Михаил Кузьмин — биография и творчество поэта

Михаил Кузьмин – известный российский литератор, который занимается поэзией, драматургией, переводами, прозой и литературной критикой. Также он является композитором и первым представителем свободного стихосложения в России.

Детство и юность

В Ярославле в 1872 году появился на свет Михаил, чей род происходил от знатного, хоть и не очень богатого рода Кузьминых. Отец Михаила, Алексей Кузьмин, был дворянином, ушедшим в отставку морским офицером, занимавшим должность члена окружного суда. В своих мемуарах Михаил утверждал, что его предком был известный французский актер Жан Офрен, который перебрался в Петербург во времена правления Екатерины II. Дочь этого актера вышла замуж за французского эмигранта, и их потомство стало известными актерами.

Михаил был самым младшим из детей в своей семье, у него было целых шесть братьев и сестер. В возрасте полутора лет его семья переехала в Саратов, где Михаил пошел в местную гимназию. Еще с детства у него появилось увлечение музыкой и литературой. Интересно, что он учился в той же гимназии, что и Николай Чернышевский, известный литературный критик. В школьные годы Михаил начал экспериментировать с прозой, пытаясь подражать Гофману.

После отставки отца семья перебралась в Санкт-Петербург. Вскоре Кузьмин поступил в петербургскую гимназию и подружился с Георгием Чичериным. Позже эта дружба оказала сильное влияние на писателя. Георгий Чичерин стал известным революционером и советским дипломатом. В некотором смысле Георгий выступал в роли наставника для своего молодого друга, советуя ему литературу и помогая познакомиться с культурами других стран.

Михаил также начал заниматься музыкой во время учебы в гимназии, написав несколько романсов и прологов к знаменитым операм. Среди его любимых писателей были немецкие романтики – Гофман, Фуке, Жан Поль и другие.

Закончив школу, будущий поэт решил провести лето в усадьбе Чичериных, несмотря на настойчивые попытки его семьи заставить его продолжить образование. В молодости Кузьмин увлекся музыкой и вскоре поступил в консерваторию, где обучался у Римского-Корсакова.

Обучение в консерватории длилось всего три года. За это время Михаил написал оперы "Эсмеральда", "Клеопатра", "Елена" и сочинял романсы. В свободное время он продолжал углубляться в литературу и искусство различных стран, разделяя точку зрения Платона о том, что красота является неотъемлемой частью жизни и способна преобразить человека внутренне. Вскоре Кузьмин решил уединиться от общества, чтобы посвятить себя искусству полностью.

В 1897 году молодой парень отправился в путешествие по Германии и Италии. Михаил изучал искусство этих стран, что сильно повлияло на его будущее творчество. Зимой в том году он начал сочинять стихи.

Спустя некоторое время, Михаил заинтересовался идеями старообрядцев. Необычный внешний вид Кузьмина вызвал слухи о его пребывании в старообрядческих обителях.

В начале 1900-х годов творчество Кузьмина получило широкое признание. Композитор участвовал в «Вечерах современной музыки», где исполнялись его произведения. Интересно отметить, что эти концерты стали единственным связующим звеном поэта с интеллигенцией того времени. Впоследствии он начал дружить с символистами, разделявшими его мировоззрение.

В 1904 году был опубликован поэтический цикл «13 сонетов» и либретто к опере Кузьмина. Скоро на Михаила обратил внимание Брюсов, который порекомендовал композитору обратить внимание на литературное творчество.

В 1907 году писатель представил свои новые произведения – «Картонный домик» и «Приключения Эме Лебефа». В последующем году Кузьмин завершил работу над книгой стихов «Сети». Интересно, что журналы буквально сражались за право опубликовать произведения писателя.

В период с 1909 по 1910 годы Михаил познакомился с начинающими поэтами и прозаиками: с А. Толстым, О. Мандельштамом, Н. Гумилевым. При общении со символистами, писатель сохранял свою внутреннюю свободу. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузьмин старался определить свой собственный стиль, прозрачный и точный.

Вскоре из-под пера автора вышло семь сборников рассказов. Потом были опубликованы стихотворные издания «Осенние озера» и «Глиняные голубки». Впоследствии были изданы романы «Тихий страж», «Плавающие-путешествующие», пьеса «Вторник Мэри» и многочисленные сборники стихотворений. Произведения автора всегда пользовались узнаваемостью и любовью читающей аудитории.

Несмотря на всеобщую любовь и активное литературное творчество, у Кузьмина всегда были финансовые трудности. Эти проблемы с деньгами не покидали писателя до самой его смерти. Он постоянно отказывался сотрудничать с российскими государственными учреждениями, что заставляло его чаще обращаться к работе с журналами и издательствами. Например, как-то он работал в издательстве «Всемирная литература» в качестве переводчика.

Когда советская власть укрепилась, у Кузьмина стало все сложнее публиковать свои произведения. Через трудности цензуры ему удалось опубликовать литературную статью, сборники «Новый Гуль» и «Параболы», а также поэму «Лесок».

С 1925 года творчество Кузьмина, как и многих других писателей «серебряного века», было запрещено к публикации. Михаилу пришлось зарабатывать на жизнь, пиша музыку к спектаклям и делая переводы с немецкого, французского и английского. Только в 1929 году поэту удалось опубликовать свой последний сборник под названием «Форель разбивает лед».

Личная жизнь

Личная жизнь известного писателя оказалась сложной и запутанной. Гомосексуализм был неотъемлемой частью личности Кузьмина. Его близкая дружба с Чичериным была обусловлена общей сексуальной ориентацией. Взаимоотношения между ними были не только романтическими, но и учительско-ученическими.

Однако окончательное осознание и принятие себя произошло только в зрелом возрасте, когда ему было 25 лет. Он понял, что его влечение к мужчинам является неотъемлемой частью его личности и вдохновляет его творчество. В 1893 году он встретил кавалериста, которого все называли князем Жоржем. Михаил был безумно влюблен в этого молодого человека.

В это время он даже пытался покончить с собой, но испугался и рассказал обо всем матери. Она настояла на том, чтобы он бросил учебу.

Туристический маршрут князя Жоржа и Михаила прошел через живописные уголки Греции и загадочные пейзажи Египта. Вдохновенный путешествием, Михаил собирался превратить в реальность новые творческие задумки. Однако внезапно Жорж отправился в Вену, где внезапно скончался от сердечного приступа.

Когда Кузьмин стал популярным среди творческих кругов, он начал начал писать один роман за другим. В его мастерской появлялись безвестные купцы, приказчики и художники. В 1906 году писатель вступил в кратковременное романтические отношения с художником Константином Сомовым. Позже он влюбился в другого художника, Сергея Судейкина.

Свои чувства к Судейкину писатель отразил в повести «Картонный домик». Однако их роман неожиданно закончился, так как Судейкин женился на балерине Ольге Глебовой.

Весной 1910 года Кузьмин влюбился в молодого гусара и начинающего поэта Всеволода Князева. Соседи рассказывали, что в коридоре под его комнатой часто можно было услышать звон гусарских шпор. Однако этот роман вскоре закончился неожиданным разрывом. После нескольких дней, проведенных в Риге, любовники расстались.

Спустя полгода Князев покончил с собой из-за измены его возлюбленной, Ольги Глебовой-Судейкиной. Этот странный любовный треугольник впоследствии отразился в поэме Анны Ахматовой под названием "Поэма без героя". В произведении герой Кузьмина изображается как зловещая фигура. Однако на самом деле поэт не играл значительной роли в смерти Князева. Сюжет "Поэмы без героя" является выдумкой самой Ахматовой и Судейкиной, которые были хорошими подругами.

Смерть и память

Целых 60 лет творчество Кузьмина было запрещено и не публиковалось в Советской стране. Некоторые его поздние работы были даже утрачены, включая романы "Пропавшая Вероника" и "Римские чудеса", а также все его последние стихотворения. Записи из своего дневника писатель продал Владимиру Бонч-Бруевичу за 25 тысяч рублей. Благодаря публикации дневниковых записей, литераторы нашего времени смогли пересмотреть значение Кузьмина в истории искусства России.

В начале весны 1936 года Михаила Кузьмина уже не было с нами. Писатель скончался от воспаления легких в ленинградской больнице. Юркун описал смерть своего избранника, отметив, что Михаил ушел из жизни «легко, изящно, весело, почти празднично». Похоронен поэт на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

После войны память писателя была увековечена — на его старой могиле был установлен памятник семьи Ульяновых. Вероятно, останки Кузьмина были либо уничтожены, либо перезахоронены в общей могиле.

Интересно, что уже в новом веке творчество Михаила Кузьмина не забыто. В годовщину его смерти его поклонники собираются у его могилы и читают его стихи.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий