Михаил Лазарев — известный мореплаватель и выдающийся адмирал российского флота. Он был одним из первых исследователей Антарктиды и играл важную роль в основании города Новороссийска.
Этот русский мореплаватель провел несколько сложнейших экспедиций, совершил кругосветное путешествие и открыл далекую Антарктиду. Он был уважаемым ученым, получил высокие государственные награды и сыграл важную роль в основании Новороссийска, а также стал командующим Черноморским флотом.
Детство и юность
14 ноября 1788 года в древнем русском городе Владимире родился отважный адмирал. Его отец, принадлежавший к дворянскому сословию, скончался довольно рано, но до своей смерти успел отправить троих сыновей в Морской кадетский корпус. Некоторые ученые утверждают, что братья Лазаревы поступили в кадетский корпус уже после смерти отца, а помог им в этом друг семьи — генерал-адъютант Христофор Ливен.
С самого детства Миша проявлял интерес к учению и проявлял ясный ум, благодаря чему ему легко давались учебные задания. После окончания морского училища, молодой гардемарин был направлен в Англию, чтобы приобрести опыт на европейских судах. В иностранном флоте Лазарев прослужил до 1808 года, почти не покидая моря. В свободное время он усердно читал, особенно увлекаясь исторической и этнографической литературой.
Экспедиции и открытия
После возвращения домой, Михаил присоединился к Балтийскому флоту, где он служил в звании мичмана до 1813 года. Лазарев участвовал в наполеоновских войнах и Русско-шведской кампании.
После поражения армии Наполеона, отважный моряк был назначен командиром фрегата «Суворов», который должен был совершить кругосветное путешествие. Это предприятие было осуществлено при поддержке российских и американских инвесторов, которые были заинтересованы в улучшении морского сообщения между Санкт-Петербургом и «русской Америкой». В начале октября 1813 года все подготовительные работы были завершены, и фрегат отправился в долгое путешествие.
Экспедиция продолжалась целых два года. Во время путешествия команду ждало несколько серьезных испытаний, таких как ухудшение погодных условий. Именно из-за этого «Суворов» долго застрял в шведской гавани, но в конечном итоге смог продолжить свой путь и достичь пролива Ла-Манш. Путешествие еще больше осложнялось тем, что на выбранном маршруте постоянно находились военные корабли Дании и Франции, от которых могли в любой момент ожидать нападения.
Еще одно задержание произошло у британского Портсмута – российскому кораблю пришлось остаться там почти три месяца. Пересечение экватора произошло только в апреле, а в воды Атлантики фрегат попал только к концу мая 1814 года. Приближаясь к берегам Австралии в августе того же года, «суворовцы» услышали громкую артиллерийскую канонаду. Оказалось, что губернатор Нового Южного Уэльса таким образом приветствует русских моряков и выражает радость по поводу поражения Наполеона.
Находясь в водах Тихого океана, командир корабля внезапно увидел некий объект, которого на картах тех лет еще не было. Позже выяснилось, что путешественники открыли новый атолл, до той поры никем не обнаруженный. Как и судно, этот кусок суши был назван «Суворов» — в честь великого русского полководца.
В холодной осени члены экспедиции достигли Северной Америки, а именно порта Ново-Архангельска (Ситка). Проведя зиму в этом морском городке, фрегат продолжил свой путь и летом 1815 года вернулся на родину.
За успешное исполнение экспедиции отважный мореплаватель был одобрен российскими властями, и всего через четыре года ему было поручено занять пост капитана на корабле «Мирный». Этот современный по стандартам того времени шлюп должен был достичь Антарктиды и провести ряд исследований. В паре с «Мирным» должен был отправиться второй корабль под названием «Восток», но на должность командира долго не могли найти подходящего кандидата. Таким образом, Лазарев провел все подготовительные работы самостоятельно.
Фаддей Беллинсгаузен был поставлен во главе экспедиции «Восток» в 1819 году, и оба корабля отправились к берегам таинственной Антарктиды. Результатом этого путешествия стало не только открытие нового материка, но и предоставление доказательств его доступности для кораблей.
Экспедиция продолжалась три года и моряки сталкивались с тяжелейшими условиями, но им удалось опровергнуть мнение Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме того, Лазарев и Беллинсгаузен открыли около тридцати больших и малых островов и собрали на них множество этнографических и географических образцов.
В ходе экспедиции в Антарктику Михаила Петровича Русскую Америку охватила волна незаконной торговли. Для борьбы с этим злоумышленниками российские власти отправили военное судно «Крейсер» с тридцатью пушками на борту и шлюп «Ладога». Руководитель экспедиции Михаил Лазарев возглавил главный корабль, а его брат Андрей – вторичный.
Выйдя из порта в августе 1822 года, российские суда попали в сильные штормы, из-за чего были вынуждены несколько месяцев пережидать в приютившем их Портсмуте. Продолжить путь удалось лишь осенью. Очередные погодные сюрпризы «Крейсер» встретил возле Рио-де-Жанейро. К тому времени «Ладога» осталась позади из-за непрекращающихся морских бурь. Воссоединиться с кораблем брата Лазареву удалось только на берегах Таити.
На побережье Северной Америки русские корабли находились до 1824 года, после чего взяли курс на Россию. И снова мореплавателей ожидало серьезное испытание: в самом начале пути поднялся жуткий шторм, который Лазарев преодолел, не пережидая. Сумев выстоять против бури, в конце лета 1825 года «Крейсер» вернулся в родную гавань.
За успешное выполнение задания Михаил Петрович был повышен до звания капитана первого ранга. Однако командиру корабля этого было мало: он просил о награждении всех членов экипажа. В конце февраля Лазареву был передан строящийся в Архангельске корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж. Когда судно было построено, «Азов» в сопровождении «Смирного» и «Иезекииль» прибыли в порт Кронштадта.
В конце 1820-х годов моряк принимал участие в сражении за Дарданеллы, после чего вернулся на Балтийский флот. С 1832 года он занимал должность начальника штаба на Черноморском флоте. Михаил Петрович сделал значительный вклад в подготовку моряков, внедрив новые методики обучения. Теперь матросы проходили обучение прямо на море, в условиях, максимально приближенных к боевым.
Кроме того, Лазарев улучшил вооружение флота артиллерийскими орудиями и более современными кораблями. Под его руководством впервые был спущен на воду железный пароход, и началось обучение кадетов на новой технике.
Лазарев заботился о службе своих подопечных не только в море, но и на суше. Благодаря его усилиям, на берегу были открыты школы для детей моряков, в Севастопольскую Морскую библиотеку завезли новые книги, и работа географического бюро улучшилась. Также началось издание карт и атласов Черного моря, что было невиданным ранее.
Заслуги Михаила Петровича были признаны многими авторитетными организациями. Он стал почетным членом Русского географического общества, Казанского университета и Морского учетного комитета.
В 1843 году Михаил Лазарев был назначен адмиралом российского флота, а в 1850 году ему была присуждена орден Святого Андрея Первозванного.
Личная жизнь
В 1835 году первооткрыватель вступил в брак с дочерью губернатора Екатериной Фан-дер-Флит. Подруга была значительно моложе Лазарева, но это не помешало паре построить счастливую семейную жизнь. Жена родила своему мужу шестерых детей, хотя двое из них умерли в детстве.
В 18 веке Екатерина Тимофеевна создала женскую благотворительную организацию, которая позднее стала известной как Николаевское благотворительное общество. При великой княгине Александре Иосифовне она занимала должность обер-гофмейстерины. Фан-дер-Флит ушла из жизни в 1877 году и была похоронена на Никольском кладбище в Петербурге.
В годы морских промыслов у Михаила Петровича возникла тяжелая болезнь – рак желудка. Несмотря на тяжелое состояние, он продолжал трудиться. Император Николай I выразил беспокойство по поводу здоровья адмирала, отметив, что тот не заботится о себе.
В начале 1850-х годов Лазарев отправился на лечение в Австрию по рекомендации врачей, надеясь на помощь европейских специалистов. Однако его состояние продолжало ухудшаться, и он почти не вставал с кровати. Он скрывал свои страдания от окружающих и даже в предчувствии скорого конца не обращался к императору за поддержкой для своих близких. Лазарев никогда не любил просить о помощи.
11 апреля 1851 года Михаила Петровича убил рак желудка, когда он был за границей. Тело покойного перевезли из Вены в Россию, где его похоронили с почестями на территории Владимирского собора в Севастополе.
Деньги, необходимые для установки монумента, были собраны уже в день погребения. Памятник открыли в 1867 году, но до настоящего времени он не сохранился. Впоследствии было установлено несколько бюстов в городах, где прославленный мореход жил и работал — Новороссийске, Лазаревском, Николаеве, Севастополе.
Образ адмирала запечатлен на картинах многих художников, включая мариниста Ивана Айвазовского. Его портрет часто встречается на почтовых конвертах и марках, выпущенных в Советском Союзе.