Михаил Чехов – талантливый актер, который основал собственную театральную школу и стал известным педагогом. Он был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР и был номинирован на премию «Оскар» в 1946 году.
Детство
Михаил Чехов провел свое детство в Петербурге, где он появился на свет в семье Александра Чехова и Натальи Гольден. Отец мальчика вступил в этот брак во второй раз. После смерти первой жены он женился на гувернантке своих детей, и после этого у них больше не появлялись дети.
Отцом Михаила был талантливый литератор, который писал под несколькими псевдонимами — А. Седой, Алоэ, Агафопод Единица. В своей переписке с семьей он неоднократно упоминал о способностях сына к творчеству.
Учеба
Михаил начал учиться актерскому мастерству в 16 лет, поступив в Театральную школу имени Суворина. Здесь он чувствовал себя уверенно и свободно. Преподаватели, Борис Глаголин и Владимир Сладкопевцев, отмечали, что у Михаила есть талант к лицедейству, особенно в комических и характерных ролях. После окончания обучения Чехов получил работу в Суворинском театре в Санкт-Петербурге, но не задержался там надолго.
Театр
В апреле 1912 года девятнадцатилетний Михаил встречает Константина Станиславского. По приглашению известного режиссера, он отправляется в Москву. И здесь он поступает в Первую студию МХТ. Там Михаил успешно работал под руководством Евгения Вахтангова и других знаменитых мастеров.
Здесь последовали за ролями еще несколько спектаклей. В 1913 году Чехов сыграл Фрибе в спектакле «Праздник мира». После этого последовали еще несколько успешно исполненных ролей. Однако постоянные нервные напряжения привели к обострению его хронических заболеваний сердца и нервной системы. Начав в 1916 году репетировать роль Треплева в «Чайке» у Станиславского, Михаил впал в депрессию и временно покинул театр, прервав репетиции. Несмотря на это, Станиславский был готов его ждать. Осенью 1917 года репетиции были возобновлены, но Чехов физически не мог играть роль самоубийцы, учитывая что недавно самоубийство совершил его двоюродный брат. Роль была передана другому актеру.
К 1918 году Михаил Чехов ощущает себя на сцене гораздо более уверенно и даже открывает свою собственную студию. Работа с молодыми артистами, хоть и не на большой сцене, становится для него лучшей терапией от любых невзгод. В этот период Чехов заинтересовался трудами философа Рудольфа Штайнера, и на основе его антропософских теорий Михаил позднее даже разработал свою собственную систему актерского мастерства. Работу студии одобрил Станиславский, который посещал своего ученика.
Сам Чехов в это время увлекся теоретическими исследованиями. В 1919 году в журнале «Горн» были опубликованы 2 его работы. Первая была посвящена анализу системы Станиславского. Вторая — собственному видению автора работы актера над собой.
Для Чехова 20-е годы XX века оказались очень продуктивными. Он активно выступал в театре, сотрудничая со Станиславским. Его интерпретация роли Хлестакова в комедии «Ревизор» по-прежнему считается лучшей в исполнении Михаила Чехова.
Помимо театральной деятельности, Чехов продолжал преподавать. Он работал со студентами в студии Пролеткульта и у Ф. И. Шаляпина. Успешно воплощал образы Мальволио в постановке по Шекспиру у Станиславского, а также сотрудничал с Вахтанговым над образом Эрика XIV в спектакле с таким же названием. Его премьера весной 1922 года поразила зрителей, и вновь Чехов стал главным триумфатором.
Однако вскоре Учителев умирает. И Чехов со своей труппой отправляется в большие европейские гастроли в честь памяти мастера. Артистов везде принимают отлично – в Латвии, Эстонии, Германии и Чехии. Критики восхищаются игрой Михаила, и даже писатель Карел Чапек не находит слов, чтобы выразить свое восхищение.
В 1922 году актеру поступает предложение возглавить Первую студию МХТ, которое он принимает. Вместе с труппой Чехов отправляется на гастроли по США, своей игрой вызывая восторг публики и критиков.
С появлением Советской власти МХТ превращается в МХАТ 2. Возникают жесткие рамки цензуры, в которых вольнодумцу Чехову оказывается не слишком комфортно. Однако он не может представить свою жизнь без театра. В 1924 году в спектакле «Гамлет» Михаил получает главную роль и вновь исполняет ее абсолютно великолепно. Только Станиславский остается недовольным, считая, что вместо трагизма его ученик демонстрирует скорее истеричность.
В 1925 году в театре была поставлена пьеса «Петербург» от Андрея Белого, где специально для Чехова была написана роль сенатора. И опять вся Москва обсуждает его выступление. В 37 лет Михаил выпускает свою первую книгу «Путь актера» в СССР, которая формирует принципы драматического искусства для его последователей на долгие годы вперед. Но в МХАТе 2 обстановка становится все более напряженной. Чехов даже пытается отказаться от роли главы труппы, но безуспешно.
Его уговаривают остаться. Но Волков и Дикий продолжают настаивать на своей репертуарной политике. И даже поддержка Луначарского и труппы не помогает. Михаил все чаще выбирает работу с другими труппами, где ему предоставляется больше творческой свободы. Так, среди его ролей можно назвать Хлестакова в «Ревизоре» в БДТ, а затем Муромского в Малом Театре.
В марте 1927 года внутренний конфликт в театральной труппе находит свое высшее напряжение. Актеры, не желающие работать с режиссером Диким, угрожают массовым увольнением. Под давлением коллег администрация вынуждена отказаться от планованной поездки по США с труппой Станиславского. В итоге Чехов принимает решение уволить Дикого и 8 его сторонников по окончании сезона, что делает его единоличным руководителем в МХАТе 2. Однако это обстоятельство тяготит Чехова, и он подает заявление об увольнении, которое не принимают.
В 1928 году Михаил Чехов умоляет отпустить его на 2 месяца на лечение в Германию. Затем он запрашивает годичный отпуск по состоянию здоровья. Его творческие возможности израсходованы. Силы на исходе. И Михаил Чехов принимает непростое для себя решение не возвращаться в СССР.
Он принимает предложение о работе в театре Макса Рейнхардта. Снимается в кино. Но не чувствует себя комфортно, и переезжает – сначала в Чехословакию. Затем во Францию, в Австрию, некоторое время играет на лондонской сцене. К 1932 году Михаилу Чехову удается найти финансирование, чтобы открыть собственную студию в Латвии. Он поставил спектакли, сам играл на сцене. Создал первые наброски своей книги «О технике актера».
В 1934 году наступили значительные изменения. Благодаря перевороту в Латвии, Чехову пришлось покинуть страну. Он решил отправиться в Лондон и там возобновил свою студию. Она была открыта в 1936 году, и проработала еще некоторое время, хотя и с переменным успехом. С началом Второй мировой войны Чехов переехал в США.
Карьера в США
Михаил Чехов успешно основал свою собственную актерскую школу Actors Laboratory и театр в Риджфиде, который находился рядом с Нью-Йорком. Он использовал нестандартные психотехники для раскрытия таланта артистов, что привлекло внимание и сделало его школу популярной и модной. Несмотря на закрытие школы во время войны в 1942 году, Чехов смог возобновить свою деятельность лишь в 1944 году.
Актерская карьера Михаила Чехова успешно развивалась в США. В Голливуде он снялся в 6 фильмах с 1944 по 1946 год и стал членом Академии кинематографических искусств. Однако с 1947 года из-за проблем со здоровьем он начал меньше сниматься, уделяя больше времени преподаванию.
Биография Михаила Чехова тесно связана с многими другими знаменитостями «золотого века» Голливуда. Он был преподавателем актерского мастерства для многих звезд того времени, включая Мэрилин Монро, Клинта Иствуда, Юла Бриннера, Энтони Куинна и многих других, чьи имена не так известны.
Актриса Беатрис Стрейт считала, что именно благодаря книге Чехова она получила свой «Оскар». Она даже упомянула это в своем благодарственном выступлении. Творчество Михаила Чехова также высоко ценят другие его последователи, такие как Энтони Хопкинс и Джонни Депп.
Роли в кино
Привлекательный молодой человек с выразительными чертами лица, Чехов был популярен даже в немом кино. Свою первую роль он сыграл еще в 1913 году, в фильме «Трехсотлетие царствования дома Романовых».
Всегда критически настроенный к кино, Чехов снялся в США в самых известных своих фильмах. Всего их было 10. Нуарный триллер «Завороженный» даже принес ему номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. В этом фильме Чехова партнерами были легенды Голливуда – Ингрид Бергман и Грегори Пек.
Среди остальных фильмов, в которых он принимал участие, можно выделить советскую картину 1927 года под названием «Человек из ресторана». В этом фильме Михаил Чехов исполнил главную роль — роль официанта. Также следует отметить, что в советском кинематографе он оставил яркий след. У него есть 6 ролей, многие из которых были очень популярны среди зрителей.
Его последней работой в кино был фильм «Рапсодия», выпущенный в 1954 году. Этот фильм с участием Элизабет Тейлор в главной роли пользовался огромной популярностью не только в США, но и в СССР.
Личная жизнь
Михаил Чехов пережил сложные отношения в своей личной жизни, что было явным следствием его глубокого погружения в актерскую профессию. Он вступил в брак дважды. Первая его жена, Ольга, была из рода Книпперов и была связана с О. Л. Книппер-Чеховой, женой дяди актера. Свадьба состоялась в 1914 году тайно, и семья не одобрила этот союз. Брак продержался всего 3 года, в результате чего у супругов появилась дочь. Она в последствии уехала жить в Германию, и русское имя Ольга изменено на более звучное — Ада.
Ксения Циллер, вторая супруга и позднее вдова Антона Чехова, родом из Германии. Она познакомилась со своим мужем в 1918 году и вскоре они поженились. В браке не было детей, но они были счастливы вместе. После смерти Чехова, Ксения Циллер осталась его верной опорой и была упомянута в завещании Мэрилин Монро.
Смерть
1 октября 1955 года в возрасте 64 лет скончался Михаил Чехов, находясь в США. Причиной смерти стал инфаркт миокарда, который подвел слабое с детства сердце великого артиста. Его похороны прошли по церковному обряду, после чего он был кремирован. Урна с его прахом была захоронена на кладбище Форест-Лоун Мемориал в Лос-Анджелесе.