение, что он скрывает шрам на верхней губе, но это никто не подтверждал.
Михаил Боярский сегодня
Творческая активность Михаила Боярского продолжается несмотря на его возраст. Он активно участвует в гастролях, дает концерты, играет в театре вместе со своей женой. Они принимают участие в постановках «Смешанные чувства» и «Интимная жизнь».
Актер не прекращает свою работу в кино. Последней его работой стала роль в фильме «Гардемарины -1787». В 2019 году режиссер Наталья Бондарчук планирует выпустить фильм-сказку для детей под названием «Красная шапочка. Онлайн», в котором Михаил сыграл второстепенную роль.
- 1959 Спички детям не игрушка
- 1974 Соломенная шляпка
- 1977 Собака на сене
- 1978 д’Артаньян и три мушкетёра
- 1980 Путь к медалям
- 1981 Куда он денется!
- 1987 Человек с бульвара Капуцинов
- 1992 Мушкетёры двадцать лет спустя
- 2006 Вы не оставите меня
- 2009 Человек с бульвара КапуциноК
- 2015 Самый лучший день
- 2016 Чёрная кошка
Альбомы
- 1994 — «Дорога домой»
- 1995 — «Мои лучшие песни»
- 1997 — «Сильвер»
- 1998 — «Рассказ подвыпившего бомбардира»
- 1999 — «Встреча в пути»
- 2000 — «Актёр и Песня»
- 2003 — «Долгий путь»
- 2003 — «Графский переулок»
- 2009 — «Избранное»
- 2010 — «Лучшие песни»
Слушать песни
Прослушайте сборник "Ах, какая женщина" на Яндекс.Музыке по ссылке ниже: