Михаил Янгель — биография военного конструктора

Михаил Янгель – уникальный советский инженер, разработавший несколько серий боевых ракет, включая известную «Сатану». Его достижения удостоились Ленинской премии и дважды звания Героя Советского Союза.

Многие из выдающихся разработок Михаила Янгеля стали известны общественности только после его ухода из жизни. В его рабочем кабинете, одном из самых секретных в СССР, зарождались новейшие образцы ракетно-космической техники, включая всемирно известную «Сатану».

Гений, создавший лучшие боевые ракеты на планете, поплатился за свой успех серией инфарктов, последний из которых отнял его жизнь в день 60-летия. Сердце гениального изобретателя не выдержало страшной трагедии, произошедшей при взрыве ракеты на Байконуре.

Ранние годы

7 ноября 1911 года в родился будущий инженер в деревне Зырянова в Иркутской области. Сейчас эта деревня исчезла под водами Усть-Илимского водохранилища. Мальчик рос в большой семье, где вырастили двенадцать детей.

После окончания шестого класса парень переехал в столицу, где уже жил его старший брат Константин. Поступив в московскую школу, Миша нашел себе подработку в одной из городских типографий. Когда он получил аттестат зрелости, он поступил в Школу фабрично-заводского ученичества. Пройдя обучение, он устроился помощником мастера на текстильную фабрику имени Красной Армии и флота.

В 1931 году он поступил в Московский авиационный институт. После окончания университета он получил красный диплом по специальности «Самолетостроение». Во время учебы он занимал должность секретаря комитета комсомола института.

Трудовая деятельность

Своими инженерными способностями Янгель отличался еще с молодости, и благодаря им смог сделать весьма успешную карьеру уже в начале своей трудовой деятельности. После окончания МАИ он получил опыт работы в ряде конструкторских бюро и на авиационных предприятиях, где работал под руководством таких известных авиаконструкторов, как Артем Микоян, Владимир Мясищев и Николай Поликарпов.

После Великой Отечественной войны молодой специалист пришел в подмосковное НИИ-88, сегодняшний Институт Сергея Королева. Именно здесь Михаил полностью посвятил себя созданию ракет, которое стало основным делом его жизни.

В то время космическая отрасль была подвергнута серьезному давлению со стороны власти, ее буквально делили на части. Руководство ВПК в лице Д. Устинова считало, что необходимо создать несколько параллельных отраслей в области разработки и производства вооружения. Это было частью плановой экономики СССР, направленной на искусственное создание конкуренции.

НИИ Королева были разрушены одним из первых – власти поняли, что основную ставку следует делать именно на ракетную отрасль. Янгель стал руководителем Днепропетровского завода «Южмаш» и связанного с ним КБ «Южное».

После ухода Сергея Королева, сильнейшая команда была ослаблена внутренними разногласиями и желанием каждого члена реализовать свои амбиции. В итоге, космическая программа «Союз» пришлось застопорить, и вопрос о покорении Луны остался открытым.

На этом фоне выделялся Михаил Кузьмич Янгель, который не вступал в аппаратные игры. Он просто занимался своим делом, строя ракеты, поскольку лучше всех знал, как их нужно строить.

Ученый создал ракеты Р-12 и Р-14, которые имели среднюю дальность полета. В 1962 году эти ракеты были отправлены на Кубу в ответ на размещение американских боеголовок в Турции. В это же время Янгель и Королев начали бороться за право создать первую межконтинентальную ракету.

Михаил Кузьмич начал свою деятельность с разработки топлива на «высококипящих компонентах». В своих экспериментах Королев пытался использовать керосин и жидкий кислород, для производства которых требовалось сложное криогенное оборудование. Кроме того, ракеты, заправленные таким топливом, были небезопасными при хранении.

Янгель выбрал иную дорогу. Его убеждение заключалось в необходимости заправлять боевые ракеты топливом, способным сохранять рабочее состояние при обычных температурах. С течением времени его подход был принят другими учеными, и в космонавтике стали широко применять криогенные двигатели.

Трагедия на Байконуре

Во время тестирования ракеты Р-16 24 октября 1960 года, Михаил Кузьмич чуть не погиб вместе с несколькими десятками своих коллег. При запуске полностью заправленной ракеты произошел сбой системы, который привел к активации двигателей второй ступени еще на стартовом столе. Проект был не до конца готов, еще оставалось множество технических моментов. Однако партийное руководство настаивало на ускорении запуска, чтобы связать его с празднованием 7 ноября.

Ивнгэля выручило только то, что за две минуты до взрыва он отошел покурить. Катастрофа унесла жизни более ста человек, включая командующего РВСН маршала Митрофана Неделина. После произошедшего конструктор получил инфаркт и не мог вернуться к работе в течение длительного времени.

Серия Р-36

Одним из значимых достижений Янгеля была созданная им тяжелая межконтинентальная ракета Р-36, предназначенная для базирования в шахтах. Особенно известен ее образец Р-36орб, который имел неограниченную дальность полета, что позволяло осуществлять бомбардировку территорий Соединенных Штатов с неожиданного направления для противника.

Однако самым известным творением Михаила Кузьмича стала ракета Р-36М весом 211 тонн, имевшая десять боевых блоков и получившая в западных странах прозвище "Сатана". В процессе ее разработки конструктору пришлось продолжительное время отстаивать свою инновацию – начальный запуск из шахты, против которого возражали многие военные чиновники. Скептики утверждали, что такую огромную машину просто невозможно выстрелить из шахты с помощью газогенератора, однако ученый смог доказать обратное.

Смерть

К несчастью, автор Р-36М ушел из жизни до того, как ракета была запущена — он скончался 25 октября 1971 года, не пережив пятого инфаркта.

Ракеты, разработанные Янгелем, до сих пор находятся в арсенале Российской Федерации и служат основой для почти трети всех имеющихся ядерных боеголовок.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий