Михаил Михайлович Фокин – выдающийся танцовщик, создатель знаменитых «Русских сезонов» в Париже и основатель первой балетной школы в Соединённых Штатах.
Детство
Михаил Михайлович Фокин родился в Санкт-Петербурге 23 апреля 1880 года в состоятельной семье. Он был младшим ребенком и очень любим в своей большой семье.
Его мать, которая была немкой, по имени Екатерина Кинд, обожала театр и мечтала о карьере, но вместо этого вышла замуж за ресторатора по имени Михаил Фокин.
Мать заметила удивительную гибкость и стройность своего сына Михаила и была уверена, что он сможет сделать блестящую карьеру в балете. Но отец не разделял ее восторга, так как посчитал, что танцы несерьезное занятие, особенно для мальчика.
Тем не менее, мать тайно от своего мужа отвела девятилетнего Михаила в Петербургское театральное училище. Мальчик был принят и начал обучение в области балетного искусства. Ему по-настоящему повезло, так как его учителями были очень талантливые педагоги и танцовщики. Среди них были Николай Легат, Платон Карсавин, и Павел Гердт — звезды балетного мира конца XIX века.
Учебная программа включала участие в постановках Мариинского театра, поэтому репетиции были основным методом обучения.
Всего через год после поступления в училище Михаил уже участвовал в постановке балета «Спящая красавица», а в 1892 году он выступил на премьере «Щелкунчика», а в 1895 году он был почетно выбран для исполнения главной роли.
После окончания училища в 18 лет, Фокин присоединяется к труппе в качестве солиста благодаря его природному таланту, усердию и высокому профессионализму. Он смог преодолеть статус артиста кордебалета благодаря своему таланту и усердию.
Фокин великолепно справлялся с образами романтических персонажей и характерными ролями. В 22 года он начал преподавать балет в Мариинском театре. Сначала его доверили занятиями с младшими девочками, но вскоре он уже работал со старшими классами.
Михаил осознал, что его талант не ограничивается только балетом. Он хочет создавать постановки, а не только танцевать. Фокин разрабатывает балет «Дафнис и Хлоя», но администрация театра даже не приняла на рассмотрение его предложение.
К 1904 году Михаил Фокин восхитительно исполнял главные роли в таких известных балетах, как «Спящая красавица», «Корсар», «Пробуждение Флоры».
В 1905 году Фокин впервые режиссировал спектакль. Это была выпускная постановка «Ацис и Галатея». В этом произведении он осуществил свою концепцию, согласно которой танец, музыка и живопись должны дополнять друг друга и одновременно представлять собой единое целое.
Все сферы жизни страны пострадали от революции 1905 года. Даже в театре появилась оппозиционная группа, где был Фокин. После того, как революция была подавлена, театр старался не дать Фокину возможность занимать высокие должности. Но ему все же удалось поставить постановку «Сон в летнюю ночь». Она была успешной, и, главное, на ее представлении присутствовали художники из «Мира искусства». Их впечатлил талант Фокина.
Фокин разработал новое представление специально для благотворительного мероприятия. Это была постановка оперы «Виноградная лоза» композитора А. Рубинштейна. Она получила высокую оценку от М. Петипа, который присутствовал на представлении.
Сотрудничество с объединением «Мир искусства»
В 1898 году группа «Мир искусства» была основана. Ведущей фигурой в этом объединении стал Александр Бенуа, который предложил Михаилу Михайловичу поставить новый балет. Так началась новая глава в жизни и творчестве Фокина.
Дягилев занимался написанием либретто и оформлением, а Фокин отвечал за постановку танца. Музыку для балета написал композитор Николай Черепнин. Спектакль получил название «Оживший гобелен» и сначала был поставлен на экзаменационном спектакле, а затем показан на сцене Мариинского театра.
Следующей совместной работой стал балет «Египетские ночи». Его премьера состоялась 8 марта 1908 года. Инновации в работе Фокина в качестве балетмейстера проявились в том, что он стилизовал позы, изображенные на древних египетских фресках.
В 1909 году Фокин поставил балеты «Евнику» и «Шопениану». Успех обеих постановок превзошел все ожидания. Руководство Мариинского театра признало его талант и право на звание балетмейстера.
«Русские сезоны» в Париже
Продолжается сотрудничество Фокина с изданием «Мир искусства». Сергей Дягилев, с которым его знакомит в 1908 году А. Бенуа, предлагает Михаилу стать постановщиком «Русских сезонов» проходивших в Париже. Следующие три года можно назвать расцветом деятельности Фокина как балетмейстера.
Всего за несколько лет были поставлены балеты, ставшие мировой классикой, прославившие имена русских танцоров, композиторов и художников за границей.
«Шехерезада», «Петрушка», «Жар-птица», «Карнавал», «Подводное царство», «Синий бог» и, конечно, «Петрушка» на музыку И. Стравинского.
В начале своей карьеры Фокин наслаждался полной свободой в своем творчестве, но амбиции Дягилева стали источником непонимания между ними. Хотя Фокин признавал талант Дягилева в качестве великого организатора, он не хотел, чтобы тот вмешивался в творческий процесс и демонстрировал свою власть.
В 1912 году Дягилев приглашает второго постановщика — В. Нижинского. Из-за этого Фокин покидает «Русские сезоны» и возвращается в Мариинский театр.
В 1914 году он снова начинает сотрудничество с Дягилевым, создавая постановки «Золотой петушок», «Мидас» и «Легенда об Иосифе». Однако эти работы не вызывают у публики такого восторга, как ранее, и Фокин снова возвращается в Мариинский театр.
До 1917 года, он создал несколько замечательных балетов, включая «Арагонскую хоту», «Эрос», «Стенька Разин» и «Сону».
После революции он навсегда покидает Россию. Несколько лет проживает в Швеции, а в 1919 году переезжает в Соединенные Штаты.
Работа в США
Михаил Фокин учредил первую в США школу балета, где он преподавал до своей смерти. Кроме того, он продолжал выступать на сцене в качестве танцора до 53 лет.
Хореограф скучал по Родине, поэтому в его творчестве так много произведений на русскую тематику. Например, «Громовая птица» и «Русские праздники».
В 1942 году, испытывая глубокую тревогу за судьбу России, Михаил Фокин создает балет «Русский солдат». Основой для него послужило либретто самого Фокина и музыка Симфонической сюиты С. Прокофьева под названием «Поручик Киже». В посвящении Фокин отметил, что этот балет посвящается «храбрым русским солдатам Второй мировой войны».
Михаил Фокин скончался 22 августа 1942 года в Нью-Йорке.
Артисту повезло в личной жизни. В хореографическом училище Михаил встретил свою будущую супругу Веру. Она не только стала его женой, но и надежной спутницей жизни и партнершей по танцам.
В Соединенных Штатах Вера жила с мужем и занималась преподаванием в его школе балета. Они вместе переехали из своей родной страны в новую, где им пришлось обустраивать свою жизнь заново. Несмотря на все трудности, они нашли силы и возможности для нового начинания в чужой стране.