Когда Михаил Ножкин вступил в мир кино, он уже был известным шоуменом и словесником. Его песни о войне доходили до самой глубины сердец, он сумел найти подходящие слова, которые лучше всего отражали самый трудный период в жизни советского народа – Великую Отечественную войну. И эти слова были простыми и доступными, теплыми и живыми. Его песни были наполнены любовью к Родине, дому, семье, именно поэтому зрители так тепло откликались на них.
Михаил Ножкин стал известен как поэт-песенник и драматург. Также интересна его кинематографическая деятельность. Самыми яркими работами артиста стали фильмы «Судьба резидента», «Ошибка резидента», «Хождение по мукам» и другие.
Детство и юность
Михаил Ножкин родился 19 января 1937 года в Москве, в семье Ивана и Клавдии Ножкиных. Его детство закончилось в 4 года из-за начала войны, когда его отца призвали в армию. На службе под Ржевом он был ранен, попал в плен, и провел время в концлагере Бухенвальд, а затем в Дахау, перед тем как был освобожден советскими войсками и вернулся домой.
В начале войны многие дети были отправлены в Сибирь или Среднюю Азию, но Мише повезло остаться с мамой и старшим братом в Москве. Они проживали на территории больницы, которая после войны продолжила функционировать как военный госпиталь. Мама работала медсестрой в операционном блоке и часто находилась в госпитале. Старшему брату исполнилось тринадцать лет, и он начал работать на заводе у станка. Мише с пятилетнего возраста приходилось оставаться дома и помогать старшему брату, выполняя почти всю домашнюю работу. Ему приходилось разводить печь, готовить еду, ходить в магазин, где очереди выстраивались на многие часы.
Ещё будучи ребёнком, Миша увлёкся чтением, а затем начал сочинять стихи и петь песни. После окончания школы он поступил в строительный техникум Моссовета. После получения диплома он мог работать на трёх рабочих специальностях – фрезеровщиком, слесарем по обработке древесины и арматурщиком. В свободное время занимался художественной самодеятельностью, творил стихи и пел. После техникума Ножкин устроился работать в строительстве. Начал с должности мастера, затем перешёл на должность инженера в производственно-техническом отделе, и в конце концов стал прорабом на стройке. Однако мечта о сцене никогда не покидала его.
В 60-е годы Михаил решил не оставлять свою мечту и поступил на учебу в театральную студию при Театре эстрады, несмотря на то, что днем приходилось трудиться на стройке. По вечерам он отдавался любимому делу. Еще во время обучения Ножкин начал выходить на сцену и принимал участие в различных постановках. Зрители одарили талантливого юношу заслуженными аплодисментами.
Закончив учебу в театральной студии, Михаил решил оставить свою работу на стройке и начать творческую карьеру. Он стал членом основной труппы Театра сатиры и уже выступал на сцене как опытный актер. Однако его творческие способности требовали дальнейшего развития, поэтому Михаил начал сочинять песни и писать музыкальные произведения. Многие из его произведений, принадлежавших Ножкину, звучали на сцене в исполнении Владимира Высоцкого. Другие его работы использовались в фильмах, выходивших в те годы.
В 1964 году Михаил Ножкин устроился на работу в «Москонцерт», а в 1967 году начал сотрудничество с другими театрами, понимая, что ему нужно больше разнообразия. Он заключил контракты с несколькими театрами и в 1968 году активно начал работать в кино.
Первый опыт Михаила в кино был в фильме «На два часа раньше», затем он сыграл в «Ошибка резидента», где исполнил роль контрразведчика Павла Синицына. Во время съемок ему пришлось пройти через детектор лжи, но сам аппарат не был виден на экране. Всегда существовало правило, что фильмы о разведчиках привлекают внимание иностранных разведок, поэтому на экране не афишировали достижения советской науки в этой области.
Через год Михаилу Ножкину была поручена роль главного персонажа в фильме «Каждый вечер в одиннадцать». Он сыграл персонажа по имени Стас, биофизика, который влюбился в женский голос, откликнувшийся на его звонок. Роль главной героини в этом фильме исполнила Маргарита Володина. Критики отзывались о фильме не слишком хорошо, однако зрители оценили его и накидали актерам мешками писем.