Михаил Кошкин — биография и причина смерти конструктора Т-34

Михаил Ильич Кошкин был известным советским инженером-конструктором, который разработал и стал первым главным разработчиком танка Т-34. Он также занимал должность начальника конструкторского бюро в танковом отделении Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин начинал свою карьеру как пекарь на кондитерской фабрике, но впоследствии достиг высоких успехов в области танкостроения. Его танк Т-34 приобрел мировую известность и стал символом победы Советской армии во Второй мировой войне. К сожалению, Кошкин не дожил до начала войны еще 9 месяцев и не узнал о том, какой важный вклад он внес в оборонную промышленность своей страны.

Детство

Михаил Ильич Кошкин появился на свет 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селе Брынчаги Ярославской области, в семье крестьян. Его отец занимался отходничеством. Когда Михаилу было почти семь лет, отец травмировался на лесозаготовках и скончался, оставив вдовой жену с тремя малолетними детьми на руках. Будущему инженеру пришлось батрачить вместе с матерью, чтобы выжить.

В свои десять лет Кошкин покинул родные края и отправился заработать в Москву. Там он поступил на кондитерскую фабрику учеником пекаря и за восемь лет трудового стажа продвинулся до оператора карамелезавёрточных автоматов.

Служба в армии

В начале 1917 года Кошкин был призван на службу в императорскую армию. До августа он сражался на Западном фронте во время Первой мировой войны, был ранен и отправлен в отставку в конце того же года.

Будучи сыном бедняка, Кошкин восторженно поддержал Октябрьскую революцию и пошел добровольцем в Красную армию после начала Гражданской войны. Он стал бойцом железнодорожного отряда и защищал молодую советскую республику от иностранной военной интервенции, сначала под Царицыном, а затем в составе 3-го железнодорожного батальона на Северном фронте в Архангельске. Здесь он впервые увидел бронетехнику и восхитился английскими танками «Рикардо» Mark V, используемыми интервентами на этом участке фронта.

Партийная служба

В летний период 1921 года Кошкин завершил военную службу и начал активную работу в рамках партийной деятельности. После завершения обучения в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, где он познакомился с ведущими деятелями партии С. М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе, Кошкин был направлен в Вятку (современное название — Киров) для организации работы на кондитерской фабрике.

После работы на фабрике в 1924-1925 годах, он начал работать в райкоме, а затем в Губкоме ВКП(б) Вятки. В это время он встретил свою будущую жену, Веру Катаеву, сотрудницу Губпотребсоюза, и вскоре у них родилась дочь Лиза, а позже ещё две дочери по имени Тамара и Татьяна.

Деятельность конструктора

Возможно, Кошкин смог бы добиться успеха в партийной карьере, но его увлечение техникой, которое появилось еще в годы войны, побудило его написать письмо Сергею Мироновичу Кирову, в котором он просил помощи в получении высшего технического образования. В то время стране очень нужны были квалифицированные специалисты, поэтому его прошение было удовлетворено.

В 1929 году его пригласили в Ленинград, где он поступил в технологический институт. Вскоре он перевелся в Ленинградский политехнический институт, потому что там был факультет машиностроения. Производственную практику он проходил на Нижегородском автомобильном заводе. Михаил оказался настолько талантливым, что руководство завода просило Наркомат тяжелой промышленности направить его к ним после окончания обучения. Но Кошкина больше привлекало танкостроение, и на последнем курсе он уже решил, чем займется в будущем.

С защитой диплома в 1934 году по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка», молодой инженер-конструктор присоединился к коллективу Конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода. В течение двух с половиной лет Кошкин продвинулся сотрудником до заместителя начальника КБ. На основе изучения западных моделей танков, бюро начало разработку совершенно новых моделей. Ленинградские инженеры усовершенствовали серийные танки Т-26 и Т-28, создав Т-29 и Т-46-1. В 1936 году за успешные труды Кошкина и его коллег коллектив бюро был награжден орденом Красной Звезды.

Харьков

В 1936 году Михаил Кошкин возглавил танковый отдел №183 на Харьковском заводе, который затем был переименован в КБ-190.

В то время военные машины были важной частью арсенала Красной армии — лёгкие колёсно-гусеничные танки серии "БТ", произведенные в Харькове, и Т-26 из Ленинграда. Главной задачей Кошкина было модернизировать танк БТ-7, устранить его недостатки, особенно коробку передач, и начать массовое производство. Под его руководством КБ-190 с 48 сотрудниками активно работало над 14 проектами, включая установку нового дизельного двигателя В-2 на БТ-7 и разработку новых моделей — БТ-9 и БТ-ИС (последний на основе БТ-2 и БТ-5).

С появлением новых средств борьбы с танками, Конструкторскому бюро пришлось столкнуться с новыми сложностями. Участие легко бронированных советских танков в испанской Гражданской войне (их броня была всего 20 мм) показало, что они уязвимы перед артиллерией. Нужно было не просто модернизировать, а полностью заменить парк танков Красной Армии. Конструкторам была отведена особая роль, а сроки на их разработку были очень жёсткими. Нарушение сроков грозило арестом.

Усиление бронирования для защиты от снарядов увеличивало массу танка, что создавало дополнительную нагрузку на трансмиссию. Однако попытка конструкторов упростить проблему через усложнение трансмиссии предварительно оказалась неудачной: производство такого танка оказалось бы очень дорогим и трудоемким.

Гусеничный танк

После того, как Дик был арестован, Кошкин взял на себя всю ответственность за выполнение задания Министерства обороны. Каждая его ошибка могла привести к лишению свободы или даже к смерти.

Тем не менее, он решил рискнуть и взяться за реализацию своей давней идеи — создание чисто гусеничного танка, который упрощал конструкцию машины и позволял усилить броню и вооружение благодаря экономии. В апреле 1938 года, после того как он получил поддержку И. Сталина, ему удалось получить разрешение Народного комиссариата обороны на испытание опытного экземпляра А-20, а также нового гусеничного танка под индексом А-32. Для того чтобы успеть в сжатые сроки, в начале 1939 года все конструкторские бюро Харьковского завода были объединены в одно КБ-520. Именно М.И. Кошкин был назначен главным конструктором.

Летом 1939 года комиссия, присутствовавшая на испытаниях новых моделей танков, пришла к выводу, что А-20 – быстрый и маневренный танк, в то время как А-32 отличается хорошей проходимостью и защитой. Однако эксперты не могли определить, какую из двух машин следует запустить в производство, и конструкторы продолжили работу над усовершенствованием танков.

На следующих испытаниях в сентябре 1939 года комиссия увидела обновленный А-32, оснащенный 76-миллиметровой пушкой и получивший индекс Т-32. Машина поразила присутствующих не только своими техническими характеристиками, но и дизайном. В этот раз военные официалы также не смогли выбрать танк для запуска в серийное производство.

Начало советско-финской войны (1939-1940 год) подтвердило недостатки советских танков. Конструкторское бюро № 520 улучшило модель Т-32, усилив гусеничный привод и увеличив толщину брони до 45 мм. 19 декабря 1939 года новый танк с индексом Т-34 был принят на вооружение РККА.

Пробег

В марте 1940 года Т-34 прошел испытание по маршруту Харьков-Москва, демонстрируя членам правительства на Красной площади свои возможности. Михаил Кошкин лично принял участие в этом испытании, осознавая всю его значимость.

Опытные экземпляры двух различных танков успешно преодолели бездорожье и снежные заносы, проехав 750 км до Москвы и вернувшись обратно. 17 марта лидеры Советского Союза, включая И. В. Сталина, М. И. Калинина, В. М. Молотова и К. Е. Ворошилова, наблюдали за маневрами танков на Ивановской площади Кремля. Решение о судьбе танков было быстро принято, и их немедленно поставили на производство. Сталин с восторгом назвал новую модель танка "первой ласточкой наших бронетанковых сил".

Смерть

Участие в танковом соревновании сильно подорвало здоровье главного конструктора. Ещё до начала мероприятия Кошкин был простужен, а нервное переутомление только ухудшило его состояние. Он заболел пневмонией, но продолжал работать. Кроме того, Т-34 требовал дальнейших доработок, и КБ-520 начало создавать новую модель Т-44.

Состояние конструктора ухудшалось. Московские врачи, прибывшие в Харьков, провели операцию по удалению лёгкого. Кошкин отправился на реабилитацию в санаторий "Занки" под Харьковом, но это не помогло. 26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался. Все сотрудники завода пришли проводить его в последний путь.

Могила талантливого конструктора была уничтожена немецкими оккупантами прицельными бомбовыми ударами и не сохранилась.

10 апреля 1942 года Михаилу Кошкину посмертно была присуждена Сталинская премия.

Долгое время творец знаменитого танка был несправедливо забыт. Все почести за запуск машины в серийное производство достались Александру Морозову, сменившему его на посту руководителя КБ. Часто Морозова называли "отцом тридцатьчетвёрки". Только в 1990 году президент СССР Михаил Горбачёв присвоил Михаилу Кошкину звание Героя Социалистического Труда, а в 1998 году выпустили почтовую марку в честь талантливого конструктора.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий