В точности 75 лет назад лётчик Михаил Девятаев устроил побег с секретной фашистской базы.
Михаил Девятаев — легенда армии
Михаил Девятаев — биография
Михаил Девятаев – летчик-истребитель, старший сержант гвардии, который вместе с девятью товарищами по несчастью совершил удивительный поступок – угнал самолет из немецкого концлагеря и совершил побег из плена. Благодаря этому подвигу ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
История деяний бравых военнопленных, сумевших сбежать из концлагеря, захватив при этом самолет, до сих пор остается одной из самых волнующих. Спустя много лет после угона фашистского «Хейнкеля» поступок этой легендарной «десятки» выглядит еще более отважным, и при этом кажется почти неуловимым. В годы Великой Отечественной войны советские воины совершили множество подвигов, и среди них особое место занимает история героического поступка летчика Михаила Девятаева.
Детство
Где-то в Торбеево, в Тамбовской губернии, родился будущий Герой Советского Союза — Михаил Девятаев. Его отец Петр был мастером, а мать Акулина заботилась о дому и их тринадцати детях. Михаил был мордвин-мокшанин по национальности. Отец работал на помещика, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
Михаил отлично учился, но как и большинство мальчишек, у него были проблемы с поведением. Однако одна встреча с летчиком изменила его жизнь. Он проявил необычный интерес к летной деятельности и спросил у летчика, где можно научиться этому навыку. Тот ответил, что для этого нужна хорошая учеба, дисциплина, смелость, отличное здоровье и спортивная форма.
Михаил стал более серьезно относиться к учебе, занялся спортом. После окончания седьмого класса он уехал в Казань, чтобы учиться в авиационном техникуме. Михаил подал документы в техникум, и уже в своих мечтах видел себя в небе. Однако произошла ошибка с документами, и вместо авиационного техникума, Михаил попал в речной техникум. Он решил ничего не менять, но не отказался от своей мечты. Юноша начал посещать занятия в казанском аэроклубе.
Бывали случаи, когда Михаил до поздней ночи находился в самолетном или моторном классе аэроклуба, а утром следующего дня торопился на занятия в техникум. Наконец-то настал тот день, когда Михаил впервые поднялся в небо. Во время первого полета его сопровождал инструктор, но эти впечатления оказались не менее яркими, чем если бы он летал один.
В начале войны из тринадцати детей семьи Девятаевых осталось восемь, и все они усиленно трудились ради победы. Четыре брата Михаила не вернулись с фронта, а остальные его братья и сестры скончались на ранних этапах войны, лишь одному ему посчастливилось дожить до старости.
Военная служба
Михаил Девятаев вступил в ряды действующей армии сразу в начале войны — 22 июня 1941 года, и уже через 2 дня он смог засчитать сбитый самолет врага. Во время боев под Минском он отлично справился с бомбардировщиком Junkers Ju 87. После некоторого времени все, кто прославился в бою, были вызваны из Могилева в столицу. Вместе с другими летчиками Девятаев был удостоен ордена Красного Знамени. 10 сентября 1941 года он сбил еще один самолет «Юнкерс». С 23 июня по 16 сентября 1941 года он 180 раз поднимался в воздух, и количество сбитых им самолетов противника достигло девяти.
В сентябре 1941 года Михаил Девятаев возвращался из очередной боевой миссии под Киевом. Его самолет был атакован немецкими истребителями, и хотя он смог справиться с одним из них, сам был ранен в ногу. После попадания в госпиталь, он уже не смог вернуться на свое прежнее место службы и был переведен в тихоходную авиацию по рекомендации врачей. Позднее его перевели в ночной бомбардировочный полк, а затем он продолжил служить в санитарной авиации. Вернуться в истребительный полк ему удалось только в 1944 году, благодаря помощи Александра Покрышкина.
Вскоре после начала войны группа истребителей, под командованием майора Боброва, сражалась с вражеской атакой в районе Львова. В ходе этого боя Девятаев был атакован и его самолет загорелся, и командир приказал ему прыгнуть с парашютом. Во время прыжка Михаил ударился о стабилизатор и потерял сознание. Он приземлился на территории, захваченной фашистами, и был схвачен.
Советского летчика жестоко допрашивали, после чего отправили в разведотдел абвера. Затем его отправили в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда он решил бежать вместе с другими военнопленными летчиками. Первая попытка бегства произошла 13 августа того же года, но беглецов скоро поймали и объявили смертниками. Таких заключенных держали в лагере смерти Заксенхаузен, где оказался и Девятаев. В этом лагере Михаил смог договориться с лагерным парикмахером (в своих воспоминаниях летчик писал, что парикмахер был бывшим советским офицером танковых войск). Он согласился поменять номер узника на его робе, и таким образом Девятаев стал «штрафником», что дало ему реальные шансы на выживание, а не немедленную гибель в газовой камере концлагеря. Вместе со статусом штрафника Девятаев получил новое имя – Степан Никитенко. Вскоре он оказался в концлагере на острове Узедом, где находился ракетный центр Пенемюде, где разрабатывали новое секретное оружие врага – крылатые ракеты «Фау-1» и баллистические ракеты «Фау-2».
Покинуть остров было невозможно, все осознавали, что рано или поздно их все равно казнят, поэтому заключенные принялись готовиться к новому побегу.
Девятаев обладал уникальными организаторскими способностями, и именно он начал подбирать группу, с которой планировал совершить побег. Отбор проводился очень внимательно, чтобы исключить утечку информации и предательство.
В 1945 году восемь февраля, десять советских военнопленных под руководством Девятаева захватили немецкий бомбардировщик «Хейнкель 111» и совершили побег из плена. Летал Михаил. Немецкие военные не моментально осознали ситуацию, и когда они наконец поняли, что произошло, отправили за ними истребитель, на котором летал один из известных летчиков Третьего Рейха – обер-лейтенант Гюнтер Хобом, удостоенный двух Железных крестов и Немецкого креста в золоте. Опытный летчик не смог отыскать беглецов, поскольку не знал, в каком направлении они улетели. Полковник Вальтер Даль, настоящий ас авиации, заметил самолет с узниками концлагеря, когда вернулся с задания, и услышал по рации приказ об уничтожении одинокого «Хейнкеля». Однако он не смог выполнить этот приказ, так как у него закончились боеприпасы после боя.
Девятаеву удалось пролететь 300 км и посадить машину на территории Польши, где находилась артиллерийская часть советской 61-й армии. Не только он спас жизни девятерым узникам концлагеря, но и сообщил о местонахождении острова и лагеря, передав точные координаты стартовых установок, уже размещенных вдоль берега. Эти сведения были незамедлительно проверены и оказались достоверными. Вскоре остров Узедом был атакован с воздуха.
В сентябре 1945 года произошла встреча Сергея Королева и Михаила Девятаева. Известный инженер лично нашел отважного летчика и пригласил его на аэродром, откуда тот смог угнать самолет. По прибытии на место, Михаил поделился всей информацией, которой располагал, и показал, где производились компоненты ракет. За угон самолета и передачу секретных данных, в 1957 году Девятаев был награжден Золотой звездой Героя Советского Союза.
После войны
После того как его отправили в запас в ноябре 1945 года, Девятаев, как бывший военнопленный, столкнулся с трудностями в поиске работы. Впоследствии ему удалось устроиться дежурным на Казанском речном вокзале, а затем он получил профессию капитана-механика. С 1949 года Михаил работал помощником капитана на баркасе с названием «Огонек», а через три года сам стал его капитаном. В 1955 году его назначили капитаном теплохода. Заслуги Михаила Девятаева стали широко известны в 1957 году благодаря публикациям Яна Винецкого, корреспондента газеты «Советская Татария».
К в конце 50-х годов один бывший военный летчик успешно провел эксперименты с первым отечественным судном, оснащенным подводными крыльями под названием «Ракеты».
Личная жизнь
Михаил Девятаев не был счастлив в своей судьбе, но ему повезло в личной жизни. Он встретил женщину, которую, как сам признался, не заменил бы ни на кого другого, даже самую красивую. Он женился на Фаине и у них родились трое детей – два сына и дочь. Их брак был счастливым, но когда имя Девятаева стало известно на весь Союз, жена часто ревновала его и устраивала скандалы из-за писем от других женщин.
В 1946 году появился на свет старший сын Алексей. Он решил стать врачом-анестезиологом и успешно защитил свою диссертацию, получив степень кандидата медицинских наук. В 1951 году родился еще один сын, Александр, который также решил посвятить себя медицине.
Через шесть лет появилась на свет девочка по имени Нэля. Она выбрала себе творческую профессию, учась в Казанской консерватории. После окончания обучения, Нэля начала преподавать музыку студентам театрального училища.
Михаил Девятаев опубликовал свою первую автобиографическую книгу с названием «Полет к солнцу» в 1972 году, а в 1988 году вышла еще одна его книга под названием «Побег из ада». В этой книге он рассказывает о своем пребывании в концлагере и подготовке к побегу. На обложке этого издания можно увидеть фотографию автора, пересеченную колючей проволокой.
Смерть
Михаил Девятаев провел оставшуюся жизнь в Казани и не прекращал трудиться. В 2002 году он возвращается на аэродром, откуда ему удалось сбежать, и встречается с немецким летчиком, который пытался его перехватить. В это время снимается документальный фильм о героическом поступке смелого советского пилота.
Михаил Девятаев скончался 24 ноября 2002 года. Причина его смерти неизвестна, возможно, из-за старости (ему было почти 86 лет), или из-за болезни. Он похоронен на Арском кладбище в Казани, на территории мемориального комплекса воинов Второй мировой войны.